Путешествие по мордовской ярмарке
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Государева Раиса Васильевна

В данном материале дети знакомятся с мордовским народным фольклором - песнями, сказками, пословицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_mordovskoy_yarmarke_na_konkurs.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного  возраста по теме «Путешествие по мордовской ярмарке».

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Государева Р.В., МБДОУ детский сад «Березка», г. Ардатов, Ардатовский район, Республика Мордовия

Путешествие по мордовской ярмарке

Интеграция образовательных областей:

1. Чтение художественной литературы.

2. Коммуникация.

3 . Познание.

4. Социализация.

5. Музыка.

6. Художественное творчество.

        Программное содержание:

-закрепить знание детей о различных жанрах устного народного творчества: песнями, сказками, загадками;

- обратить внимание на красоту и особенности народного языка.

-вызвать интерес к мордовскому фольклору.

-вовлечь детей в совместную игровую - творческую деятельность.

       Методы и приемы:

 словесные: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы, вопросы, задания, использование пословиц, загадок;

наглядные: использование картинок, иллюстраций;

игровые: игровая ситуация.

         Предварительная работа: знакомство с пословицами и поговорками, загадками, песнями и сказками мордовского народа; чтение художественной литературы; рассматривание книг, иллюстраций к мордовским народным сказкам.

       Оборудование и материалы к занятию: гуашь, акварель, кисти для рисования, колыбелька с куклой, сказка «Лиса и журавль», иллюстрации к мордовским народным сказкам,  картинки с изображением животных.

      Реквизит: «черный ящик», бубен.

      Оформление зала: в центре зала - «карусель»: к верхнему концу стойки прикреплены длинные разноцветные ленты (по количеству детей).

      Музыкальное оформление: Пляцковский М. «Карусель».

Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте, дети. Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые и грустные песни, шутливые потешки. Все эти виды народного творчества принято называть фольклором - английским словом, которое переводиться как «народная мудрость». О мордовском фольклоре сегодня и будем говорить. Чтобы наше занятие было интересным, отправимся на ярмарку, где испокон века веселился, водил хороводы, пел песни, катался на каруселях удалой мордовский народ. (Приглашает детей занять места на карусели: встать вокруг стойки и взяться за концы лент)

Мы на ярмарке побудем,

 Что мы только не увидим.

Карусель с секретом там,

 Все расселись по местам,

Где остановка - там секрет

Загадки, сказки, песни, смех.

      Наша   карусель   завертелась!   Мы   отправляемся   в   путешествие   по ярмарке. (В течение нескольких минут звучит музыка).

     А вот и первая остановка и музыкальная загадка для вас, послушайте ее. (Муз. М. Качурбиной « Колыбельная»). Какую музыку вы только что слышали? Правильно песню. И остановку назовем  «Песенная».

     Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы укладывая своего малыша спать стали петь ему песенки. Эти песни исполнялись у колыбели. Скажите, как называются они? (ответы детей)

     Да, это колыбельные, или баюкашные песни. Как же нужно петь песни, чтобы ребенок уснул? (рассуждение детей) Конечно, эти песни поются тихо, нежно, ласково, потому что каждая мама очень любит своего малыша, желает ему спокойной ночи, хочет чтобы ему снились самые приятные сны, колыбельная песня поется так, как качается колыбелька.

    А теперь давайте споем вместе колыбельную песню:

               Ложись-ка, доченька,

               Ложись-ка, лапонька,

               Под головку положу высокую подушечку,

               Постелю тебе мягкую постельку.

     Воспитатель: Дети, к кому обращается мама в этой колыбельной песне? Правильно, к доченьке. Как она называет ее? (Лапонька) Так, какие же слова найдены здесь, чтобы рассказать нам о том, как выглядит постелька малыша? (ответы детей: высокая подушечка, мягкая постелька)

     Воспитатель: Давайте, дети, вспомним еще об одной особенности мордовских народных колыбельных песен. Они...волшебные. В любую колыбельную песенку можно вставить имя того ребенка, которому она поется.

     Послушайте, как Рита споет эту же песенку для Катеньки. Катя для Наденьки. Теперь все убедились в том, что колыбельные песни волшебные.

     Воспитатель: Дети, вы знаете, что стихи пишут поэты, рассказы пишут писатели, у каждого литературного произведения есть свой автор. А кто же создал колыбельную песню? (ответы детей)

     Да, дети вы, наверное, правы. Скорее всего, колыбельная песня была когда - то создана чьей - то мамой или няней. Только имена мы их не знаем. Затем от мамы перешли к дочке, а от дочки к ее дочке. Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, третьему передал. Так и сохранились колыбельные песни до наших дней.

