Конспект интегрированного занятия "Знакомство с гончарным мастерством"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

«ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ».

 

Занятие для детей подготовительной  группы.

 

Реализация непосредственной образовательной деятельности «Познание» в интеграции с образовательными областями Труд, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Музыка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_goncharnym_masterstvom.ds_2593.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ».

Занятие для детей подготовительной

 группы.

Реализация непосредственной образовательной деятельности «Познание» в интеграции с образовательными областями Труд, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Музыка.

Составили:

Учитель-логопед ГОУ ЦРР д/с № 2593

Бенюхис М.А.

Музыкальный руководитель ГОУ ЦРР д/с № 2593

Карпюк Т.М.

Воспитатель ГОУ ЦРР д/с № 2593:

Андросова Е.Ю.

Программное содержание.

  1. Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Скопинской керамике.
  2. Познакомить детей с трудом гончара.
  3. Закреплять знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов  быта изготавливаемых из  нее.
  4. Обогатить словарь детей словами по теме занятия.
  5. Накапливать музыкальные впечатления.
  6. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
  7. Развивать стремление к совместной деятельности детей.
  8. Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
  9. Развивать самостоятельность, инициативу в подборе музыкальных инструментов для оркестровки знакомых произведений.
  10. Развивать тембровый и ритмический слух.

Материалы.

  1. Выставка изделий народных промыслов (Дымковская игрушка, Гжель, Скопинская керамика).
  2. Гончарный круг, глина.
  3. Мультимедийный проектор, экран, слайды по теме.
  4. Для оркестра: глиняные колокольчики, металлофон, бубны.

Воспитатель.

Ребята! К нам в детский сад пришла посылка, посылка очень странная. В ней Машина времени.  Посмотрите, вот она.

ДЕТИ ПОДХОДЯТ, РАЗГЛЯДЫВАЮТ.

Воспитатель. Но вот, что интересно, в посылке, вместе с машиной времени лежал вот этот кусок глины. Чтобы это значило? Я думаю, что это неспроста. Ведь недавно в группе мы с вами знакомились с этим материалом. Давайте вспомним,  что мы знаем о глине.

  1. Откуда берут глину?
  2. Что из нее делают?
  3. В каких народных промыслах используется глина?
  4. А как называется посуда, которую делают из глины?

Правильно, глиняная или керамическая. А из чего еще можно сделать посуду? Из какого материала?

Ответы детей.

Воспитатель.

Ребята! На Руси было много керамических промыслов.  Мы с вами знакомились с   Дымковской игрушкой, сине-голубой Гжелью. А еще прекрасную посуду из глины делали, в городе Скопин Рязанской области. Этот город находится  не так далеко, примерно в трехстах километрах от Москвы.

Русский народ – удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, что даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной, чтобы простая вода из колодца становилась волшебной живой водой.

А вы хотели бы познакомиться со Скопинской керамикой?

Ответы детей. Воспитатель. Вот, обратите внимание,  на экран – это старинный город Скопин. (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВИДОВ ГОРОДА СКОПИН).

А  это - керамическая посуда, которую изготавливали  в гончарных мастерских (4-5 СЛАЙДОВ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СКОПИНСКОЙ КЕРАМИКИ)

-Как вы думаете, откуда такое название – ГОНЧАРНАЯ мастерская?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, есть такая древняя  профессия – гончар, ремесленник, который делает глиняную посуду (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОНЧАРА, РАБОТАЮЩЕГО ЗА ГОНЧАРНЫМ ГРУГОМ)

Ребята! А вы хотели бы побывать в гончарной мастерской и посмотреть, как работает гончар?

Ответы детей.

Воспитатель. Я думаю, в этом нам как раз и поможет машина времени. Мы с вами перенесемся на много лет назад в старинный город Скопин. Да, только как пользоваться этой машиной. Ой, ребята, посмотрите, здесь и инструкция прилагается. Прочитаем?

