Сообщение
статья по окружающему миру по теме

Егорова Наталья Владимировна

Сообщение "Экологическая культура дошкольников. Формирование критического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_kriticheskoe_myshlenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ. ФОРМИРОВАНИЕ «КРИТИЧЕСКОГО» МЫШЛЕНИЯ»

Егорова Н.В.

        Особое внимание к проблемам экологического образования детей старшего дошкольного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс (в течении всего периода) и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

        Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно по этому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного и школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

        Так, было доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.

Обострились многие важные проблемы экологического образования. Например, как экологическое воспитание связано с социализацией личности дошкольника и школьника; как реализуется деятельностный подход в системе экологического воспитания.

        В последние годы вслед за западными учеными(например, А.Маслоу, США) и в нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности, то есть активного приспособления к среде обитания, законов существования человека в природе и в обществе.

                                

                         Процесс социализации включает:

1. Формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон.

2. Развитие определенных оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения.

3. Сформированность «критического» мышления, умения предвидеть последствия своего поведения, «экологическая» рефлексия.

        Критическое мышление- это педагогическая технология, ориентированная на развитие у дошкольников и школьников навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи.

        Развитие критического мышления особенно важно в связи с ростом в последние годы объема научной информации. Для того, чтобы успешно действовать в информационном обществе  дети должны уметь просеивать информацию и принимать решение о том, что важно, а что нет. Им нужно научиться увязывать различные части информации между собой, рассматривать новые идеи и знания в контексте, осмысливать значение новой информации и отвергать ту информацию, которая является не существенной или неверной.         Таким образом, критическое мышление способствует переходу от первоначального «схватывания» смысла к  глубинному пониманию материала, предмета или ситуации. В конечном итоге воспитанники должны научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть информации, с которой они сталкиваются.

Для того, чтобы улучшить общий уровень своей педагогической работы по экологическому воспитанию мною была использована данная педагогическая технология. С использованием педагогических приемов, такие как «Кластер», «Кубик» и др., занятия стали проходить наиболее эффективно и результативно.

На занятиях по экологии и на внеклассных мероприятиях по краеведению дети (воспитанники) учатся осмысливать информацию, активизируют свою мыслительную деятельность.

На какой результат экологического воспитания детей 6-7 лет можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.

Эта готовность включает:

- эмоциональную готовность- восприимчивость к миру природы, чувство удивления, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;

- деловую готовность- возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных ситуациях;

- интеллектуальную готовность- определенный уровень информированности детей о природе, осознание себя как носителя экологической культуры.

        Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет эти правила. Учитывая психологические особенности старшего дошкольного возраста, отметим, что более актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг.

Формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью (тем более главной), а средством и результатом обучения.

Можно особо отметить принципиальность положения о том, что процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая аппелирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом.

        Таким образом, в системе экологического образования должны быть переставлены акценты: должна стать задача формирования норм нравственного поведения в природе, умения не только заметить неблагополучие ее объекта, но и найти способ устранения причины.

        И только на этой основе можно формировать умение анализировать примеры отрицательного взаимодействия с природой. Для успешного обучения и развития экологической культуры воспитанники должны уметь работать с информацией: собирать, перерабатывать и использовать для решения проблем. Необходимое для этого мышление должно быть независимым и направленным, т.е. оно должно быть критическим мышлением.

Приложение №1

Занятие «Мой край родной- заповедные места Астраханской области»

Участники: подготовительная группа

Предмет: воспитательное занятие.

Продолжительность занятия: 35-40 минут

Цель занятия:

Познакомить детей с заповедными местами Астраханской области.

Задачи:

1.Воспитывать бережливое отношение к достопримечательностям Астраханской области.

2.Ознакомить с различными видами растений и животных Астраханской области.

3. Расширить знания о водных ресурсах Астраханской области.

4. Развивать эстетические чувства к памятникам природы у детей.

5. Прививать навыки работы с географической картой, ориентирование, местонахождение.

6. Закрепить знания о животных и птицах.

Подготовительная работа: провести беседы на темы: «Что растет в воде?», «Что живет в реке?», «Почему воду надо беречь?», «Что дает наш край стране?»; подобрать дидактические игры: «Кто больше назовет?», «Узнай достопримечательность», «Что было раньше, что стало сейчас?», «Улицы нашего города», «Просто так ты не гуляй, острым взглядом наблюдай»; рисование на тему: «Речка, которую я видел»; ознакомление с кроссвордами; проведение викторин; интервьюирование родителей «Знаете ли вы свой город?»; экскурсии ; чтение художественной литературы: «Лебединый зов», Русанов, «Рассказ о Красной книге», Благосклонов.

Дидактические материалы: географическая карта, фотоальбомы об Астраханской области, гербарий растений, «Природа нашего края», Никифорова Н.А., Протасевич Т.Н. Астрахань 2002.

Метод обучения: «кластер»- разбивка учебного материала на «кластеры», является педагогическим приемом, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Помогает воспитанникам свободно и открыто думать по поводу, какой либо темы, вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям.

Форма проведения: индивидуальная, коллективная, групповая.

Ход занятия

Этап занятия

Вызов.

Воспитатель: 1. Проводит организационный момент, приветствует детей. Знакомит с темой занятия, читает стихи: «Город мой, как тобой не гордиться, ты и труженик, ты и поэт. Моя дорогая рыбачья станица, благословенна будь тысячи лет» (Макаров С.)

Задает вопрос: «О чем мы на занятии будем говорить?» дополняет, о заповедных местах Астраханской области.

Воспитанники:1. Отвечают на приветствие. Отвечают на вопрос воспитателя (Об Астрахани, о заповедных местах родного края)       - 3 мин.

Этап занятия

Осмысление

Воспитатель:2. Предлагает обратить внимание на плакат, где в самом центре написано слово «Астрахань»; на картинки и фотографии о городе. Направляет работу, помогает, задает вопросы.

Воспитанники: 2. Работают, подбирают картинки, готовятся обосновать свой выбор.    

                                   

Астрахань

        Дети выбирают картинки с изображением Астрахани и прикрепляют к плакату. -3 мин.

Этап занятия

Размышление

Воспитатель: 3. Подводит итоги проделанной работы, обобщает: город Астрахань исторический памятник России, на его территории находятся памятники, музеи.

Воспитанники: 3. Дети слушают, подводят итоги, сравнивают с раннее имеющимися знаниями о городе.-   1 мин.

Этап занятия

Вызов

Воспитатель: 4. Наше путешествие продолжается. Мы отправимся в маленькое путешествие. Побываем в заповеднике, на водоемах Астраханской области:

«Красавица народная, как родина свободная. Широкая, глубокая, сильная. (Макаров С.)

Воспитанники: 4. Слушают воспитателя, пополняют свои знания, определяют свое пребывание на занятии. -   2 мин.

Этап занятия

Осмысление

Воспитатель 5. Задает вопрос «О какой реке идет речь?». Проводит беседу о священной реке: «На языке древних племен это слово означает святая, священная. Ласков ее называют «Волга-матушка река». Это одна из крупных рек в мире. Ее длина 3500 км». Показывает на географической карте реку Волгу, сравнивает с другими реками Доном, Днепром.

Продолжает работу с картой: «После города Волгограда Волга круто поворачивает на юго-восток. Видите, несколько выше Волгограда от Волги отделяется голубая линия. Это линия- река или по-другому «рукав», тянется около Волги до самого Каспийского моря. Этот «рукав» называют рекой Ахтубой. Про нее говорят: река- Ахтуба- вот упрямица! Со своей водой в Каспий тянется…(Макаров С.)

Воспитанники : 5. Рассматривают географическую карту России. Сравнивают реки: Волга-Дон, Волга-Днепр, делают выводы: Волга длиннее, Дон- короче..

Этапы занятия

Осмысление

Воспитатель  Задает вопросы: «Кто живет на водоемах и реках? Кого вы еще знаете? О ком слышали?». Рассказывает о животных Астраханской области.

«В дельте Волги, у берегов рек и озер можно увидеть кабана (показывает картину). Непроходимые тростниковые заросли, обилие пищи являются благоприятными условиями обитания дикого кабана. Главный неблагоприятный фактор для кабанов- это весенние паводки, которые совпадают с периодом вскармливания потомства. Как же им помочь?

Искусственные земляные кочки, позволяют животным переждать водную стихию».-  5 мин.

Воспитанники: Отвечают на вопросы: лягушки, кузнечики, лебеди, фламинго, пеликаны.

Этапы занятия

Вызов

Воспитатель: 6. Звучит музыка( звуки живой природы) .

«Дует ветер с высоты, гнутся травы и цветы. Вправо, влево, влево, вправо, клонятся  цветы и травы (Коваленко В.И.)

природный мир Астраханской области богат. Кроме животных здесь произрастает много растений (деревьев, кустарников, трав), клторые приносят людям пользу».

Воспитанники: 6. Встают, выполняют движения под слова воспитателя. Наклоны в стороны, садятся на места. Слушают . рассматривают.-  3 мин.

Этапы занятия

Осмысление 7. Воспитатель раздает гербарий растений: одуванчик лекарственный, ромашка аптечная, пустырник, шалфей.

Проводит игру «Узнай по запаху и вкусу». Просит ответить на вопросы: для чего собирают и сушат эти растения?

Если заболело горло, настоем какой травы нужно полоскать? Распределяет роли, раздает головные уборы с изображением цветов.

Воспитанники: 7. Дети определяет цвет, запах, сравнивают между собой. Определяют вид растения. Отвечают на вопросы (лекарственные, для лечения, профилактики).

Надевают головные уборы, проговаривают слова: «Мы цветочки луговые, разноцветные такие. Любим воздух, солнце, свет. Дождик, ты полей нас всех! Я- пахучая ромашка, подорожник я большой, я колючая крапива, я- одуванчик золотой. Дружим вместе ты и я, мы лечебные, друзья!» (Егорова Н.В.)

Этапы занятия

Размышление

Воспитатель: 8. Подводит итоги. Приглашает к столу отведать фиточай из трав. «Молодцы, ребята! Богата и разнообразна лесная растительность: ивы, тополя, акации, березы».

Воспитанники: 8. Дегустируют чай, высказывают свое мнение.- 1мин.

Этапы занятия

Вызов

Воспитатель: 9. Демонстрирует иллюстрации с показом гербария этих растений. Дидактическое упражнение «От какого дерева лист?». Проводит беседу «Растения и животные нуждаются в постоянном внимании и защите, медленно восстанавливаются в природе, поэтому человек создает специальные места, они называются заповедниками. Заповедник – это участок земли, на которой сохранились природные условия, где обитают редкие растения и животные. На территории заповедника нельзя заниматься охотой, рыбалкой, строить фабрики и заводы, нельзя и просто так, без причины, без дела ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей».- 3 мин.

Воспитанники: 9. Слушают, находят нужный лист в гербарии. Рассматривают фотоальбом.

Этапы занятия

Осмысление

Воспитатель: 10. Что произойдет с окружающей средой, если люди будут засорять и портить ее?

Воспитанники: 10. Отвечают на вопрос.

Этапы занятия

Размышление

Воспитатель: 11. Проводит моделирующее упражнение. Подводит детей к импровизирующей речке, которая засорена мусором.

Трудно стало жить в реке Волге, Каме и Оке водоплавающим птицам, рыбе.

Спрашивает детей об их дальнейших действиях. Подводит итоги моделирующего упражнения.

Воспитанники: 11. Подходят к речке, видят мусор. Ребенок в роли русалки:

«Ах! Судьба моя жестока, негде спрятаться от стока! Каждый норовит завод, сбросить мусор в бездну вод. В речке чистой я жила и красавицей слыла. А теперь краса угасла из-за дизельного масла. В пятнах краски чешуя. Ох, не выживу здесь я!». Дети собирают мусор, помогают русалке. Определяют свое участие в охране окружающей среды. – 3 мин.

Воспитатель: обращается к детям: «Давайте вернемся к началу нашего занятия. Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Какие картинки прилепим к плакату? Астраханский край богат растительным и животным миром.

Помогает распределить по группам:

1.Достопримечательности.

2. Растительность.

3. Животные, птицы

4. Водоемы и реки.

« Хорошо мы поиграли .Много нового узнали. Всех ребяток награждаем, и с успехом поздравляем!»

Воспитанники: Подходят к столу, выбирают картинки по теме занятия. Составляют кластер.

Этапы занятия

Вызов

Воспитатель: Подводит итоги. Оценивает работу детей, вручает медали «Юный астраханец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы

Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»   Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....