КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности «Сохраним природу Мордовского края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Немцова Елена Алексеевна

 

 

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Задачи:

Обучающие:
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

 

Развивающие:Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывающие:Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта Мордовии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Методические приемы: художественное слово, игра с мячом «Назови дерево»,дидактическое упражнение «Скажи, какая береза», рассматривание изделий из дерева, игра «Встань у дерева», рассматривание  трав и рассказы о пользе каждой травы, игра «Что означает этот знак?».

Ход занятия:

-Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами.  Вспомним, какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево».


- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза.

-Люблю берёзку русскую
. То светлую, то грустную.
 В зелёном сарафанчике,
 С платочками в карманчиках.
 С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
. Родную, ненаглядную. То грустную - плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)


Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

-Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С».
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят - «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки.
Разметались белые ромашки,
По лугам, среди высоких трав.
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав.
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки,
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать - и-  мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать - и-  мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают  и пьют от кашля, простуды.

-Выглянул цветочек,
В полутьме лесной,
Маленький разведчик
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

-Есть множество цветов
Красивых. Осторожных.
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в « Красную книгу»  и мы должны бережно относиться к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_priroda_rodnogo_kraya.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.
Задачи:

Обучающие:
Учить использовать растительный мир с умом.
Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Развивающие:Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывающие:Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Материал: Карта Мордовии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав.

Предварительная работа:
Беседа о лекарственных травах, чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Методические приемы: художественное слово, игра с мячом «Назови дерево»,дидактическое упражнение «Скажи, какая береза», рассматривание изделий из дерева, игра «Встань у дерева», рассматривание  трав и рассказы о пользе каждой травы, игра «Что означает этот знак?».

Ход занятия:

-Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- Сегодня мы поговорим с вами о родном крае. Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами.  Вспомним, какие деревья растут у нас?

Игра с мячом «Назови дерево».


- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза.

-Люблю берёзку русскую
. То светлую, то грустную.
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
. Родную, ненаглядную. То грустную - плакучую.

Дидактическое упражнение: «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

- Почему берёзу называют «Доктор»? (из берёзовых почек приготавливают лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)


Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева».
- А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут. Почему называют эти травы «Зелёная аптека»?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.
Крапива – это лекарственное растение. Она растёт в саду, в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

-Из крапивных листочков
Вкусные салаты.
Только к ним прибавить надо
Лук, чеснок, томаты.
А в салате из крапивы
Много витамина «С».
Те, кого мы угощаем
Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение. Она растёт везде – в саду, огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят - «гноятся», то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Ромашки.
Разметались белые ромашки,
По лугам, среди высоких трав.
Словно кто – то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав.
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки,
Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение, он растёт везде, по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать - и-  мачеха – это лекарственное растение. Сначала у мать - и-  мачехи вырастают цветы. Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают  и пьют от кашля, простуды.

-Выглянул цветочек,
В полутьме лесной,
Маленький разведчик
Посланный весной.
Пусть ещё над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижный лёд,-
Раз пришёл разведчик,
И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение. Где люди ходят, там и подорожник растёт. Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

-Есть множество цветов
Красивых. Осторожных.
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)
- Многие растения занесены в « Красную книгу»  и мы должны бережно относиться к ним.