«ЧИТАЕМ!  ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВЕРНИСЬ, В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ ОЧУТИСЬ!»

Ну, что садитесь в машину времени.

ДЕТИ ЗАХОДЯТ ЗА МАШИНУ. СВЕТ ГАСИТСЯ. ВКЛЮЧАЕТСЯ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА, ВКЛЮЧАЕТСЯ  ЗЕРКАЛЬНЫЙ ШАР.

 РАЗДВИГАЕТСЯ ЗАНАВЕС. СВЕТ НА СЦЕНЕ.

СЦЕНКА В ГОНЧАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ.

ГОНЧАР РАБОТАЕТ, НАПЕВАЯ ПЕСЕНКУ «АХ. Вы сени, мои, сени».

Воспитатель. Ребята! У нас получилось! Мы с вами в городе Скопин. Кажется, это мастерская гончара Данилы. Давайте посмотрим, как он работает.

ДЕТИ ТИХОНЬКО СТОЯТ И НАБЛЮДАЮТ.

Гончар. Ой, кто это здесь? Дети? Здравствуйте, ребята! Откуда вы появились?

Дети и воспитатель. Мы путешествуем на машине времени. Наши ребята очень любознательные. Они захотели познакомиться со Скопинской керамикой, увидеть как вы делаете свои изделия.

Гончар. Я очень рад, что вы проявили интерес к моей работе! Подходите, я покажу вам, как работают на гончарном круге. Это гончарный круг. Как вы думаете, почему он так называется?

Ответы детей.

ДАНИЛА РАБОТАЕТ НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ.

Сначала, ребята глину нужно хорошо вымесить, чтобы в глине не осталось пузырьков воздуха, чтобы получилась однородная, пригодная для работы масса.

Затем глиняный шар я помещаю  в центр вращающегося круга и придерживаю согнутыми ладонями.

Ногой я нажимаю на педаль, чтобы вращался круг.

Вдавливаю большими пальцами в середину глиняного шара, постепенно формируется кольцо с толстыми стенками.

 Постепенно это кольцо  вытягивается между большим и остальными пальцами руки, получается цилиндр.

И уже этому мы цилиндру я придаю ту форму, которую захочу.

ГОНЧАР ИЗГОТАВЛИВАЕТ ГОРШОЧЕК, ДАЕТ ПОТРОГАТЬ ДЕТЯМ.

Данила. Как вы думаете, ребята, можно ли использовать такой горшочек сразу?

Дети. Нет, он очень мягкий, меняет форму.

Данила. Правильно, для того, чтобы горшочек стал прочным нужно сделать обжиг этого горшка. Обжиг – это нагрев и выдержка изделия при высоких температурах в печах.

ГОНЧАР ПОДХОДИТ К МАКЕТУ ПЕЧИ.

Вот печь, аккуратно, температура внутри печи очень высокая. Как же нам поместить туда горшочек? Для этого есть специальный инструмент - ухват.

ГОНЧАР С ПОМОЩЬЮ УХВАТА ПОМЕЩАЕТ ГОРШОЧЕК В ПЕЧЬ. ЗАКРЫВАЕТ ПЕЧЬ ЗАСЛОНКОЙ.

Данила.

Понравилось, вам у меня в мастерской? А на память я подарю вам глину, чтобы вы могли поработать с ней, когда вернетесь домой и глиняный колокольчик.

Данила.

Ну, что же давайте посмотрим,  каким стал наш горшочек.

ГОРШОЧЕК, КОТОРЫЙ ИЗГОТОВИЛ  ДАНИЛА,  ЗАМЕНЯЮТ НА  ДРУГОЙ, ОБОЖЖЕННЫЙ И ПОДОГРЕТЫЙ. ДОСТАЮТ ЕГО ИЗ ПЕЧИ. ДЕТИ ТРОГАЮТ ЕГО РУКАМИ, ПРОВЕРЯЮТ, КАКИМ ТВЕРДЫМ ОН СТАЛ, КАКОЙ ОН ГОРЯЧИЙ.

