Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на лексическую тему «Птицы нашего края» для детей подготовительной к школе группы в форме «квест – игры»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

В процессе ООД обучающиеся посредством разных видов деятельности, дидактических игр, познавательных заданий и игровых упражнений, объединённых в «квест – игру» линейного типа, обогащают, систематизируют и закрепляют имеющиеся у них знания о «зимующих» и «перелётных» птицах, активизируя при этом словарный запас по лексической теме «Птицы нашего края».

В ходе квест – игры старшие дошкольники учатся самостоятельно делить слова на слоги, определять местоположение звуков в словах, совершенствуют навык звукового анализа слов; отрабатывают навык чтения по слогам; закрепляют умение составлять предложения на определённую тему по заданной схеме; развивают связную речь.

Благодаря коллективному выполнению заданий, у детей формируется навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, умение работать в коллективе.

Подобранные в «квест – игре» задания не только способствуют речевому развитию детей старшего дошкольного возраста и их подготовки к обучению грамоте, но и воспитывают любовь и бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_ptitsy_nashego_kraya.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 108819, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

email: 2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательной области

«Речевое развитие»

(подготовка к обучению грамоте)

на лексическую тему

 «Птицы нашего края»

для детей подготовительной к школе группы

в форме квест - игры

                                                                       Составила и провела:

                                                                                          Шанина Ирина Викторовна,

                                                                                          воспитатель

                                                                                          образовательной площадки Д-8

г. Москва

Проектировочный компонент

Лексическая тема: «Птицы нашего края».                      

Цель: систематизировать, обобщить и закрепить у детей старшего дошкольного возраста полученные знания по познавательной области «Речевое развитие»

(подготовка к обучению грамоте) об основных составляющих русского языка: «буквах», «звуках», «слогах», «словах», «предложениях» на материале лексической темы «Птицы нашего края».

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить детей правильно произносить звуки в словах, самостоятельно делить слова на слоги, определять местоположение звуков в словах, давать характеристику звукам, совершенствовать навык звуко-буквенного, звуко-слогового анализа слов, давать характеристику звука по отработанной схеме.

- Способствовать формированию правильного графического образа печатных букв русского алфавита.

- Продолжать учить соотносить звук и его символ, закреплять связь между произносимым звуком и его графическим образом.

- Закреплять умение самостоятельно составлять предложения по заданной схеме на конкретную тему по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

- Закреплять умения отвечать на заданный вопрос полным ответом.

- Расширить, углубить и систематизировать знания детей о «птицах нашего края».

- Закрепить обобщающие понятия «зимующие птицы», «перелётные птицы».

- Активизировать и обогатить словарь по темам «зимующие птицы», «перелётные птицы».

Развивающие:

- Способствовать развитию фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры речи.

- Способствовать развитию грамматического строя речи, грамматически правильной монологической и диалогической речи.

- Способствовать развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

- Способствовать развитию речевого творчества.

- Способствовать развитию умений и навыков чтения по слогам.

- Способствовать развитию координации речи с движением.

- Способствовать развитию зрительного восприятия и внимания.

- Способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения.

- Способствовать развитию умственных способностей детей.

- Способствовать развитию способностей устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к родному языку, культуре речевого общения, желание грамотно разговаривать.

- Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, умение работать в коллективе.

- Воспитывать любовь к птицам, окружающей природе и бережное отношение к ним.

Материалы:

- Весенняя композиция из цветущих веток и птиц.

- Игрушка птички со свитком.

- Цифры 1, 2, 3, 4.

- Магнитная доска.

- Костюм «Весны».

- Ручки в виде цветов по количеству детей.

Медиаобъекты:

- Письмо для детей от «перелётных птиц».

- Конверты с буквами (А, Г, Р, Ч,).

- Книга с предметные картинки с изображением птиц нашего края.

- Буквы для составления названий «зимующих птиц» (СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, СНЕГИРЬ, ДЯТЕЛ).

- Картинки – иллюстрации с изображением Синицы, Снегиря, Дятла, Воробья.

- Дидактическое пособие «Птичья столовая» с изображением кормушки в зимнем лесу и отдельными фигурками «зимующих птиц».

- Схемы для составления предложений.

- Предметные картинки с изображением «перелётных птиц» (ЖУРАВЛЬ, ЛАСТОЧКА, СОЛОВЕЙ, СКВОРЕЦ, ТРЯСОГУЗКА, КУКУШКА, ДРОЗД, ГРАЧ).

