Конспект мероприятия досуговой деятельности «Путешествие по мордовскому краю»
методическая разработка (подготовительная группа)

Жирнова Алена Владимировна

Конспект мероприятия досуговой деятельности

«Путешествие по мордовскому краю»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dosugovoy_deyatelnosti_v_mordovii.docx312.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия досуговой деятельности

«Путешествие по мордовскому краю»

Составила и провела: Жирнова А.В.

2019 год

Программное содержание:

- Обогащать знания детей о мордовском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту мордовского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки мордовского народа.

-Способствовать речевому, музыкальному, художественно-эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.

-Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к старшим, дружелюбие, чувство гордости за свою республику.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный:  мордовский орнамент, изображения мальчика и девочки в национальных костюмах, иллюстрации к мордовским сказкам, музыкальные инструменты мордовского народа,  ширма.

Предварительная работа: беседы с детьми о мордовском творчестве, экскурсия в краеведческий музей города, разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение мордовских народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта.

Планируемые результаты: дети получат знания  о мордовском народном творчестве. Узнают своеобразие, красоту мордовского фольклора. Начнут понимать национальный колорит музыки мордовского народа.

Ход НОД:

Орнизационный момент

Звучит мордовская народная мелодия .В группу входит воспитатель в мордовском национальном костюме.

Воспитатель:  Шумбратада, иденте ! Здравствуйте, дети!

Посмотрите, как необычно оформлена наша группа, какие узоры! Они состоят из элементов мордовского орнамента, который используется и в одежде, обуви, предметах быта мордовского народа.

 Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня, мы отправимся в небольшое путешествие по мордовской земле. И узнаем много нового и интересного.

Мой край родной – мордовская земля!

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи,

Твои обряды, звучный твой язык.

Воспитатель: А помогать нам в пути будут : девочка-мордовка (стирня) Вияна, она мокшанка. Одета она в красивый национальный костюм. Мокшанки носили рубахи  до колена. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали большое количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе.

C:\Users\Пользователь\Desktop\55f98bd46abad8321ef5e0381c8f.jpg

Воспитатель: И мальчик-мордвин( цераня)Камай,  в народном костюме: основой которого является рубаха - панар и штаны - понкст. Панар всегда носили навыпуск. На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную  рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом.

C:\Users\Пользователь\Desktop\bb0218b775fbb434c5983fa43027d96e--japanese-paper-free-paper.jpg

Они ,ребята сегодня будут нас знакомить с мордовской культурой.

 Основная часть

Воспитатель Итак, посмотрите на ширме вы видите  рисунки детей , выполненные по мотивам мордовских народных сказок, которые вы любите слушать? Какие сказки здесь изображены?

 Дидактическая игра «Из какой сказки?»

 Сказки Мордовского края

1Как собака друга искала;

2Чучело в перьях; 

3Портной,медведь, чёрт и Вирява

5Старуха Йома и две девушки

6 Мышь и сорока 

7Сыре - Варда.

(ответы детей)

Молодцы ребята, все сказки отгадали!

Воспитатель: Мордовия! Когда произносишь это слово, то сразу представляешь ее бескрайние леса, поля с золотой пшеницей. широкие реки...

Ребенок:

До чего же луга хороши,

Зелены и пригожи леса!

Выйди в круг и со мною спляши

От друзей отставать нам нельзя.

Ребенок:

Каждым звуком, каждым словом

Дорог мне язык родной

С колыбели мир огромный

Он открыл передо мной.

Воспитатель: Наши мордовские друзья, Вияна и Камай, зовут нас поиграть  мордовскую народную игру.

4 Мордовская народная игра

«Игра «В круги» ( «Кирькссэ»).

Отгадай, чей голосок,

Становится в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!(Ребенок на мордовском языке спрашивает)

-Тя кие?Тя Данил.(или  имя другого ребенка)

Воспитатель: В нашей республике живет гостеприимный мордовский народ, который любит хорошую музыку, танцы. А какой красивый язык у мордовского народа!

Ребенок:

Видно музыка сегодня

Никому скучать не даст.

Все кругом поют и пляшут,

Каждый, кто во что горазд.

Исполняется мордовский танец.

Мордовский национальный танец «Вадря»

C:\Users\Пользователь\Desktop\SAM_0138.JPG

Воспитатель: А еще мордовский народ любит играть на музыкальных инструментах (рассказ о народных инструментах)

C:\Users\Пользователь\Desktop\img48.jpg

Воспитатель: А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки. А загадки о

музыкальных инструментах. 

Морщинистый может всю деревню веселить. (гармошка)

В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает скачет. (дудочка)

 Ее голос басовит,

 Всех она перекричит.

 Бу-бу-бу, ба-ба-ба,

Заиграла вдруг…    ( труба)  

Воспитатель:

У кого там хмурый вид,

Кто насупившись сидит?

Собирайся, детвора,

Ждет веселая пара.

Мордовская народная игра « В ключи».

Воспитатель: Издавна мордовский народ любил сказки, пословицы, поговорки. А вы знаете мордовские народные пословицы и поговорки?

Дети: Хорошему - везде хорошо, плохому - везде плохо

Хороший человек по глазам узнаётся.

Маленький топор рубит большое дерево.

Хвались не в начале дела, а когда его завершишь.

Воспитатель: Вияна и Камай говорят спасибо, дорогие дети. Повеселились мы с вами, позабавились. Мы хотим вас угостить. Вы любите мордовские блюда? Какие блюда готовят ваши мамы, бабушки?

Дети: Пачат ,салма, блины, шонгорям

Итог занятия.

Вияна и Камай: Мы хотим угостить вас блинами, их наша бабушка (щава)приготовила.

Воспитатель и дети: Спасибо Вияна и Камай, за гостеприимство и за угощение. Желаем вам крепкого здоровья. А нам пора возвращаться к себе в детский сад.

Ребята, попрощаемся  по-мордовски: Няемозонк! (До свидания) Сюкпря! Спасибо.

Дети уходят.

Воспитатель: Дорогие ребята. По-моему мы очень хорошо провели время: повеселились, вспомнили мордовские народные, танцы, игры, узнали много нового о мордовском народном творчестве.

Литература

1. «Валдоня». Программа и методические рекомендации. Саранск 2001г.

2. Хрестоматия к программе «Валдоня». Саранск 2004г.

3. Исайкина А. И. «Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским языкам в дошкольных образовательных учреждениях».Саранск 1996г.

4. https://millionstatusov.ru/poslovitsi/nar/mor.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности «Путешествие на ферму»

Цель досуговой деятельности:- развитие игровой деятельности детей, создание условий для творческого самовыражения детей. Задачи:...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности " «Путешествие по родному краю»

Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства к краю Краснодару, уважение к людям прославившим край.Программные задачи: Формировать гражданскую позицию по отношению к своему краю, любовь и...

Конспект. Организованной образовательной деятельности. Путешествие по родному краю

Цель: Обобщение знаний  о Краснодарском крае. Активизация познавательной и речевой активности.                Образовательные задачи:·...

Конспект занятия в подготовительной группе «Природа Мордовского края»

Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края...

Конспект культурно - досуговой деятельности для детей старшей группы "Путешествие на праздник Масленица».

Приобщение детей к русской народной праздничной культуре. Праздник Масленица....

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности «Сохраним природу Мордовского края»

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.Задачи:Обучающие:Учить использовать растительный мир с умом.Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природ...