Рабочая программа по разделу программы «Истоки» «Мир, в котором мы живем»
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, старшая группа) по теме

Калашникова Светлана Валентиновна

Основная цель.

Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

             

 

Рабочая  программа по  разделу программы «Истоки»

«Мир, в котором мы живем»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Березовский детский сад №4»

«Познание окружающего мира»

 

                                                                     Возрастная группа детского сада:

                                                                     старшая (5-6 лет).    

                                                                     Разработчик программы

                                                                                Калашникова Светлана Валентиновна -                                                                    воспитатель I категории;

662520 Россия Красноярский край

Березовский район п. Березовка

улица Мичурина 10

                                                             

                                                                СОДЕРЖАНИЕ:

                                                1.Пояснительная записка

                                                2.Тематическое планирование.

                                                         3.Литература

Данная  рабочая учебная программа разработана в соответствии с нормативно-правовой     базой:

  1. Закон об образовании РФ от 10.07.1992г. №3266-1 (с изменениями на 16.03.2006г.).
  2. Типовое положение о ДОУ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666, в соответствии с которым содержание образовательного процесса в образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования и ДОУ самостоятельно в выборе программы.
  3. Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009г. № 655.
  4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010г. №24 о введение в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов,  Сан.ПиН. 2.4.1. 2660-10.
  5. Положение о рабочей программе воспитателя, специалиста МБДОУ «Березовский детский сад № 4» от 01.09.2010г. № 036 п.16.
  6. Лицензия регистрационный номер 3823-л от 17.06.2010г.
  7. Свидетельство о государственной аккредитации № 1635 от 04.05.2010г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Березовский детский сад №4» общеразвивающего вида. Основан в 1970 году, рассчитан на 6 групп.

          Наш педагогический коллектив с 2002 года осуществляет педагогическую деятельность по базисной программе развития ребенка – дошкольника «Истоки», которая задает содержание дошкольного уровня, обеспечивающее полное и целостное развитие личности ребенка. Содержит как базисность, основу развития детей, так и вариант ее реализации, открывающий возможности для широкого творчества педагогов.

          Для организации образовательного процесса педагогический коллектив использует следующие программы и  технологии:

  1. Социально- игровая технология В. И. Букатова.
  2. Технология ТРИЗ.
  3. Экологическое  образование в детском саду Н.А.Рыжевой.
  4. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» З.И.Бересневой.
  5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - программа О.Л.Князевой.
  6. Музыкальное воспитание по методике О.П.Родыновой
  7. Театрализованная деятельность по программе М.Д. Маханевой.

Основная цель.

Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Задачи.

В программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям:

1. Социальное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Эстетическое развитие.

4. Физическое развитие.  

Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности — главные условия освоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

В познавательном развитии выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития — формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

В физическом развитии заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребенку ощущения «мышечной радости». Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

В программе выделены  разделы:

  1. Речь и речевое общение.
  2. Социальное развитие.
  3. Познавательное развитие.
  4. Эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.
  6. Здоровье.

В основу программы положена концепция психологического возраста. В связи с этим в программе выделены следующие психологические возрасты:

1. Ранний возраст (I младшая группа)

2. Младший дошкольный возраст (II младшая, средняя группа)

3. Старший дошкольный возраст (старшая, подготовительная группа).

Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка, но не предусматривает объединения детей в разновозрастные коллективы.

Мы воспитатели: В.Н. Зиганшина и С.В.Калашникова, разработали рабочую программу по разделу «Мир, в котором мы живем» «Познание окружающего мира» для старшей группы (5-6 лет).

Цель программы:  знакомить детей с предметами, людьми и отношениями в окружающем мире, учить их бережно, осторожно, любознательно и пытливо относиться к тому, что находиться вокруг; сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране.

Задачи:

  1. знакомить с процессами производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства, парфюмерии и косметики, промышленного и ремесленного производства, предметами искусства. Учить детей бережно относиться к живой и неживой природе;
  2. показать детям правильные способы ведения домашнего хозяйства, учить пользоваться средствами  и инструментами поддержания чистоты, красоты, порядка;
  3. учить быть внимательными к собственному поведению, оценивать его с точки зрения цели, процесса, способа достижения цели, результата;
  4. формировать первые навыки рационального природопользования;
  5. знакомить с затратами труда и металлов и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей, с переработкой отходов и мусора, приучать экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину. Знакомить с разными способами добычи и применения энергии в самых общих чертах;
  6. развивать  общие познавательные способности детей: способность  наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки:
  1. учить называть признаки используемых предметов,
  2. учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами,
  3. находить причины следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
  1. развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления карт;
  2. приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культур;
  3. воспитывать представление о событиях, связанных с празднованием Дня города,9 Мая, Дня космонавтики и т.д.;
  4.  воспитывать у детей чувство любви к своей Родине; уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности; знакомить с основной символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн).