- Буквы Д, Ж, К, Л, С (2 шт.), Т.

- Индивидуальные наборы для составления схем звукового анализа слов.

- Демонстрационные карточки для составления схем звукового анализа слов.

- Изображения фигурок  «зимующих» (снегирь, дятел, синица, воробей, сова, клёст, поползень) и «перелётных» (ласточка, скворец, трясогузка, дрозд, грач, соловей) птиц для «Весны».

- Белое и зелёное полотна.

- Музыкальный центр.

- Запись «Пение птиц».

Технологии, использованные в процессе организованной образовательной деятельности:

- Здоровьесберегающие технологии (учтены возрастные, физические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; групповая комната подготовлена к проведению образовательной деятельности (освещение, проветривание); присутствует смена видов деятельности, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз; обращение внимания обучающихся на правильное сидение за столами при выполнении практического задания, постоянный контроль за осанкой детей).

- Личностно – ориентированные технологии (в ходе организованной образовательной деятельности педагогом созданы психолого – педагогические условия, благодаря которым все обучающиеся, независимо от их индивидуальных познавательных способностей, включены в образовательный процесс, происходит постоянное взаимодействие с педагогом и сверстниками).

- ТРИЗ – технология (обучающиеся находятся в проблемных ситуациях, когда им самим нужно найти ответы на поставленные вопросы (задачи); приглашение к рассуждениям).

- Игровая технология (в процессе организованной образовательной деятельности применяются дидактические игры и игровые упражнения, квест – игра).

- Квест – технология (организованная образовательная деятельность проходит в форме «квест – игры» «линейного типа». Обучающиеся, правильно выполнив одно задание, получают необходимую для составления слова букву и переходят к выполнению следующего задания. По окончанию выполнения всех заданий у детей будут собраны все буквы, из которых они самостоятельно составляют слово и узнают, кто же является «вестником весны», о котором шла речь в письме).

Методы: игровой, словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, практический.

 Приёмы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - Сюрпризные моменты (птица со свитком, «голос» птицы,  картинки – «перевёртыши» с изображением «зимующих птиц», получение букв из конвертов, появление Весны).

- Прослушивание записи «Пение птиц».

- Работа в командах при составлении названия птиц из печатных букв.

- Художественное слово (приветствие, загадки, физкультминутка - стихотворения).

- Наглядно – действенный (при работе с дидактическим пособием «Птичья столовая»).                                                                                                                                                                       - Самостоятельная практическая деятельность детей при составлении схемы звукового анализа слова.

- Рефлексия продуктивной деятельности.

Интеграция образовательных областей:                                                                           Познавательное развитие («Ознакомление с миром природы»), речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Познавательное развитие («Ознакомление с миром природы»):

- Организованная образовательная деятельность по теме «Зимующие птицы».

- Наблюдения в природе за «зимующими птицами».

- Изготовление и развешивание кормушек для «зимующих птиц», регулярное пополнение «птичьих столовых» лакомствами для птиц.

 Социально – коммуникативное развитие:

- Игровая деятельность (настольно – печатные игры, дидактические и словесные игры по теме «Птицы»).

- Формирование умения работать в команде.

- Воспитание чувства гордости за богатство природы нашего края.

Речевое развитие:

- Активизация словаря по теме «Птицы нашего края».

- Беседы и организованная образовательная деятельность по теме «Птицы нашего края».

- Обучение составлению рассказов (по картине, описательный, на основе имеющегося опыта, по памяти).

- Обучение детей самостоятельно делить слова на слоги, определять местоположение звуков в словах, давать характеристику звукам, совершенствовать навык звуко - буквенного, звуко - слогового анализа слов, давать характеристику звука по отработанной схеме.

- Знакомство с правильным образом печатных букв алфавита, обучение чтению слов по слогам.

- Обучение умению составлять предложения на конкретную тему по заданной схеме.

- Обучение умению определять и составлять предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

- Обучение умению отвечать на вопрос полным ответом.

Художественно – эстетическое развитие:

Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и самостоятельная свободная изобразительная деятельность по теме «Птицы нашего края».                                                                                                                                        

Физическое развитие: Разучивание подвижных игр, игр малой подвижности и физкультминуток по теме «Птицы».

Чтение художественной литературы:

- Чтение произведений на тему «Птицы»:

В. Бианки («Подкидыш», «Дятел и малиновка», «Две вороны», «Кукушонок», «Сова»).