РЕБЯТА ПРОЩАЮТСЯ С ДАНИЛОЙ, САДЯТСЯ В МАШИНУ ВРЕМЕНИ И ВОЗВРАЩАЮТСЯ В САД.

В САДУ ДЕТЕЙ ВСТРЕЧАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

Музыкальный руководитель.  Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы вернулись в свой родной сад. Я знаю, что вы путешествовали на машине времени, А где же вы были, что видели?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Да, очень интересное путешествие

Мне бы тоже хотелось оказаться в далеком прошлом.

А знаете ли вы, что глина обладает еще одним необычным свойством. Издавна люди подметили, что изделия из глины могут издавать красивые музыкальные звуки. Из глины делали свистульки, колокольчики, свирели.

Глину используют не только для изготовления посуды. Из нее делают различные сувениры. А знаете почему вам мастер подарил глиняный колокольчик? Ведь мы знаем, что настоящий колокольчик делают из чего?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Правильно из металла. А глиняный  - это сувенир, подарок. Все дело в том, что глина даже при очень высоких температурах не плавится, хорошо держит тепло. Еще с древних времен  люди подметили это свойство глины и делали формы для колоколов, куда заливали расплавленный металл. В этой глиняной форме колокол постепенно остывал и приобретал красивый звук. Каждый колокольчик имеет только один голос,  один звук, в отличие от других музыкальных инструментов и относится к разряду музыкальных инструментов, имеющих определенную высоту звучания. Чем колокольчик больше, тем ниже его звук.

 Но надо сказать, что глина и изделия из нее тоже могут петь, звенеть. Это поющий материал.

Посмотрите, как много у меня глиняных колокольчиков и все они поют  по-разному. Давайте поиграем на них.  

ОДНА ГРУППА  ДЕТЕЙ  БЕРЕТ В РУКИ КОЛОКОЛЬЧИКИ, А ДРУГАЯ – БУБНЫ.

Сейчас мы с вами будем играть оркестром, а я буду дирижером. Музыка вам уже знакома – «Вальс-шутка» Д.Шостаковича.

ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ. ДЕТИ ИГРАЮТ ОРКЕСТРОМ ПО ПОКАЗУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. ПО ОКОНЧАНИИ, БЕРЕЖНО УБИРАЮТ КОЛОКОЛЬЧИКИ В КОРОБОЧКУ.

Воспитатель. Ребята, наше волшебное путешествие в старинный город Скопин подошло к концу, но мы уходим не с пустыми руками -  гончар подарил нам глину. Сейчас мы вернемся в группу и я предлагаю вам почувствовать себя настоящими гончарами, изготовить из глины  своими руками то, что захотите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гонча...

Конспект интегрированного подгруппового занятия «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»

Конспект интегрированного подгруппового занятияв подготовительной  группе общеразвивающей направленности Лобова М.В.воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Яго...

Дидактическая игра Доббль «Гончарное мастерство»

Дидактическая игра Доббль «Гончарное мастерство»Цель: закрепить и обобщить знания дошкольников о гончарном ремесле.Задачи:обогатить и активизировать словарный запас (гончар, глина, ре...

"Гончарное мастерство"

Кружок «Глиняная фантазия»Воспитанники подготовительной группы «Улыбка» осваивают гончарное мастерство.Развитие творческого потенциала у детей - это актуально!!! Дошкольный воз...

Картотека дидактических игр гончарного мастерства с глиной и песком

Дидактические игрыгончарного мастерствас глиной и песком...

конспект Знакомство детей с гончарным ремеслом и мастерами Корсунского района Ульяновской области

Конспект НОД Тема:Знакомство детей    с гончарным ремеслом и мастерами   Корсунского района Ульяновской области                   ...