Наши ключевые позиции обновления деятельности состоят в следующем:

  1. гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;                                                                                                                                                                  
  2. обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
  3. обеспечение научно – методической литературы и МТБ с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей;
  4. должное внимание уделяется игре на занятиях и в свободной деятельности детей, т.к. игра является ведущим видом деятельности;
  5. рост профессионального мастерства педагогов;
  6. основными функциями нашей работы являются:
  1. развитие творческих способностей детей через организацию театрализованной деятельности ДОУ;
  2. обеспечение интеллектуального, творческого, эмоционального и личностного развития ребенка;
  3. забота об эмоциональном благополучии и развитие ребенка;
  4. взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка.
  1. Общее количество занятий по программе «Познание окружающего мира»:

- в год – 36;

- в неделю - 1 занятие;

- длительность одного занятия в старшей группе - 25 минут.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводиться 2 раза в год; вводный - в сентябре (1 и 2 недели), итоговый – в мае (1 и 2 недели).

Диагностика проводится с помощью следующих методов и приемов: наблюдение, беседа, дидактические игры: («Что лишнее?»,  «Третий лишний»). Результаты диагностики вносим в таблицу. Табличная форма результатов способствует анализу индивидуального развития ребенка, сравнительному анализу детей в группе по данному разделу, обеспечивает комплексное видение результатов.

Перспективно-тематический план.

СЕНТЯБРЬ

Тема

ФЕДЕРАЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ

НАЦИОНАЛЬНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ЛОКАЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТ

Методы и приемы

Ожидаемый результат

«Мы приходим в детский сад»

Учить соблюдать правила поведения при встрече и прощании в детском саду, формировать у детей представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду, и их профессиональных принадлежностях.

Знакомить детей с простейшими планами детского сада, с условными знаками и символами, обозначающими разные помещения детского сада.

Знакомство с профессией воспитателя.

Экскурсия по детскому саду. Использование проектора. Беседа. Воспитание нравственных привычек. Игра-драматизация «Сценка знакомства». Рассматривание рисунков - символов.

Знание правил поведения в общественных местах. Имеют представления о профессиях взрослых, работающих в детском саду. Развито  творчество детей.

«Мы - группа»

Знакомить детей с устройством простейшего плана участка детского сада, формировать у детей представления о профессиях взрослых и их профессиональных принадлежностях.

Знакомить с условными знаками и символами, обозначающими занятия людей.

Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду.

Беседа, рассматривание иллюстраций. Составление плана своей группы. Обсуждение. Пример ребенка.

Усвоены детьми знания по составлению простейшего плана детского сада. Соблюдают правила поведения в детском саду.

«Наша улица»

Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства,

условными знаками и символами.

Учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию по улицам нашего поселка.

Соблюдать правила безопасного поведения на улице.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Игра-драматизация «Дети на улице». Составление правил поведения на улице детьми.

Знают  правила безопасного поведения на улице,  дорожные знаки.

«Мы в городе»

Формировать у детей представления о профессиях взрослых и их профессиональных принадлежностях, учить детей объяснять маршруты и проходить их по описанию.

Знакомить с условными знаками и символами, используемыми в городе, гербом города Красноярска.

Учить соблюдать правила поведения в общественных местах. Знакомить с символикой Березовки.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Организация совместной деятельности - составление панно «Улицы города Красноярска». Рассказ воспитателя, с применением видеофильма о Березовке.

Сформированы представлени я о профессиях взрослых и их профессиональных принадлежностях. Соблюдают правила поведения в общественных местах. Усвоены понятия условных знаков и символов, используемых в городе.

ОКТЯБРЬ

«Еда вкусная и полезная. Что на грядке растет»

Учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере получения сахара).

Знакомит с процессом производства и потребления продуктов питания.

Приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни.

Подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться.

Рассказ воспитателя. Разработка и составление правил питания в группе. Чтение стихотвония С. Михалкова «Овощи». Карточки с изображением последовательности изготовления сахара из сахарной свеклы.

Умеют устанавливать причинно-следственные связи (получение сахара). Знают блюда национальной кухни.