Г. Скребицкий («Сорока», «Скворушка»).

М. Пришвин («Лесной доктор», «Птицы под снегом», «Этажи леса», «Говорящий грач», «Журка», «Филин»).

К. Ушинский («Леший», «Кукушечка», «Ласточка», «Птицы», «Орёл», Дятел»).

К. Паустовский («Растрёпанный воробей», «Грач в троллейбусе»).

Н. Сладков («Вежливая галка», «Синичка необыкновенная», «Вороний сигнал»).

- Чтение и рассматривание энциклопедий «Мир птиц».

- Чтение и разучивание стихотворений о «Птицах» (Е. Благинина «Кукушка», А. Фет «Ласточки пропали», М. Пляцковский «Доктор дятел», С. Чёрный «Галчата», А. Прокофьев «Снегири», В. Гаазов «Пёстрый дятел», А. Барто «Скворцы прилетели», З. Александрова «Новая столовая»).

- Отгадывание загадок на тему «Птицы».

- Разучивание пословиц и поговорок по теме «Птицы».

                                Организационный компонент

Организованная образовательная деятельность организуется в соответствии с САНПИНом. Учтены возрастные и психологические особенности детей данного возраста, групповая комната подготовлена к проведению образовательной деятельности (освещение, проветривание), присутствует смена видов деятельности и зональность.

Дети становятся в круг. Проводится игра –приветствие «Солнце».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Солнце за окном!

                         Ярко светит в комнату, греет нас добром!

                         Давайте улыбнемся нашим мы гостям.

                         Очень рады солнцу мы! Очень рады Вам!

Мотивирование обучающихся на познавательную деятельность.

Воспитатель: Нам пора подготовку к обучению грамоте начинать,

                         На все вопросы правильно и дружно отвечать.

                         Постараемся, ребята, нашим гостям

                         Все наши знания и умения показать?

Дети: Да!

Слышится «Пение птиц».

Воспитатель: Ребята, что это мы слышим?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Давайте прислушаемся, откуда же доносятся до нас голоса птиц? Кажется, я догадалась - посмотрите на этот чудесный букет из цветущих весенних веток, сколько на них разместилось замечательных птиц! А что это у птицы в клюве? Это, видимо, какое – то послание.

Воспитатель обращает внимание детей на композицию из весенних веток, на которых расположены фигуры птиц. Одна из птиц держит в клюве свиток.

Воспитатель: Давайте скорее прочитаем письмо. Кажется, птицы своим пением хотят нам что-то сказать.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

  Мы, перелётные птицы, уже давным –давно хотим вернуться к вам из тёплых краёв, но мы не можем этого сделать до тех пор, пока не вернётся одна из первых птиц, которая прилетает с приходом весны.

  Но так как зима не хочет уступать весне свои права, и на улице то снег, то дождь, наш «вестник весны» попал в сильный ветер и растерял все буквы в своём названии, которое мы никак не можем вспомнить. Помогите нам, пожалуйста, узнать название того, за кем мы должны оправиться в путь.

  Для этого вам, дорогие друзья, нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ вы будете получать буквы, из которых сможете собрать название первой перелётной птицы, возвращающейся с Юга, в след за которой прилетим и все мы, ваши «пернатые друзья».»

Воспитатель: Ребята, поможем нашим «пернатым друзьям» собрать все необходимые буквы и узнать название «вестника весны»?

Дети: Да!

Воспитатель: Для этого нам нужно пройти настоящий квест, выполнив одно за другим задания. Но как же узнать, с чего нам начать? Может быть, птичка нам подскажет?

Слышится голос: Я, конечно, подскажу,

                                 Вам на книгу укажу.

                                 Перепуталось в ней всё,

                                 Никто   не помнит, кто есть кто…

                                 На птиц скорее посмотрите

                                 И как зовут кого скажите.

Воспитатель обращает внимание детей на книгу, которая лежит возле композиции из весенних веток.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же перепуталось в этой книге?

Воспитатель открывает книгу, в которой лежат предметные картинки с изображением птиц.

Воспитатель: А вот и первое задание. Вам нужно взять картинку с изображением птицы, сказать её название и определить количество слогов в названии птицы.

Дети, стоя в кругу, по очереди достают карточки, предложенные педагогом, называют название птицы и определяют количество слогов в слове (от 1 до 4). Запоминают своё число, соответствующее определённому количеству слогов.

