Конспект занятия по познавательному развитию" В гости к Вини Пуху"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Михайлова Елена Юрьевна

Конспект занятия по познавательному развитию детей 4-5 лет с элементами экспериментирования " В гости к Вини Пуху"

с использованием схем и моделей, направленное на закрепление знаний о назначение органов чувств - помощников человека

и на воспитание бережного отношения  к органам чувств.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский сад № 390

Дзержинского района г. Волгограда.

Конспект занятия в средней группе

ТЕМА: «В гости к Вини Пуху».

Разработала и провела:

воспитатель первой квалификационной категории

 Михайлова Елена Юрьевна

г. Волгоград

Вид занятия. Интеллектуально – развивающий.

Тип занятия. Основы безопасности жизнедеятельности

Тема: «В гости к Вини Пуху».

Возраст детей: 4-5лет /средняя группа/

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей – 8 человек.

Предварительная работа:

  • рассматривание с детьми энциклопедий «Наши помощники», «Человек и его органы чувств»,
  • работа в лаборатории по проведению элементарных опытов по определению свойств предметов, обозначение этих свойств -  моделями  «Тяжелый, легкий, мягкий, твердый»,
  • д/игры «Определи по запаху», «Чудесный мешочек», «Определи на вкус»
  • д/игры «Загадки и отгадки»
  • настольная игра «Цвет и свет»

Наглядный дидактический материал:

А) демонстрационный 

  • конверт с письмом,
  • мягкие игрушки: собака, мышка, Вини Пух, гномик
  • сундук с замком  ( ящик ощущений)/с.м Приложение 1/
  • схемы-модели  «Легкий»,  «Тяжелый», «Шуршит», «Гремит»./ с.м.Приложение 2/
  • настольная игра «Домик настроений» / с.м.Приложение 1/
  • чайник с кипятком, кувшин с холодной кипяченной водой.

Б) раздаточный

  • шарики металлические (твердые, тяжелые), поролоновые (легкие, мягкие),
  • коробочки с шуршащими и гремящими предметами
  • одноразовые стаканчики, ложечки, чашки для чая,
  • розетки с солью, сахарной пудрой, лимонной кислотой,
  • чай в пакетиках фруктовый,
  • тарелочки с изображением фруктов на дне.

Задачи:

обучающие:

закрепить представления детей о том, что предметы бывают мягкие, твердые, легкие, тяжелые.

Упражнять в определении  веса предметов, качеств  предметов на ощупь, группировать их и обозначать их соответствующими схемами.

Упражнять детей в различении на слух шуршащих и гремящих звуков и обозначении их схемами-моделями.

Упражнять детей в определении вкусовых ощущений: сладкий, кислый, соленый, без вкуса, упражнять в приготовлении растворов различного вкуса.

Познавательные:

упражнять в определении схем-моделей и подборе к ним соответствующих предметов. Развивать у детей умение действовать по словесной инструкции, данной воспитателем. Побуждать детей подкреплять свои высказывания - доказательства схемами, моделями

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к органам чувств - помощникам человека

Словарь новых слов:

на ощупь, на вкус, на слух, шуршит, гремит.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 часть.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, к нам сегодня принесли письмо, хотите узнать от кого оно?  Как можно узнать?

  Давайте, его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята!

У меня сегодня день рожденья! Приходите ко мне в гости. Я Вас очень жду , Вини Пух!»

Ну, что, ребята, пойдем в гости? Тогда в путь. А вы знаете, где живет  Вини Пух? И я не знаю. Пойдемте,  у кого - нибудь спросим.  

(Дети идут за воспитателем и встречают собаку)

2 часть

Собака (воспитатель имитирует рычание собаки):

- Рррр! Куда это вы идете?

Дети:

- Мы идем в гости  к Вини Пуху.

Собака:

-Рррр! А я вас не пущу!

Воспитатель:

- Пропусти нас, пожалуйста, нас Вини Пух на день рождения пригласил.

Собака:

- Ладно, пропущу, только сначала помогите мне узнать, что лежит в сундуке, который я стерегу.

Воспитатель:

- Поможем, ребята, собаке? Как вы думаете, как можно узнать, что лежит в сундуке? (посмотреть)

- Можно было бы посмотреть, но сундук закрыт на замок, а ключа у нас нет. Как же узнать, что лежит в этом сундучке? (предположения детей выслушивает воспитатель и предлагает узнать по запаху). Дети и на запах не могут определить, что в сундуке.

Тогда воспитатель обращает внимание детей на то, что на сундучке есть схема- подсказка (рука). Как же можно узнать,  что в сундучке? (пощупать, на ощупь).

Проводится игра «Определи на ощупь» (по типу «Ящик ощущений» - дети достают из сундучка шарики металлические – твердые, поролоновые –мягкие, затем определяют на вес: какие шарики легкие, какие тяжелые)

Воспитатель:

- Ребята, давайте,  разложим шарики по тарелочкам, только какой куда, нам подскажут схемки-модельки. Эта моделька, что обозначает? (легкие…тяжелые). Ребята, а что помогло нам определить предметы на ощупь. Правильно, это руки - наши помощники.

Собачка:

- Рррр! Спасибо вам, ребята, возьмите в подарок Вини Пуху шарики!

Воспитатель:

- Спасибо тебе, собачка, нам пора дальше.

3 часть.

Воспитатель обращает внимание детей на норку:

- Как вы думаете, ребята, кто здесь живет? ( мышка) Давайте, поздороваемся с мышкой.

Дети здороваются с мышкой.