«Еда вкусная и полезная - молочные реки»

Учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовления творога).

Знакомит с процессом производства и потребления продуктов питания.

Дать представление о производстве молочной продукции в Березовском районе.

Учить вести себя за столом.

Беседа. Рассматривание картинок. Эксперимент (творог из молока).

Обладают навыками культуры поведения за столом. Умеют располагать события в определенной последовательности.

«Как от дождика спастись»

Учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, прогнозировать эффект от своих действий. Знакомить детей со свойствами разных материалов.

Знакомить с профессиями взрослых и атрибутами этих профессий.

Учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами.

Чтение стихотворения В.Левина «Маленькая песенка о большом дожде». Опыты. Театрализация отрывка из сказки Сутеева  «Под грибом».

Уточнены знания о свойствах разных материалов. Правильно обращаются со своими вещами.

«Как от холода спастись»

Учить устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, прогнозировать эффект от своих действий. Знакомить детей со свойствами разных материалов.

Дать представление об одежде народов севера.

 Учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами.

Исследования «Сохранение температуры». Рассказывание рассказа Э.Шим «Кто как одет». Рассматривание   и обсуждение картин.

Умеют последовательно  одеваться для прогулки.

НОЯБРЬ

«Откуда стол пришел»

Учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, располагать события в определенной последовательности, знакомить с процессом производства мебели (на примере изготовления деревянной мебели). Приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с народными промыслами (Хохлома).

Дать знания детям о производстве мебели фабрики «Нильс», «Березовская мебельная фабрика».

Учить выделять и называть признаки предметов, знакомить детей со свойствами дерева, различными инструментами.

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Обсуждение. Составление

«коллекции» деревянных вещей. Просмотр видеоролика.

Имеют прдставления о способах изготовления деревянной мебели, о свойствах мебели, о народных промыслах (Хохлома).

«От ложки до книжки»

Учить детей устанавливать простейшие причинно- следственные связи, располагать события в определенной последовательности, знакомить с процессом производства и потребления  (на примере изготовления бумаги из дерева).

Учить называть признаки предметов. Знакомить с производством бумаги в Красноярском крае.

Знакомить со свойствами бумаги, различными инструментами.

Экскурсия на ЦБК.

(обучающий видеофильм)

Знают признаки предметов, свойства бумаги.

«Кофты и кафтаны»

Знакомить детей с процессом производства ткани и одежды, из каких тканей шьют одежду.

Учить классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке.

Знакомить с традиционным народным костюмом (с учетом региональных особенностей).

Учить детей устанавливать связь между  явлениями и предметами, своим поведением, быть опрятными и аккуратными.

Беседа об одежде. Рассматривание «коллекции» лоскутков-образцов разных тканей. Рассказ воспитателя.

Составление альбома «Народные костюмы»

Имеют представление о тканях, из которых шьют одежду и  традиционных  народных костюмах (с учетом региональных особенностей).   Аккуратны.

 Демонстрация  моды: «Шапки, шляпки, кепки»  в день Матери.

Знакомить с процессом производства головных уборов. Продолжать обсуждать профессии людей и их профессиональные принадлежности.  Знакомить с традиционными головными уборами.

Знакомить детей с разнообразием головных уборов,  их назначением (с учетом региональных особенностей).

Учить детей быть опрятными и аккуратными, соблюдать правила личной гигиены

Выставка «Шапки, шляпки, кепки». Обсуждение. Рассказ воспитателя. Театрализованное представление.

Умеют различать головные уборы. Знают их назначение. Подходят к работе творчески.

ДЕКАБРЬ

«Календарь»

Учить детей ориентироваться  в непосредственно прошедшем и ближайшем будущем времени.

Находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке.

Учить детей знать свой день рождения, названия месяцев; формировать представление детей о круглом годе, знакомить с разными видами вещей.

Коллекция календарей. Применение ТСО. Беседа «Что было раньше, что сейчас». Игра-драматизация «Круглый год».

Знают названия месяцев, их последовательность,сформированы знания о временах года, умеют находить причины и следствия событий происходящие в историческом пространстве.

«Новогодняя елка»

Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране.

Дать представление о существовании разных культур, которые отличаются своими обрядами, праздниками.

Формировать начала экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе. Формировать положительное отношение к общественным праздникам в Красноярске.

Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.

Показ видеофильма. Рассказ воспитателя. Театр игрушек «Елка для зверят».

Сформировано положительное отношение к семейным и общественным праздникам, правилам безопасного поведения в новогодние праздники.