                  Остановка «Песенная» закончилась.

     Воспитатель: (под музыку приглашает детей занять места на карусели)   

Закружилась карусель

И зовет нас в путь скорей!

     Все готовы к путешествию? Послушайте, что я вам прочитаю (читает мордовскую народную сказку «Лиса и журавль» . Что вы сейчас услышали: потешку, сказку, песенку? Правильно, сказку. Делаем остановку, которая называется «Сказочная». Как Вы догадались, что я читала сказку?

     Дети. Потому что в жизни так не бывает. Звери в жизни не разговаривают, а в сказке могут говорить.

     Воспитатель: Правильно. Рассмотрите рисунок к сказке «Лиса и журавль» (показывает) что здесь необычного?

     Дети: Звери, как и люди, носят одежду, ходят на задних лапах.

     Воспитатель: Располагайтесь поудобнее на этой остановке. Сейчас мы проведем викторину по мордовским народным сказкам. Я предлагаю вам разделиться на две команды. Наши команды назовем «Знайки» и «Почемучки».

     1е задание: Какие мордовские народные сказки мы читали?

(воспитатель показывает 3 рисунка к различным сказкам и задает вопросы)

     а) Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке? («Кот и Лиса») Как в сказке называют кота и лису? (Котофей Иванович и Лисафья Ивановна) 

    б)Персонажей, какой сказки вы видите на этом рисунке? («Свинка».)           Сколько было у свинки поросят? (12)

     2-е задание: а) Вспомните песню Козочки из сказки «Козочка».

                           Дверь откройте, деточки

                            Дверь откройте, маленькие

                             Теплого молочка несу

                            В землю молочко бежит

                            В травку льется маслице.

     б) Какую песенку пел мальчик из сказки « Бойкие саночки».

                              Санки мои бойкие!

                              Санки мои быстрые!

                              Колобок медовенький!

                              Палочка бедовенька!

     3-е задание: а) «Черный ящик». В ящике лежат предметы, которые навлекли беду на коровку - кормилицу детей. Что это за предметы? И что это за сказка? (три пуговицы (деревянная, костяная и медная), сказка «Черная корова»)

     б) «Черный ящик». В ящике находятся предметы, с помощью которых девочке удалось спастись от злых стариков и старушек? Что это за предметы? И что это за сказка? ( Брусок, гребенка, сэми (щетинная щетка для кудели), сказка «Девочка - серебряный зубок»). Как эти предметы помогли девочке? ( Из кленового гребня вырос густой лес, из бруска - высокая и крутая гора, из сэми - высокое дерево).

     4-е задание: а) Из какой это сказки?

- Вышла из - под пола ласка и говорит: « - Сестричка, а сестричка, брось мне бусинку и бисеринку, а я тебе добро сделаю».

     Девочка бросила ей бусинку, бросила бисеринку, ласка говорит ей: « -Как только закончишь нанизывать бусы и бисер спрячься за печку, а около Бабы -Яги положи липовый пенек». ( Из сказки «Злая мачеха»)

     б) Что себе возьмешь, Мишенька? - спрашивает лиса.

     -  Корешки!  - говорит медведь.

     -  Как хочешь соседушка, как хочешь - пропела лиса. - Сам видишь я тебя не обманываю, а беру то, что остается. (Из сказки «Лиса и медведь»)

     5-е задание: а) Как называется сказка, главный герой которого маленький гном, видимый только своему хозяину и обладающий невероятной силой (Сказка «Куйгорож»). Откуда он появился? (Из совиного яйца)

     б) О чем не знал старик в сказке «Ведява»? (О рождении сына). Кому он обещал его? (Ведяве). Кто такая Ведява? (Хозяйка воды или русалка)

     6-е задание: Скажите, кто в кого превратился в сказке «Ведява»     (девушка - в старую корову, парень - в старого пастуха,  девушка - в церковь, парень - в старого попа, девушка - в озеро, парень - в ерша).

7-е задание: Какая сказка вам больше понравилась? Нарисуйте к ней иллюстрацию( творческая работа команд).

     Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями. А теперь вспомните, какими словами обычно начинаются мордовские народные сказки (жили-были старик и старуха...).

     Чему же нас учат сказки? (Рассуждение детей)

     А.С.Пушкин писал «Сказки ложь да в ней намек. Добрым молодцам урок». Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. А знаете, чем все сказки похожи? В каждой обязательно побеждает Добро.