Например,  ЧИЖ – 1 слог; СНЕ-ГИРЬ – 2 слога; ВО-РО-БЕЙ – 3 слога;

ТРЯ-СО-ГУЗ-КА – 4 слога.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с первым заданием и за это поучаете первую букву в алфавите.

Буква лежит на последней странице книги.

Воспитатель: Что это за буква?

Дети: Это буква «А»!

Детям даётся буква «А».

Воспитатель: У вас у всех есть в руках птица, название которой вы сказали. Нам нужно расселить их по «гнёздам» под номерами 1, 2, 3, 4. Номер гнезда соответствует количеству слогов в названии вашей птицы. Будьте внимательны! Птицы полетели искать свои гнёзда.

 Дети занимают свои места за столами под номерами 1. 2, 3, 4.

Воспитатель: Давайте проверим, все ли «птицы» правильно заняли свои «гнёзда»? Молодцы, справились с заданием. Но это ещё не всё. Посмотрите, у «каждой» команды на столах разложены буквы, и лежит перевёрнутая картинка. Чтобы узнать, что на ней изображено, вам нужно составить слово из имеющихся букв.

На столах разложены буквы и перевёрнутая картинка с изображением «перелётной птицы». Дети из букв составляют название птицы и переворачивают картинку, проговаривая название птицы вслух.

 Составленное слово должно соответствовать изображению картинки (Сорока, воробей, снегирь, синица, дятел).

Воспитатель: Ребята, какие слова у вас получились?

Дети: Сорока, воробей, снегирь, синица, дятел.

Воспитатель: Как называются все эти птицы?

Дети: «Зимующие птицы».

Воспитатель: Вы успешно справились с заданием и получаете вторую букву. Как называется эта буква?

Воспитатель достаёт из конверта букву Г.

Дети: Это буква «Г».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы с вами заботились зимой о «зимующих птицах». Поможет нам в этом картина «Птичья столовая», по которой мы будем составлять рассказ по предложениям. Но давайте сначала вспомним, что такое предложение?

 Дети: Предложение – это слово или зачастую несколько слов, связанных друг с другом по смыслу. 

Воспитатель: Правильно! Нам пора приступить к третьему заданию, чтобы получить заветную букву.

Дети подходят к доске, где расположено дидактическое пособие «Птичья столовая» (нарисована кормушка в зимнем лесу и к ней прилагаются фигурки «зимующих птиц»). Над пособием составлены схемы предложений.  Дети становятся полукругом, составляют предложения по схемам и по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

За каждое правильно составленное предложение «сажают» фигурку «зимующей птицы» в «кормушку».

Примеры предложений: Ребята смастерили кормушку. Чем можно наполнить «птичью столовую»? В кормушку прилетели снегири и синицы. Сколько птиц прилетело полакомиться в кормушку! Мы заботимся о птицах зимой!

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием, составляя правильные предложения. За это вы получаете ещё одну букву. Что это за буква?

Воспитатель достаёт из конверта букву Ч.

Дети: Это буква «Ч».

Воспитатель: Правильно! А сейчас нам нужно отдохнуть.

Физкульт. минутка «Птицы»

В лесу деревья шелестят,

А между деревьями птицы летят.

То приседают, то снова парят,

Кружатся красиво и строятся в ряд.

Устали немножко, присели слегка

И вновь полетели в чужие края.

Вернулись обратно, вернулись домой,

И крылья сложили все за спиной.

Настрой на дальнейшую работу:

Мы отдохнули, пора продолжать.

Хотите о птицах ещё вы узнать?

Давайте присядем скорей за столы,

И очень внимательны быть вы должны.

Дети садятся за столы на свои места. На столах разложены индивидуальные наборы для составления схемы анализа слов (красные, зелёные и синие квадраты и карточка для выкладывания схемы слова).

Воспитатель: Для выполнения следующего задания вы должны быть очень внимательны. Для этого нашим глазам нужно настроиться на работу. Вы знаете, кого из птиц считают самой умной и мудрой?

Дети: Мудрой птицей называют сову.

Гимнастика для глаз «Совушка – сова»

Совушка – сова сидит и внимательно глядит:

То налево, то вперёд, вправо, вверх, наоборот. – Дети делают движения глазами

                                                                                   влево, вперёд, вправо, вверх, вниз;

Вдруг уснёт, закрыв глаза,                     - закрывают глаза;

Нам её будить нельзя!

