Модель НОД «Сохраним природу Мордовского края» (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Малаева Ольга Борисовна

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края и о бережном отношении к ней.

Задачи:

1.  Закрепить  знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края: к жизни леса, луга, реки .Закрепить правила  безопасного поведения в природе.

2.Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края.

 3.Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

 

 Предварительная работа:

Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

 

Материалы к занятию:

 Магнитофон, аудиозапись.  Презентация к занятию,  Наглядный материал «В лесу», «На лугу», «На реке», волшебная книга жалоб, волшебные предметы «Феи природы».

 

Методические приемы: Музыкальное сопровождение. Загадывание загадки, Беседа. Рассказывание сказки. Игровой «Помощь фее природы», драмматизация; Словесный: художественное слово, вопросно-ответная беседа, Игры: «посадим деревья», «Вернём в лес животных», «Поможем птицам», «Посадим растения луга», «Очистим речку от мусора», Показ презентации  по ходу занятия; Физминутки: «Идём в лес»,  «Деревья», «Лисонька», «Птички».

 

Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие »: Учить отчетливо и внятно произносить фразы и слова, уметь рассказать небольшие рассказы, отгадывать загадки,  отвечать на  поставленные вопросы. Учить правильно называть животных и их детёнышей, знать названия деревьев, животных и птиц живущих в лесах Мордовии, названия луговых цветов, обитателей водоёмов.

 

О. О. «Социально-коммуникативное развитие»: развитие умения играть вместе со сверстниками, воспитание доброжелательности .

 

ОО «Физическое развитие »: создание эмоционального благополучного климата в группе, снятие физического и психического напряжения.


 ОО «Познавательное развитие»: закрепить правила поведения в природе, познавательный интерес к природе родного края.

 

ОО «Художественно-эстетическое»: музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П.И Чайковского, «Одинокий пастух» Джеймса Ласта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_malaeva_o.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

 

 

  Модель ООД

 «Сохраним природу  Мордовского края»

(для детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности)

                                                       

 Подготовила:

воспитатель первой кв. категории

Малаева О.Б.

Саранск, 2020

Цель: Закрепить знания детей о природе родного края и о бережном отношении к ней.

Задачи:

1.  Закрепить  знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края: к жизни леса, луга, реки .Закрепить правила  безопасного поведения в природе.

2.Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края.

 3.Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

 Предварительная работа:

Беседы о мордовском крае. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях занесенных в красную книгу Мордовии.

Материалы к занятию:

 Магнитофон, аудиозапись.  Презентация к занятию,  Наглядный материал «В лесу», «На лугу», «На реке», волшебная книга жалоб, волшебные предметы «Феи природы».

Методические приемы: Музыкальное сопровождение. Загадывание загадки, Беседа. Рассказывание сказки. Игровой «Помощь фее природы», драмматизация; Словесный: художественное слово, вопросно-ответная беседа, Игры: «посадим деревья», «Вернём в лес животных», «Поможем птицам», «Посадим растения луга», «Очистим речку от мусора», Показ презентации  по ходу занятия; Физминутки: «Идём в лес»,  «Деревья», «Лисонька», «Птички».

Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие »: Учить отчетливо и внятно произносить фразы и слова, уметь рассказать небольшие рассказы, отгадывать загадки,  отвечать на  поставленные вопросы. Учить правильно называть животных и их детёнышей, знать названия деревьев, животных и птиц живущих в лесах Мордовии, названия луговых цветов, обитателей водоёмов.

О. О. «Социально-коммуникативное развитие»: развитие умения играть вместе со сверстниками, воспитание доброжелательности .

ОО «Физическое развитие »: создание эмоционального благополучного климата в группе, снятие физического и психического напряжения.


ОО «
Познавательное развитие»: закрепить правила поведения в природе, познавательный интерес к природе родного края.

ОО «Художественно-эстетическое»: музыкальное сопровождение «Вальс цветов» П.И Чайковского, «Одинокий пастух» Джеймса Ласта.

В: Дети, сегодня у нас не обычное занятие к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Д: Здравствуйте!

В:   Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро,

Доброе утро небу и птицам

Доброе утро приветливым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

В: А сейчас  я хочу вам загадать загадку:

Наш край родной, наш отчий дом,

Нам хорошо живётся в нём.

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живёшь, уезжаешь- скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?   ( Родина)

Д: Родина

В: Совершенно верно,это Родина. Родина – это большая страна в которой мы живём.

Как называется наша Родина?

Д: Наша Родина называется Россия.

В: У человека есть ещё и малая Родина- это место где человек родился, где он живёт, это улица, город, дом где он растёт. Как называется наша малая Родина?

Д: Наша малая Родина – Республика Мордовия.

В: Настя нам прочитает стихотворение о Мордовии.

 Мордовия моя- леса и пашни,

Цветов и птиц привольная страна,

Неужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона!

Есть в Мордовии поля без края,

До небес богатые леса,

Здесь растём и прославляем,

Мы тебя, Мордовская земля!

В: Дети ,я знаю одну интересную сказку про Мордовию. Хотите послушать?

Присаживайтесь. Я сейчас вам её расскажу.(Презентация сказки)

В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете земля жила была одна

Мудрая матушка, наша большая Родина- Россия. У неё было много дочерей, но самой любимой была Мордовия.

Дочь Мордовия была очень красива, но несмотря на свою красоту очень скромна и добра.

Было у Мордовии много подруг, но самой любимой была фея Природы. Очень хорошо дружили Мордовия и фея Природы, потому, что люди, которые жили  в Мордовии помогали природе и берегли её красоту. Но однажды в Мордовии появилось фея зла, она стала учить  людей делать злые поступки и губить природу.

Очень тяжело пришлось фее природы, заболела она, трудно ей одной бороться с феей зла. Вот такая грустная сказка.  

Дети, сегодня  нам пришло одно видеосообщение от феи природы, оно меня очень огорчило,   я предлагаю всем вместе посмотреть, что-же случилось?

Фея природы прислала нам видео сообщение давайте его посмотрим.

(Дети смотрят видео сообщение, фея природы просит о помощи).

Дети вы хотите помочь фее природы? Да.

Вместе с видео сообщением фея прислала нам вот эти волшебные предметы, которые помогут нам справится со всеми трудностями и помогут нам легко оказаться в нужном месте.  

 

В: Дети я заглянула в книгу жалоб, и услышала много жалоб от лесных жителей, значит нам нужно отправляться в лес.

Динамическое упражнение «На прогулку в лес»

Раз-два-три, Раз-два-три- по дорожке мы пошли.

Петлять тропинка начала средь высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

Впереди течёт ручей, подходите поскорей.

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два

Позади теперь вода!

Дышим ровно, глубоко.

Лес весенний увидали и к нему мы пошагали!

В:Вот мы и пришли во владения феи природы!

 

В: Дети, где мы оказались?

Д: (Дети смотрят на экран, видят картину вырубленного леса ) В лесу.

В:  Ангелина, открой пожалуйста книгу жалоб, от кого же первая жалоба?

Д: Первая жалоба от ёлочки.

В: Ангелина, я тебя превращаю в ёлочку расскажи что же случилось?

Ёлочка:

Грустно и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли красавицы ели. Но однажды появились люди с топорами, вырубили все ели. Нет теперь этих стройных елей. Как же мне быть ? Помогите!

В:Дети что с ёлочкой произошло?

Д:Люди вырубили в лесу все деревья и ёлочка осталась одна.

В: Конечно, ужасна картина погибшего леса. Подумайте, что можно сделать, чтобы лес снова возродился?

В: Может вы знаете, как помочь ёлочке чтобы она не осталась в лесу одна?

Д: Нужно посадить новые деревья.

В: Хорошо! Давайте посадим новый лес.

(Дети выставляют на мольберте с изображение вырубленного леса  макеты деревьев)

Д: Я посажу ель, а посажу берёзу, я посажу клён,  я посажу дуб, сосну,  липу, осину, тополь.

В:Замечательный вырос  у нас лес, скажите какими теперь стали деревья?

Д:(Большими,   толстыми, крепкими, красивыми, могучими, ветвистыми, раскидистыми, сильными)

 

В:  . Но для того чтобы вырос новый лес в природе, понадобится очень много времени. Поэтому надо лес беречь. Какие правила надо соблюдать в лесу, чтобы наши деревья не погибли?

Д: Нельзя вырубать деревья, их нужно беречь.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

В: Правильно, деревья можно срубить только с разрешения лесничего и в определённом месте.

Какой же природоохранительный  знак мы оставим в лесу, чтобы люди помнили и не забывали это правило? Кирилл выбери и прикрепи пожалуйста нужный знак.

(Слайд большого леса)

Физминутка

Дети давайте представим, что мы деревья, которым очень хорошо расти в лесу:

Выросли деревья вскоре.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

В: Хорошо, ёлочке мы помогли, а я уже слышу следующую жалобу.  Настя посмотри пожалуйста ,от кого же она?

Настя: Эта жалоба от лисы.

В: Настя я тебя превращаю в лисичку, расскажи нам пожалуйста, что же случилось?

Лиса:

Меня звери к вам послали и обиды передали.

Ведь в лесу нас обижают, жить спокойно нам мешают. Шла я к воде напиться, и лапку свою обожгла.  Люди костры в лесу разжигали, не потушили, начался пожар, все звери убежали в соседний лес. Одна я осталась, лапка болит, много крови потеряла. Дети помогите мне пожалуйста!    

(Слайд «Пожар в лесу»)

В: Дети какая беда случилась с лисичкой?

Д: В лесу начался пожар и лиса обожгла лапу.

В:Как же мы можем помочь лисе?

Д: Пожар потушить, лапу перевязать.

В: Правильно, давайте потушим пожар.

(Дети убирают изображение пожара с поляны на мольберте)

Дети мы пожар потушили и в лес снова вернулись животные,

Я сейчас вам загадаю загадки обманки, а вам нужно догадаться какие же животные вернулись в лес.

Загадки – обманки.

В малине знает толк, хозяин леса это (медведь)

Кто любит по веточкам носится, конечно рыжая (белка)

Клубком свернулся, ну-ка тронь со всех сторон колючий (ЁЖ)

Эта рыжая сестрица ловить зайцев мастерица,

Угадаешь и поймёшь конечно же это (лиса)

Быстрее всех от страха несётся (Заяц)

В чаще голову задрав. Воет с голоду (Волк)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(
Кабан)

Вот этот случай очень редкий -
На голове растут две ветки.
(
Олень, лось)
(Дети на мальберте выкладывают отгадки)

В Скоро у зверей в лесу появятся детёныши.

Игра «У кого кто?»

У медведя – медвежата.

У белки-бельчата

У ежа-ежата

У лисы – лисята

У зайца- зайчата

У волка- волчата

У кабана- кабанята

У лося- лосята.

В: Дети, а чтобы впредь больше не случалось такой беды с дикими животными, какое правило нужно соблюдать в лесу?

Д: В лесу нельзя  разжигать костры.

В:Максим выбери пожалуйста знак, который поможет людям запомнить это правило.

(Слайд «Животные вернулись в лес»)

Физминутка «Лисонька»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала-

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

В: Дети в книге есть ещё жалобы, от кого же они?

Антон, скажи от кого же следующая жалоба?

Д: Следующая жалоба от сороки.

Расскажи что с ней случилось?

Сорока.

Не долго я радовалась. Пришли в лес люди, стали шуметь, гнёзда разорять, гнездо моё разорили, яйца разбили, птенцов у меня теперь не будет. Поэтому нам птицам приходится покидать свои родные места. Помогите!

(Слайд «Разорённые гнёзда»)

В: Дети, как мы можем помочь сороке?

Д: Мы можем поднять и закрепить гнездо на дереве, чтобы птицы снова вывели птенцов и не покинули родные места.

В: Правильно.

(Дети закрепляют гнездо на ветке дерева) Мы помогли птицам и они снова поселились в своём лесу.  Каких птиц ма можем увидеть в лесу?

(дятла, кукушку, скворца, соловья, синицу, грача, иволгу, трясогузка)

Птицы снова радуются и мы слышим их голоса.

Давайте послушаем голоса птиц.

В: Дети скажите какие же правила нужно соблюдать в лесу, чтобы не навредить птицам?

Д: В лесу нельзя шуметь.

   Нельзя  трогать яйца птиц и разорять птичьи гнёзда.

В: Так какой же   знак мы повесим в лесу, чтобы птицам жилось спокойно?

Илья повесь нужный знак.

(Слайд «Птицы в лесу»)

Физминутка «Птички»

Маленькие птички,

Птички невелички,

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там уютно и тепло.

В: У нас есть ещё жалоба? Максим от кого же она?

Максим: Следующая жалоба от Шалфея лугового.

Шалфей луговой.

Я шалфей луговой, мне очень страшно.

Каждый день по моему лугу проезжают трактора и машины, меня топчут дети играя в футбол. Помогите!

(Слайд «Вытоптанный  луг»)

В: Что случилось с шалфеем?

Д:Луг вытоптали и все луговые цветы погибли.

В: Да есть люди которые приходят на луг рвут цветы  а потом их выкидывают

потому что луговые цветы вянут очень быстро.

В: Как лугу мы можем помочь?

Д:Мы можем засеять луг новыми травами и цветами.

Правильно! Но для этого надо вскопать почву, а потом только сеять траву. Пройдёт время и луг станет прежним.