     Воспитатель: Вспомните мордовские пословицы о добре.

     1) Хорошее сделаешь - хорошее увидишь.

     2) Хорошее дело - долго не забудется.

     Давайте скажем « До свидания!» остановке «Сказочная».

Закружилась карусель

И зовет нас в путь скорей!

     (Под музыку дети занимают места на «карусели» и в течение минуты двигаются по кругу, держась за ленты)

     Воспитатель: Сейчас вы сами назовете остановку, на которую прибыли.

                          Ты катись, веселый бубен,

                           Быстро, быстро по рукам.

                           У кого веселый бубен,

                           Тот загадку скажет нам.

     Правильно, это остановка « Загадочная». Здесь живут загадки. Давайте вспомним некоторые из них. Тот, кто назовет загадку, ударит три раза в бубен и передаст его товарищу, который должен отгадать загадку, вспомнить другую, трижды ударить в бубен и передаст его соседу и т.д. (Дети играют с бубном, загадывают и отгадывают загадки). А вы знаете, какую интересную и долгую жизнь прожили загадки до встречи с нами? В древние времена много бед подстерегало человека: то молния ударит в дерево рядом с жильем, то забушует лесной пожар, то волки нападут на скот.

     Люди считали, что и деревья, и трава, и всякая тварь лесная понимают человеческий язык, прислушиваются к каждому слову. И чтобы утаить свои намерения, обмануть природу, люди и придумали тайный язык, понятный только им, например, солнце - красная девица, радуга - красивая дуга, снег -белая мука, луковица - сердитый дед, скворец - черный цыганенок, вот из такой «тайной речи» и появились загадки.

      Можно сказать, что загадка - это очень маленькое описание предмета или явление, содержащие замысловатый вопрос, на который необходимо дать точный краткий ответ. (Выставляется на фланелеграфе картинки с изображениями животных)

     Сейчас я буду загадывать загадки, а вы найдите картинки - отгадки.

     По    своей    форме   загадки    бывают   разные,    например,    загадки предложения:

     По земле ходит, а в руки не дается. (еж)

     А вот еще загадка - вопрос:

     Кто зимою белый, летом серый? (заяц)

     Какую траву и слепой знает? (крапива).

 Есть как бы неоконченные загадки. Их ответ содержится в последнем слове  рифмы:

     На полях снег, на речке лед,

     Ветер свистит - кусает -

     Когда это бывает? (зимой)

      А теперь, аукцион для зрителей, дети сами вспомните загадки - вопросы и загадайте их нашим гостям. (Дети загадывают загадки)

1.   Без чего человеку жить нельзя?

2.   У кого язык длиннее всех?

3.   Без чего хлеб не бывает?

4.   Чего нельзя сосчитать?

5.   Что против ветра бросить нельзя?

6.   Что человека славит?

7.   Кто на свете умнее всех?

8.   Что в избе нельзя увидеть?

9.   Каким гребнем голову не расчешешь?

     Воспитатель: Молодцы! Закончилось наше путешествие по мордовской ярмарке. Но со сказками, песнями, загадками мы не прощаемся. Вы еще не раз встретитесь с этими драгоценными дарами мордовского народного творчества.

Загадки с бубном:

1)Сто заплаток на ней

Высокий корень под ней?

2)Живет в лесу да в лугах,

Когда летит - звенит?

3) Голова железная, тело деревянное?

4)Рот есть - языка нет,

Зубы круглые, в животе вертятся?

5)Язык его железный, голос медный?

6) Зубы есть - языка нет?

7) Сами не едим, а людей кормим?

8)Без рук, без ног, а без рубашки не живет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по русской ярмарке

НОД по художественной литературе, знакомящая детей с различными жанрами устного народного творчества: сказками, загадками, потешками в игровой форме....

Тема: «Путешествие по русской ярмарке».

Конспект ОД в подготовительной к школе группе (логопедической).Образовательная область "Познавательное развитие"Деятельность: КоммуникативнаяВид: формирование представлений о духовно-нравственных ценн...

«Путешествие на Нижегородскую ярмарку».

Путешествие на Нижегородскую ярмарку для детей подготовительной группы...

Конспект Занятия " Путешествие по русской ярмарке"

Учить детей различать разные жанры устного народноготворчества...

Развлечение " Мордовская ярмарка"

Сценарий ко днб родного языка....

Конспект мероприятия досуговой деятельности «Путешествие по мордовскому краю»

Конспект мероприятия досуговой деятельности«Путешествие по мордовскому краю»...

Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.- во...