Вдруг проснётся….                                – открывают глаза;

Поморгав, будет снова наблюдать.      – моргают глазами, из больших пальцев

                                                                 делают «очки», подносят к глазам, смотрят.    

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили  о «зимующих птицах», за которыми мы наблюдали всю зиму и о которых мы заботились в холоднное время года. Но сейчас, с наступлением весны, к нам начинают возвращаться с тёплых краёв птицы, имеющие какое общее название?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите изображения перелётных птиц и буквы. Назовите, пожалуйста, эти буквы.

Дети: Буквы Д, Ж, К, Л, С, Т.

Воспитатель: Вам нужно определить, с какого звука начинается название каждой из этих птиц и поместить под её изображением соответствующую этому звуку букву. А помогут нам в этом загадки.

Воспитатель загадывает загадки о «перелётных птицах». Дети отгадывают название птицы, определяют первый звук в слове и помещают соответствующую этому звуку букву под изображение «перелётной птицы». Один ребёнок выполняет задание на доске.

              *****

Смастерили мы дворец,

Будет жить в нём наш певец.

Как зовут его? … (Скворец)

Под изображением скворца помещают букву «С».

                 *****

В лесу кричит «Ку-ку, ку-ку»,

Но кто же это? Не пойму.  (Кукушка)

Под изображением кукушки помещают букву «К».

                 *****

В небе клином улетают в тёплые края,

Громко, звонко так курлычат, за собой маня.

Долго след их птичий виден где – то там вдали…

Кто же это в «красных шапках»? Это…  (Журавли)

Под изображением журавля помещают букву «Ж».

                *****

С белой грудкой и хвостом, словно две иголки,

Прилетает птица к нам с голосочком звонким.

Под крышей гнездышко совьёт

И птичьи трели пропоёт!  (Ласточка)

 Под изображением ласточки помещают букву «Л».

               *****

От того, что хвостик узкий

Её прозвали…  (Трясогузка)

Под изображением трясогузки помещают букву «Т».

                  *****

В мае по ночам поёт,

Спать ребятам не даёт.

Среди птиц он всех резвей,

Голосистый… (Соловей)

Под изображением соловья помещают букву «С».

                 *****

«Певчим» все его зовут,

Прыгает то здесь, то тут.

В крапинку его наряд,

Воробью он младший брат. (Дрозд)

Под изображением дрозда помещают букву «Д».

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали, названия «перелётных птиц» узнали. Но чтобы, наконец – то, узнать имя «вестника весны», нам нужно получить последнюю букву. Для этого нам нужно правильно составить схему анализа слова «Журавль». А чтобы нам легче и лучше работалось, давайте разомнём наши пальцы, сделав пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Лебедь»

Прилетел прекрасный лебедь    - пальцы раздвинуты, дети трясут кистями рук;

Из далёких жарких стран,

Он на озеро вернулся,              - плавно соединяют ладони вместе, большие пальцы

Чтобы плавать по волнам.       подняты вверх, остальные пальцы соединены вместе;

Шею тянет он повыше,            - большие пальцы тянем вверх,

Распустил красивый хвост…   остальные пальцы раздвигаем между собой вверх и  

                                                    вниз, изображая «шевеление хвоста»;

А потом присел тихонько,       - пальцы соединяем между собой в кулак,

Шею спрятав под крыло.         большие пальцы кладём на кулак.

Воспитатель: Теперь наши пальцы готовы к работе. Сядьте, пожалуйста, правильно, спина прямая. Приступайте к выполнению задания.

 Дети самостоятельно составляют схему анализа слова. Один ребёнок работает у доски. Совместная проверка правильности выполнения схемы анализа слова.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: Два слога: ЖУ –РАВЛЬ.

Воспитатель: Какой слог ударный?

Дети: Второй слог ударный.

Воспитатель: Сколько букв в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: В слове «ЖУРАВЛЬ» 7 букв.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: В слове «ЖУРАВЛЬ» 6 звуков.

Воспитатель: Почему звуков меньше, чем букв?

Дети: Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не произносится, а  используется для смягчения согласного звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: В слове «ЖУРАВЛЬ» 2 гласных звука: У и А. Их обозначаем красными квадратами.

Воспитатель: Сколько согласных звуков в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: В слове «ЖУРАВЛЬ» 4 согласных звука.

Воспитатель: Сколько согласных твёрдых  звуков в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: В слове «ЖУРАВЛЬ» 3 согласных твёрдых звука: Ж, Р, В. Согласный звук Ж всегда твёрдый. Их обозначаем синими квадратами.