(Фонограмма «Музыка цветов»)

В: Какие луговые растения мы  посеем?

Д: ( Клевер, тимофеевка, пырей, мышиный горошек, луговая гвоздика, василёк, ромашка- выставляют растения на мольберте)

В: А какие насекомые  поселятся на  на этом  чудесном  лугу?

Д:(Бабочки, шмели, пчёлы, осы, божьи коровки, стрекозы, жуки, кузнечики)

(Слайд «красивый луг»)

В: Луг- чудесное красивое место, где мы сможем отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать  за красивыми насекомыми, полюбоваться цветами.

И поиграть в игру «Поступки»

  • Если я приду на луг  и сорву ромашку? (нет)
  • Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
  • Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
  • Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
  • Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
  • Если сильно насорю и убирать не стану? (нет)
  • Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
  • Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

В: Какой знак нам нужно оставить на лугу, чтобы люди не забывали беречь луг и растения растущие на нём?

Д: Не рви цветы и не вытаптывай луга.

В: дети в книге осталась ещё одна жалоба. Кирилл посмотри от кого она?

Д: Эта жалоба от речки. Речка расскажи нам, что же с тобой  случилось?

Речка:

 Я речка и мне очень плохо. Посмотрите какая я грязная. Кто же может жить в такой воде? Раньше здесь водилась разная рыба, но теперь она исчезла. Помогите!

(слайд «Грязная речка»)

В: Что случилось с речкой? Что может стать причиной загрязнения речки?

-Д: Речку могут загрязнять заводы, построенные на берегу реки.

-Речку могут загрязнять машины ,которые моют в реке.

-Мусор, который люди оставляют на берегу или бросают в воду.

В:Вот видете ,сколько может быть причин чтобы вода в реке стала грязной.

Значит от чего погибла в реке вся рыба?

(от грязной воды )

Да в природе всё взаимосвязано, погибли в реке растения, рыбы, не будет водоплавающих птиц.

Дети как мы речке сможем помочь?

Д: Мы очистим речку от мусора.

(дети убирают мусор возле речки)

В: какие же правила мы должны соблюдать , чтобы вода в реке была чистой.

(Слайд «Чистая речка»)

Дети: Не бросай  мусор и не мой  машины в реке.

В: вот и подошло к концу наше путешествие, спасибо вам юные друзья природы, что помогли  фее природы и всем её жителям, нет больше жалоб в книге и нам пора возвращаться в детский сад.

(Завертелись закружились снова в группе очутились)

Итог.

В :Спасибо вам дети за помощь фее Природы, вы настоящие защитники.

-Дети вам понравилось наше путешествие?

-Где мы с вами сегодня побывали?

-Кому помогли?

(деревьям. Животным, птицам, растениям, речек и её обитателям)

- Какие правила поведения на природе вы знаете?

1. Нельзя вырубать деревья, их нужно беречь.

    Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2.   Не разжигай в лесу костры.

3.  Не шуми в лесу.

    Не трогай яйца птиц и не разоряй гнёзда.

4. Не рви цветы и не вытаптывай луга.

5. Не бросай  мусор и не мой  машины в реке.

В: Правильно, а нам снова пришло видеосообщение, давайте посмотрим его.

Видеосообщение от феи природы.

Спасибо вам мои маленькие защитники природы, вы помогли мне и своему краю. Посмотрите какой красивой  стала   природа вашего родного края.(демонстрация слайдов)

(Благодарит и дарит медали « Защитнику природы»)

Наше занятие подошло к концу :

Пусть исчезнет зло на свете

Пусть с природой дружат дети.

Ведь и зайцы и лисицы, насекомые и птицы

И растения живые- людям братья все родные!

Старайтесь их не обижать,

Любить, беречь и уважать!

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ООД « Семья и семейные ценности » (для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности)

Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье. Задачи:1.Закрепить и обобщать знания детей о семье, о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье;2.Развивать...

Взаимодействие с родителями детей подготовительной к школе группы, направленное на формирование успешной личности ребенка.

Презентация для воспитателей дошкольных учреждений, в которой показаны основные направления взаимодействия с родителями обучающихся подготовительной к школе группы для формирования успешной личности р...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащ...

Проект "Сохраним природу чистой" для детей подготовительной к школе группы

Проект "Сохраним природу чистой" для детей подготовительной к школе группы...

Проект «Народы Красноярского края» для детей подготовительной к школе группе (взаимодействие с муз. руководителем) https://www.youtube.com/watch?v=iNMGUisDL4c

Проект «Народы Красноярского края» для детей подготовительной к школе группе (взаимодействие с муз. руководителем)...