Мышка: (воспитатель имитирует голос мышки):

- Пи-пи-пи! Здравствуйте, ребята, Помогите мне, пожалуйста! Я очень люблю играть в игру «Шуршит- гремит», но вот беда я совсем запуталась и не могу правильно разложить коробочки к карточкам.

Воспитатель:

- Не расстраивайся, мышка, ребята, тебе помогут.

   - Ребята, что обозначает эта карточка («шуршит», а эта «гремит»). А что же нам поможет определить, какая коробочка шуршит, а какая гремит? (уши)

Проводится игровое упражнение «Определи на слух». Дети определяют на слух, какая коробочка шуршит, а какая гремит, и раскладывают их к  соответствующим моделям.

Мышка:

-Спасибо, вам, ребята, возьмите коробочки с собой, подарите их Вини Пуху и научите его играть с ними.

4 часть.

(дети с воспитателем отправляются дальше, и воспитатель обращает внимание детей на домик.)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, может это домик Вини Пуха? Никого не видно. Никто нас не встречает. Ой, кто это?  (показывает игрушку гномика)

- Это гномик – шалунишка. Он очень любит угощать своих друзей разной на вкус водичкой. Только никогда им не говорит, какая она на вкус.

-Посмотрите на лица этих гномиков и скажите, ,какие они ? (спокойное, сморщенное, сердитое, веселое)

- Как вы думаете, какую водичку они выпили? (Ответы детей)

-Давайте проверим.

На 3 столах стоят прозрачные стаканчики с водой, ложки и  розетки с белым порошком:  сахарная пудра, мелкая соль и лимонная кислота)

.

-Ребята, давайте проверим какую водичку выпил гномик со сморщенным лицом. Для этого добавьте  в воду белый порошок и хорошо размешайте его.

 -Что стало с порошком?  Куда он делся? ( он растворился) .

-Какая по вкусу получилась водичка? Почему она стала кислой?   Что за порошок мы в нее добавили?

ВЫВОД: Гномик со сморщенным лицом выпил кислую водичку.

Дети подходят ко второму столу и аналогично добавляют порошок со второй розетки.

- Теперь давайте попробуем угадать, какую водичку выпил гномик с сердитым, недовольным лицом.

- Какая по вкусу стала эта водичка? (соленая). Почему она стала соленой? (мы добавили в нее соль).

ВЫВОД: Гномик с сердитым, недовольным лицом выпил соленую воду.

- Ребята, посмотрите, на этого гномика, какой он? (Он,  веселый).

-Давайте проверим, какую же воду выпил он?

-  Попробуйте добавить в водичку вот этот порошок .

- Какая на вкус стала водичка? Вода стала  сладкой потому, что мы в нее добавили сахар.

- Ребята, а что помогло нам определить вкус водички? Правильно на язычке есть такие маленькие рецепторы, они и помогают нам определять вкус пищи.

- Вот какой гномик – шалунишка живет в этом домике. Мы обязательно к нему придем еще раз. А сейчас нам надо спешить дальше. Нас ждет Вини Пух.

Гномик:

- Молодцы, ребята, вы все мои секреты разгадали. А теперь я вас провожу к Вини Пуху.

(дети вместе с воспитателем и гномиком отправляются дальше).

5 часть.

( В игровом уголке за столом сидит игрушка Вини Пуха.)

Воспитатель:

-Ну, вот, кажется, мы и пришли. Здравствуй Вини Пух. Поздравляем тебя с днем рождения. Прими от нас и твоих друзей собаки, мышки и гномика эти подарки.

Вини Пух:

- Спасибо вам, ребята. Проходите ко мне в гости,  я вас чаем угощу.

Воспитатель:

- Ребята, можно я помогу Вини Пуху разлить кипяток в чашки, чтобы он не обварился?

- А как же мы будем пить такой горячий чай? Может кто-то знает, что можно сделать? (дети предлагают добавить холодной кипяченой воды).

ВЫВОД :Чтобы получить теплый чай, нужно в горячую воду  добавить холодную.

Воспитатель:

- Ребята, а какой у вини Пуха ароматный чай, у каждого из вас чай с разным запахом. Как же узнать,  у кого,  чем пахнет чай? (Понюхать)

Вопросы к детям:

- Чем пахнет твой чай?  (когда все дети выскажут свои предположения,  воспитатель предлагает проверить, перевернуть и посмотреть картинку под стаканчиком).

- Что ребята нам помогло определить запах чая? (носики).

-Что помогает нам узнавать предметы и их свойства и качества? ( Ответы детей).

ВЫВОД: Руки определяют предметы на ощупь и на вес; глаза помогают видеть предметы; уши  определяют звуки; язык определяет вкус, а нос улавливает запахи.

- У каждого человека,  ребята,  есть его помощники.  Это руки, глаза, уши, нос, язычок. Чтобы они помогали человеку их надо  содержать в чистоте, беречь от холода и опасных предметов, тогда они всегда будут вашими хорошими помощниками.

Приложение 1.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике "В гости к Винни-Пуху"

Конспект открытого занятия по обучению элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по ЗОЖ "В гостях у Винни-Пуха"

Задачи: Дать представление о составляющих здорового образа жизни. Воспитывать потребность быть здоровым: употреблять в пищу овощи и фрукты; выполнять гигиенические процедуры; воспитывать нравстве...

Конспект занятия по развитию речи «Посылка от Вини- Пуха»

Упражнять в подборе определений к заданному слову. Развивать внимание, память, мыслительные  операции.  Учить образовывать притяжательные прилагательные. Прививать навыки слоговог...

Конспект занятия по математике «В гости к Винни – Пуху» (2 младшая группа)

Конспект  занятия по математике  «В гости к Винни – Пуху» (2 младшая группа)...