Воспитатель: Сколько согласных мягких звуков в слове «ЖУРАВЛЬ»?

Дети: В слове «ЖУРАВЛЬ» 1 согласный мягкий звук: Ль.

Его обозначаем зелёным квадратом.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились и получаете последнюю букву.

Как называется эта буква?

Воспитатель достаёт из конверта букву «Р».

Дети: Это буква «Р»!

Воспитатель располагает на доске под перевёрнутой обратной стороной картинкой полученные детьми в ходе выполнения заданий буквы А, Г, Ч, Р.

Воспитатель: Кто же этот «вестник весны», ребята? Вы догадались?

Дети: Грач!

Воспитатель: Давайте проверим.

Воспитатель переворачивает картинку на доске, на которой изображение грача.

Воспитатель: Вот мы с вами и справились со всеми заданиями! Узнали, что одним из первых «вестников весны» является грач, за которым из тёплых краёв начнут к нам возвращаться и все остальные «перелётные птицы», по которым мы очень соскучились. Ребята, а вы в этом году уже видели грача?

Дети: Нет.

Воспитатель: Есть такая поговорка: «Увидел грача – весну встречай!». Давайте все вместе её повторим.

Дети: Увидел грача – весну встречай!

Звучит музыка входит Весна с корзинкой, в которой ручки в виде цветов по количеству обучающихся.

Рефлексивный компонент

Весна: Здравствуйте, ребята! Вот вы и дождались меня. Я слышала, как вы правильно выполняли все задания, чтобы узнать моего «первого вестника». Давайте вместе с вами вспомним, какие испытания в квесте вам пришлось пройти, чтобы получить букву и приблизить прилёт с тёплых краёв моих «пернатых друзей» - «перелётных птиц»? Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Предполагаемые ответы детей:

- Слушали «пение птиц».

- Называли названия птиц и определяли количество слогов в слове.

- «Расселяли» птиц по «гнёздам».

- Составляли из букв названия «зимующих птиц».

- Составляли предложения по схемам по картине «Птичья столовая», вспоминая как заботились о «зимующих птицах» зимой.

- Узнали названия «перелётных птиц».

- Продолжали учиться определять первый звук в слове, подбирать соответствующую ему букву.

- Составляли схему анализа слова «ЖУРАВЛЬ».

- Делали физкультминутку, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

Весна: Вы отлично справились со всеми заданиями! Но мне тоже нужна Ваша помощь. Когда я спешила к Вам в гости, за мной тянулась стая перелётных птиц. Но по дороге нам встретилась Зимушка – зима со своей стаей зимующих птиц, и как раз в это время подул сильный ветер, закружилась вьюга, и смешала всех птиц в одну большую стаю. Помогите мне, пожалуйста найти моих перелётных птиц, а зимующих птиц вернуть Зимушке – зиме.

Перед детьми Весна расстилает два полотна (белого и зелёного фона) и между ними кладёт изображения фигурок  «зимующих» (снегирь, дятел, синица, воробей, сова, клёст, поползень) и «перелётных» (ласточка, скворец, трясогузка, дрозд, грач, соловей) птиц. Обучающиеся  раскладывают на белом фоне «зимующих птиц», а на зелёном фоне – «перелётных птиц».

Весна: И с этим заданием Вы справились! Вы правильно распределили по «стаям» каких птиц?

Дети: «Зимующих» и «перелётных».

Весна: А как можно назвать этих всех птиц вместе?

Дети: Птицы нашего края.

Весна: Ребята, Вы такие молодцы! И за это я для вас приготовила подарки – ручку в виде цветочка, чтобы вы радовались каждому весеннему дню, наблюдали за изменениями в природе и свои наблюдения записывали или зарисовывали в свои блокнотики. Вот и подошла к концу наша встреча. Мне пора встречать «перелётных птиц». До свидания, ребята!

Дети: Спасибо! До свидания!

Весна уходит под музыку.

Обучающиеся переключаются на самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию с детьми старшей логопедической группы "Птицы весну принесли"

Расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.Развивать интерес и любовь к устному. народному творчеству...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Путешествие по городу Арзамасу». (старшая группа 5-6 лет)

Возрастная группа: старшая группа.Тип ООД: игра - путешествие.Форма организации: групповая.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое раз...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте)с детьми группы общеразвивающей направленностиот 5 до...

«Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) с детьми подготовительной группына тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой ...