Роль семьи в нравственном воспитании детей-дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Апсалихова Инна Анатольевна

 

    Оченьинтересная подборка материала для проведения досуга "Сердце семьи", помогает  оспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.  Предлагаю занятие,способствующее  формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье как о людях, которые живут вместе любят друг друга,  заботятся друг о друге

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ «МОЯ СЕМЬЯ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»

Цель – способствовать формированию у детей старшего дошкольного

             возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе,

             любят друг друга,  заботятся друг о друге

Задачи:

Образовательные:

 - расширять представления детей о семье,  родственных отношениях;

 - упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно о своей

   семье, обогащать словарный запас детей, познакомить с новыми понятиями      

   племянник,  племянница;

  Развивающие:

 - содействовать развитию у детей памяти, логического мышления и  

   творческого воображения с помощью игровых ситуаций, развивать

   общительность и коммуникабельность;

 Воспитательные:

 - продолжать воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи,

 - развивать чувство сопереживания и заботы

Материал и оборудование:

 - иллюстрация на тему «Семья»,

 - чудесный мешочек с метёлкой,

 - сердечки,

 - семейные фотографии детей,

 - мольберт, фотоаппарат,

Предварительная работа:

 - беседа с детьми  о семье, родственниках;

- объяснение значений незнакомых слов, встречающихся в тексте стихотворений

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационная часть.

Воспитатель – сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что есть у человека – о своей родной семье. А ещё мы с вами узнаем, почему дружная семья – это сильная семья

2. Основная часть.

    Рассматривание иллюстрации  на тему «Семья»

         Воспитатель:

 - кого вы видите на иллюстрации

 - Как вы думаете: это чужие  или родные между собой люди?  

  - Как можно назвать их одним словом?

  - Как вы думаете, каких членов семьи не нарисовал художник?

  - Как вы считаете, дружат в этой семье между собой дети и родители?

                         

     Рассказы детей о родственниках по фотографиям по схеме:

                      - Это я, меня зовут…

                      - Это моя мама, её зовут……

                      - Это мой папа, его зовут…

                      - Наша семья большая и дружная, потому что…

            Воспитатель:  

               Мамину или папину сестру мы называем тётей,

              А маминого или папиного брата – дядей.

              А вы ему кто? (племянник, племянница)

  Проговаривание нового слова хором и индивидуально.

Физ. минутка «А ты мне кто?»

     - Если я твоя мама, ты мне кто?

     - Если я твоя сестра, ты мне кто?

     - Если я твой дедушка, ты мне кто?  И т.д.

Сюрпризный момент с метёлкой.

Воспитатель  показывает детям чудесный мешочек, предлагает  отгадать

наощупь, что находится внутри и вынимает метёлку.  

  - Давайте попробуем сломать её целиком. Почему это трудно сделать?

  - А теперь сломаем прутики по одному.  Почему они легко ломаются?

Так и в нашей семье. Все вместе мы сильные, нам все по плечу, а если мы по одному, нас легко сломать, как эти прутики, обидеть.

Не зря говорят: «Семья – это сила», «Дружная семья и гору сдвинет».

Воспитатель: сейчас Ира нам расскажет стихотворение о дружной семье.

     Ребенок

                 Папе руку протяну, маме руку протяну,

                 Город весь пройдём мы вместе,

                 А быть может, всю страну

                 Даже может быть до Марса

                 Всей семьёй мы долетим

                 Если только будем вместе

                 Если только захотим!        (Л. Олифирова)

Воспитатель: ребята, а как вы заботитесь о своей семье, как вы помогаете своим родителям,  своим младшим сестренкам, братишкам? …

Воспитатель:  вот теперь, ребята,  мы знаем, почему дружная семья – это сильная  семья.

3. Заключительная часть.

Игра «Семейная фотография».

    Дети двигаются по всему залу, по сигналу «Стоп-кадр!»

    дети собираются «семьями» для фотографии и фотограф делает снимки.

    В заключение дети собираются большой садовской семьёй со своей        

    мамой – воспитательницей.

     

 

   

   

   

     



Предварительный просмотр:

Досуг "Сердце семьи"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникации», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная.

 Цель: закрепить представление детей о ценностях семьи.

Задачи:

  1. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
  2. Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
  3. Закреплять умение работать в коллективе.
  4. Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
  5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
  6. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Материалы и оборудование: «Чудо-дерево» с семейными фотографиями детей; большое сердце – макет сердца семьи; набор сердец «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», «Хорошо-плохо»; набор предметов в чемодане для игры «Новоселье»; кувшин с водой для игры «Кувшин доброты»; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов. Беседы «Золотая мама», «Бабушки-старушки», «Семейные ценности», «Что такое счастье?», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната».Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов «Грипп», «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский.

Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.

Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу».

Оформление выставок: «Моя семья», «Моя любимая игрушка».

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

– Если в чудо веришь ты,

Мы о нём расскажем.

Если в чудо веришь ты,

Мы его покажем.

Чудеса повсюду есть –

Их не перечесть,

Но для вас особое Чудо из Чудес!

Открывается занавес, появляется Чудо-дерево

Его растила вся семья

Не месяц и не два,

Ему шептали мы всегда

Добрые слова.

И наше деревце росло

И выросло большим,

И стало крепкое оно

И мы его храним.

В листочке каждом нежность тут

И счастье для детей.

В них вера и любовь живут,

Надежда всех семей!

– Ребята, каждый найдите листочек со своей семьёй и встаньте рядом с ним. На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?

Семья должна учить любить,

Жалеть и вежливыми быть.

Когда семья такою станет,

Другая сразу жизнь настанет!

– А кто ещё знает стихи о семье?

– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье.

 Модель «Радость» устанавливается на сердце.

Радость – это свет в окошке,

Радость – ягоды в лукошке,

Радость – тысяча улыбок,

Радость – стая мелких рыбок.

Радость в сердце жить должна.

Очень нам она нужна.

– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.

Дидактическая игра «Подари семье радость» ( Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик»).

– Радость в одиночку в семье не живёт,

С ней всегда за ручку Доброта идёт.

Модель «Доброта» устанавливается на сердце.

– Чья доброта в семье нам помогает? Чтобы в нашей семье поселилось добро, оно должно быть в наших сердцах, мы сами должны быть добрыми. Кто помнит пословицу про добро? «Доброе дело, что дождь в засуху». Сейчас я превращу вас в дождинки, а себя в тучку. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам делать добрые дела.

Подвижная дидактическая игра «Кувшин доброты». (Под музыку дети танцуют, а когда музыка останавливается – собираются вокруг воспитателя. Воспитатель брызгает по очереди на детей из « кувшина доброты» и дети рассказывают, какие добрые дела они сделали, пока играла музыка. Например: «Я – была капелькой и напоила цветочки водой. Я был капелькой и помог цыплёнку напиться водички!»).

– Пока мы играли, в наши двери стучали.

Воспитатель поёт под музыку:

– В доме слёзы, в доме драма.

Заболела гриппом мама.

Я в аптеку побегу,

Маме бедной помогу.

Я куплю таблеток кучу,

Двадцать носовых платков,

Десять штук больших шприцов,

Просто так, на всякий случай.

Если маме станет хуже,

Ей укол от гриппа нужен.

Я теперь за всё в ответе –

                                            Грипп лечить умеют дети.

– Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых?

 Модель «Заботливость» устанавливается на сердце.

Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Представьте, что у вас новоселье. Что это значит? Мы переехали в новую квартиру. Нужно помочь разобрать семейные вещи. Дидактическая игра «Новоселье».( Из большого чемодана дети достают вещи, принадлежащие разным членам семьи и рассматривают их: очки, помада, газета, журналы, галстук и т.д.).

– Сразу стал уютным дом,

Нежность поселилась в нём.

Она во всех наших делах,

В глазах, улыбках и словах.

Она звенит, она поёт,

Она тепло и свет несёт.

Растопит лёд она любой,

Чтоб нас порадовать с тобой.

Модель «Нежность» устанавливается на сердце.

– Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата.

– Я от ваших слов согрелась, и даже ещё больше стала вас уважать! А Уважение в семье – это тоже очень важно!

«И старость не страшна, коль молодые уважают». Про кого эта пословица? Модель «Уважение» устанавливается на сердце.

Рассмотрим картинки и попытаемся разобраться, за какие поступки детей надо уважать, а какие недостойны уважения.

 Дидактическая игра «Хорошо – плохо».(Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни).

Кто всегда со всеми ладит,

Шьёт, пирог готовит, гладит,

Никогда не отдыхает,

Ни о чём не забывает.

Поцелует, приласкает,

За плохое поругает,

А потом сто раз простит.

                       Когда болеет ты, не спит? ….Мамочка

Он за меня готов сразиться

С драконом огненным, большим.

И если надо будет биться

С морским чудовищем самим.

Я так ценю его заботу,

Я с ним как будто в ярком сне,

Жаль, в понедельник на работу

Пора ему, и в садик мне. ….Папа

У неё уже с утра

Очень сложная пора:

Внуков в садик разбудить,

Завтрак приготовить,

И прибраться не забыть,

                 И не хмурить брови! …Бабушка

Он такой заводной,

И совсем не старый.

Он гуляет со мной

Утром по бульвару.

Он приходит за мной

В садик вечерами.

Он такой озорной

                     С белыми усами….. Дедушка

Это что за девочка?

С нею я играю.

Перед сном ей сказочку

Я всегда читаю.

Я её на улице

Зорко охраняю

Я её братишка –

                   Всем я объясняю! …Сестрёнка

Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.

Мы сами можем сделать себя счастливыми!

Хорошим поведением, заботой, уважением

Мы радуем родителей и бабушек своих,

За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,

И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!

И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,

Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!

Семья наша огромная и очень-очень дружная,

Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!

– Сердечко нашей семьи заполнилось. В нём собрались вместе Доброта, Радость, Счастье, Уважение, Заботливость, Нежность.

Но бывает, что и радость не в радость,

И заботушка только в тягость,

Да и нежность никому не нужна,

Доброта совсем не важна.

Уважать совершенно не хочется,

Да и счастье на улицу просится.

Ведь сердечко в семье охладело,

Всех теплом согревать расхотело.

А чтоб сердце забилось вновь

Нужно в нём поселить … Любовь!

Модель «Любовь» устанавливается на сердце.

Любви всегда в семье есть место!

С ней никогда не будет тесно!

Любовь людей соединяет,

Руками нежно обнимает

И молодых и стариков,

Всем на земле даёт свой кров.

Сердце поднимается к потолку, с потолка летит дождь и воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Как много значит семья в  нравственном воспитании дошкольников!...

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников

Как много значит семья в  нравственном воспитании дошкольников!...

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Роль семьи в нравственном воспитании ребенка

Методические рекомендации для педагогов....

Роль семьи в нравственном воспитании детей

Работа направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей.В статье говорится о том,чтобы советы и рекомендации, которые дают родителям, должны быть теоретичес...