Проект "Я сам!"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Обновление образования требует новых подходов в организации педагогического процесса: использование активных методов и приёмов . Экспериментальная деятельность является одним из них. Я представляю разработанный проект для детей 2 младшей группы "Я сам". Работа над проектом позволит решить проблемы творческого развития детей. Сформировать у них такие качества, как инициативность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8
п .Метлино
Проект
ТЕМА: «Я сам»
Подготовила: Зайнуллина
Татьяна Борисовна
воспитатель первой
квалификационной
категории .
2013 г.
Актуальность
Дошкольное детство – уникальный период жизни человека: в течение первых семи лет ребёнок осваивает знания, умения и навыки, накопленные человечеством за тысячелетия. Для освоения этого опыта есть 2 пути: первый, более лёгкий, с помощью взрослого – «учителя».
Второй, более сложный, освоить опыт самому, путём проб и ошибок в результате поиска. Этот путь способствует становлению Человека - Творца. Формирует такие качества личности как инициативность, самостоятельность и активную жизненную позицию.
Я работаю с детьми 2 младшей группы. Этот возрастной период особенный – период становления личности ребёнка «Я сам». В этот период дети крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого, что имеет принципиальное значение для развития самостоятельности и независимости, творчества и для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Дети гораздо выше ценят собственные достижения, чем те, которые были получены с помощью взрослого. Это стремление к самостоятельности я и использовала в целях развития и саморазвития воспитанников. Основой для этого процесса использовала экспериментальную деятельность.
Российскими педагогами и психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Новосёловой, Н.Н. Поддьяковым сформулированы следующие основные положения данного вида деятельности:
1. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
2. В экспериментировании явно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования), продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). v
3. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
Принципы организации экспериментальной деятельности:
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольников.
3.Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
Формирование творчества может осуществляться не только после этапа накопления определенных знаний, умений и навыков, которые составляют основу творческого процесса. Формирование творчества детей необходимо на всех этапах обучения и воспитания. Это положение реализуется в создании для детей условий, в которых они имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Особенно важно, чтобы ребенок экспериментировал с ним до обучения или в самом его начале.
Степень активности взрослого зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности.
«Я сам!»
Долгосрочный практико – ориентированный проект
Участники проекта:
Дети 3-4 лет, воспитатели, родители
Цель:
Способствовать развитию и саморазвитию ребёнка
Задачи:
- формировать способности к познанию и исследованию различных объектов через ощущения, опыты и умозаключения;
- развивать творческие способности детей.
Предполагаемые итоги реализации программы
- обогащение знаний детей о неживой природе;
- умение обследовать и делать умозаключение;
- развитие детского воображения.
Проект рассчитан на 8 месяцев
1 этап – подготовительный (ноябрь)
- определить цели и задачи проекта;
- подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу по данной теме;
- подобрать материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности - создать « Лабораторию неживой природы»;
- определить этапы проекта, составить перспективный план мероприятий.
- Первичная диагностика детей по методике Дьяченко О.М. «Дорисуй фигуру»,выявление уровня развития ребёнка по программе Н.Е. Веракса «От рождения до школы»
2 этап – практический (декабрь – июль)
- проведение экспериментально-исследовательской деятельности с детьми по перспективному плану.
Работа по решению данной проблемы не должна ограничиваться рамками образовательного учреждения, поэтому родители должны стать полноправными участниками педагогического процесса.
- Привлечение родителей к созданию лаборатории;
- Консультации, открытое занятие для родителей;
- Педагогическая гостиная для родителей на тему” Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно- экспериментальной деятельности”.
3 этап – аналитический (август). Итоговая диагностика.
Распространение опыта в педагогическом сообществе:
1. Проведение Мастер- класса “Организация опытно- экспериментальной деятельности дошкольников ”. Сообщение на педсовете по теме «Детское экспериментирование» (август)
2. Оформление альбома “Наши опыты» и семейных газет;
3. Размещение материалов проекта в электронных СМИ: на портале работников образования «Наша сеть» ( своём мини – сайте), в ЭМК г. Озёрска.
Перспективный план работы с детьми над проектом «Я сам!»
Исследуемый объект или явление | Название опыта, эксперимента. | Цель опыта | Материал, оборудование | |
12.2012г | Вода | Свойства и признаки воды.
| Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется, без запаха, в воде растворяются некоторые вещества. | - 2 одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой - набор мелких цветных предметов, гуашь, сахар. |
Изготовление цветных льдинок | Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде. | -емкости с водой, краска, формочки, веревочки. | ||
01.2013г | Воздух | Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха | полиэтиленовые пакеты |
Игра с соломинкой | Знакомство детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - трубочки для коктейля - емкости с водой | ||
Игры с воздушными шарами и соломинкой | Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | - воздушные шары (один слабо надутый, другой надутый туго) | ||
Ветер по морю гуляет | Обнаружить воздух | - таз с водой, модель парусника | ||
02.2013г | Вес | Легкий – тяжелый | Показать, что предметы бывают легкими и тяжелыми. Научить определять вес предметов. | - 2 пластиковые бутылки с песком, водой и травой - вата - мелкие камешки - перышки |
Плавает - тонет | Показать, что все легкие предметы обладают плавучестью. Определить, какие предметы плавают, а какие тонут. | - емкость с водой - кусочки пенопласта - проволока - скрепки - деревянный брусок - пластмассовые предметы - резиновые предметы, пробка, перо | ||
03.2013г | Температура | Горячо - холодно | Учить определять на ощупь температуру воды, предметов | - емкости с горячей и холодной водой - ковшик для набирания - предметы, лежащие под лучами солнца - предметы, лежащие в тени |
04.2013г | Свет | Что в коробке? | Знакомство со значением света, источниками света ( солнце, фонарик). | -коробка с крышкой,в которой сделана прорезь, -фонарик |
05.2013г | Песок | Песочные струйки | Знакомство со свойствами сухого песка - сыпучестью | - пластиковые бутылки - сухой песок - воронки -лупа |
Цветной песок | Знакомство со способами изготовления цветного песка | - песок - цветные мелки - прозрачная емкость - мелкие предметы - мелкие терки | ||
Чудесные фигурки | Знакомство со свойствами влажного песка | - песок - вода - лопатки - ведерки, формочки | ||
06-07 | закрепление и обобщение знаний, умений, навыков |
Итоги первичной диагностики:
высокий | средний | низкий | |
Освоение образовательной области «Познание» - | 13% | 74% | 13% |
Развитие любознательности и активности | 13% | 74% | 13% |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | 8,6% | 78,4% | 13% |
«Дорисуй фигуру» | - | 65,6% | 34,4% |
Диагностические материалы
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Изучение интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Отметка о развитии («+»/ «-» ) | Методы диагностики |
стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям) | наблюдение | ||
может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками | наблюдение | ||
использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты | наблюдение | ||
способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения | наблюдение, беседа | ||
умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью | наблюдение |
Изучение интегративного качества «любознательный, активный»
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Отметка о развитии («+»/ «-» ) | Методы диагностики |
интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций | наблюдение | ||
интересуется собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях | беседа | ||
проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях, наблюдениях за живыми объектами | наблюдение, беседа | ||
задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, любит экспериментировать, участвует в обсуждениях | наблюдение | ||
самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, при затруднениях обращается за помощью к взрослому | наблюдение | ||
Итого | «+»___; «-»___ | ||
Уровень* |
Диагностика развития воображения
«Дорисовывание фигур» ( Веракса Н.Е.)
Во время одного обследования ребенку предлагается один из комплектов, второй же может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисует фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (КОР): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигурка для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной фигуры для дорисовывания. Таким образом, КОР равен количеству рисунков, не повторяющихся у самого ребёнка и у других детей. Желательно сопоставить результаты всех детей группы.(Протокол обработки полученных результатов прилагается).
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали — фамилии детей. Под каждой фигуркой записывают, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов — КОР каждого ребенка. Затем выводят средний КОР по группе (индивидуальные величины КОР суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания — КОР меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень — КОР равен среднему по группе или ни 1 балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень — КОР выше среднего по группе на 2 и более балла.
Количественный анализ всех экспериментальных материалов позволит выделить основные типы выполнения заданий на воображение детьми разных возрастных групп. Чем сложнее тип решения, применённый ребёнком при выполнении задания, тем выше у него КОР.
- тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он его не дорисовывает: отказывается от выполнения задания, дублирует изображение эталона, либо рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). В данном случае можно сказать, что ребенок не владеет средствами продуктивного воображения, направляющего его на решение поставленной задачи.
- тип. «Отдельные объекты». Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но оно схематично и лишено деталей. Здесь образ воображения носит целостный, нерасчлененный характер. Строится он путем прямого достраивания реальности до элементарного целого; построение такого образа уже дает ребенку возможность адекватно решать поставленную задачу.
- тип. «Объекты с деталями». Ребенок изображает отдельный объект, но с разнообразными деталями. В данном случае, как и при предыдущем типе решения, образ строится через прямое наложение воспринимаемого контура на наиболее близкое к нему представление о целостном объекте. Однако получившийся образ носит детализированный характер, расчлененный, так как ребенок наполняет воображаемый объект различными особенностями.
- тип. «Сюжеты». Ребенок изображает отдельный предмет, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, не просто девочка, а девочка, делающая зарядку и т. п.). Здесь ребенок строит исходный образ воображения так же, как и в 1 и 2 типах, — через целостное соотнесение воспринимаемого объекта с представлениями; но при этом не только дополняет этот образ различными деталями, но и соотносит его с некоторой ситуацией. Образуется комплексный образ, что и приводит к данному типу решения.
- тип. «Сюжет-с добавлением объектов». Ребенок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой и т. п.). Он строит образ так же, как и в 1—3 типах, но уже соотносит его с образами других объектов. Создается образ-ансамбль, который и направляет ребенка на придумывание развернутого и детализированного рисунка.
- тип. «Включение». Заданная фигура видится качественно по-новому. Если в 1—4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь она включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т. п.). При таком типе решения появляется большая свобода использования предлагаемых элементов для построения образов воображения.
Качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
- при низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»); иногда они могут (для 1—2 фигурок) нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки (в этом случае рисунки представляют собой, как правило, примитивные, шаблонные схемы);
- при среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей; всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы;
- при высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы); предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Ф.И.реб - ка | Фигура для дорисовывания | |||||||||||
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...