«Дед Мороз и Санта Клаус»

Знакомить детей с традициями родной культуры.

Дать представление о существовании разных культур, которые отличаются своими обрядами, праздниками.

Знакомить с детей с традициями и обычаями других культур проживающий на территории Березовского района.

Составление письма Дедушке Морозу.

Рассказ воспитателя, с применением ТСО. Беседа. Заучивание стихов «Дед мороз», чтение художественной литературы.

Усвоили   традиции родной культуры, обычаи разных народов.

ЯНВАРЬ

«Цирковое представление»

Формировать представление о профессии артиста цирка. О профессиональных принадлежностях и занятиях.

Учить соблюдать правила поведения  и приличия в общественных местах

Воспитывать бережное отношение к дрессированным животным цирка Красноярска.

Развивать воображение детей в процессе придумывания цирковых номеров. Учить соблюдать  правила поведения  во время выступления детей.

Беседа. Чтение отрывка стихотворения С.Маршака «Цирк». Театрализованное цирковое представление силами детей.

Узнали понятия о  цирковых профессиях. Умеют бережно относиться  к животным.  Развито творческое   воображение. Умеют правильно вести себя во время циркового представления.

«Зимние игры и соревнования»

Знакомить детей с профессиями и занятиями взрослых (на примере профессий и занятий спортсменов). О профессиональных принадлежностях и занятиях.

Знакомить с устройством и составлением простейших планов  окружающего пространства, условными знаками и символами, учить детей объяснять и проходить маршруты в заповеднике «Столбы».

Учить детей правильно вести себя на морозе.

Знакомить детей с составлением простейших планов и схем окружающего пространства (группы, участка)

Рассматривание картин. Беседа. Составление детьми правил соревнований. Игра-соревнование.

Имеют представления о спортивных профессиях. Выполняют правила поведения  на морозе.

«Путешествие на Север »

Рассказывать о жизни народов живущих в России, их традициях и обычаях. Учить детей уважать культуры, отличные от их собственной.

Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей на Севере Красноярского края, о зависимости образа жизни людей от климатических условий.

Ознакомить детей с играми народов Севера.

Показ видеофильма. Обсуждение. Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы. Рассматривание художественных картин и иллюстраций.

Сформированы первоначальные знания об образе жизни людей на Севере, особенности их культуры.

ФЕВРАЛЬ

«Там, где нет зимы»

Формировать первоначальные представления об особенностях образа жизни людей в жарких странах, о зависимости образа жизни людей от климатических условий. Вызывать у детей уважение к культуре, отличной от их собственной.

Учить  детей устанавливать простейшие причинно – следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере изготовлении шоколада).

Песня «Чунга-чанга». Применение ТСО. Беседа. Игра тропические фрукты.

Сформированы знания детей об особенностях образа жизни людей в жарких странах.

«Водный транспорт»

Учить классифицировать материальные свидетельства  в хронологическом и функциональном порядке. Формировать представление о путешествии по воде.

Учить детей различать некоторые виды водного транспорта, используемого по Красноярскому краю.

Знакомить с правилами поведения на водном транспорте.

Рассматривание иллюстраций. Обсуждение. Рассказ воспитателя. Использование ТСО.

Умеют различать виды водного транспорта, знают особенностей перемещения на водном транспорте, правила поведения.

«Воздушный транспорт»

Учить классифицировать материальные свидетельства  в хронологическом и функциональном порядке. Формировать представление о путешествии по воздуху. Знакомить с особенностями перемещения на воздушном транспорте. Празднование  Дня Защитника Отечества».

Учить детей различать некоторые виды воздушного транспорта по названиям. Познакомить детей с работой аэропорта «Емельяново».

Учить ценить труд военных. Формировать представление о работе защитников Отечества.

Выставка игрушечного воздушного транспорта. Беседа. Рассказ воспитателя о профессии летчика, о профессиональных принадлежностях и занятиях.

Использование ТСО.

Знают особенности перемещения на воздушном транспорте, виды транспорта.


«Праздничная почта»


Сформировать представление о средствах связи. Дать представление о профессии почтальона его профессиональных принадлежностях и занятиях. Знакомить с профессиями, в которых женщины добились значительных успехов. Женский праздник».


Познакомить с почтовым отделением п. Березовка.

 

 

Учить детей ценить труд, уважительно относиться к выполнению работы по дому, независимо от того, кто ее выполняет – мама или папа.


Рассказ воспитателя. Составление «коллекции» праздничных открыток. Игра «Почта».


Имеют представления профессиях, связанных с почтой, уважают  труд работников почты.

МАРТ

«Нагревание-охлаждение » «Намокает- высыхает»

Знакомить детей со свойствами разных предметов и материалов, изменениями, происходящими с ними при нагревании и охлаждении, при намокании и высыхании.

Экспериментирование. Рассказ воспитателя. Обсуждение. Чтение стихотворения В.Берестова. Рассказ воспитателя.

Приобрели практические умения и навыки, связанные с работой с  разными предметами  и материалами при нагревании и охлаждении, при намокании и высыхании.

«Вода труженица»

Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе.

Показать детям правильные способы ведения домашнего хозяйства. Прививать желание не расходовать зря природные ресурсы. Учить устанавливать простые связи между явлениями и действием, предсказывать изменения.

Дать представление о значении Красноярской ГЭС в жизни человека.

Формировать не потребительское отношение к природе, навыки рационального природопользования.

Беседа. Опыты с водой. Планирование и реализация проекта  «Круговорот воды в природе».

Просмотр презентации: «Красноярская ГЭС», «Реки Красноярского края»

Имеют  элементарные представления об использовании воды и ее силе.

«Вид с птичьего полета»

Развивать символическую функцию мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления карт. Знакомить детей с устройством простейших карт, с условными знаками и символами.

Учить детей ориентироваться  по карте Красноярского края, Березовского района, п. Березовка.

 Знакомить с составлением простейших планов, схем окружающего пространства – участка детского сада, территории детского сада.

Показ фланелиграф «Лягушка – путешественница». Беседа. Путешествие по карте.

Владеют несложными символическими действиям и, т. е. составляют с помощью взрослого простые планы-схемы.

АПРЕЛЬ

«Подарки хозяйки медной горы »

Учить детей бережно относиться  к неживой природе, заранее предвидеть положительные и отрицательные последствия человеческого вмешательства, формировать не потребительское отношение к природе.

Учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами. Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (легкими и тяжелыми).

Создание и рассматривание «коллекции» камней. Беседа.

Знают особенности разных камней и умеют описывать  и сравнивать камни.

«Путешествие в горы»

Учить детей уважать культуру других народов, отличную от их собственной. Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей в горах, о зависимости образа жизни людей от климатических условий.

Формировать начала экологически грамотного поведения. Познакомить с благоприятным, экологически безопасным местом для отдыха -  заповедником «Столбы».

Учить подбирать предметы, соответствующие той или иной ситуации (что нужно взять с собой, если отправляешься в поход).

Показ слайдов. Рассказ воспитателя. Игра «Путешествие в горы».

Привито уважение к культуре других народов. Знают  образ жизни людей в горах.

«Телевидение»

Формировать представление детей о профессии людей, работающих на телевидении (журналист, телеведущий, оператор), их профессиональными принадлежностями и занятием.

Сформировать представление о средствах коммуникации в Красноярском крае.

Учить классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке.

Учить детей культуре просмотра ТV.

Выставка телеаппаратуры. Обсуждение.

Связь с семьей - создание видеоролика, просмотр его.

Ознакомлены с профессией людей, работающих на телевидении.

Соблюдают правила просмотра ТV.  

Новости с праздника «Дня космонавтики».

Дать представления о событиях, связанных с празднованием  Дня космонавтики. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине.

Рассказать о заводе космического машиностроения в Красноярске.

Закрепить знания о космосе. Познакомить с героическим трудом космонавтов, космическими аппаратами.

Показ видеофильма. Беседа. Рассматривание картин, иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихов. Встреча с ветераном завода.

Имеют представления о космосе, космонавтах и летательных аппаратах.

МАЙ

«Моя страна»

Приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры (в историческом и географическом аспектах).

Закрепить знание основной  символикой государства (флаг, герб, гимн).

Обобщить сведенья, полученные ими в течение года о знаменитых местах нашей страны.

Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Чтение стихотворения А.Перлова «Родина». Беседа «Что было раньше, что сейчас».

Путешествие по карте России. Рассматривание герба, флага.

Прослушивание гимна.

Имеют культурно-исторические представления о России, знают о государственную символику.

«Москва- столица»

Познакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой, ее основными достопримечательностями. Продолжать знакомить детей  с государственной символикой нашей страны (флагом, гербом, гимном).

Рассказ воспитателя о Москве.

Показ слайдов «Достопримечательности Москвы».

Чтение стихов о Москве.

Путешествие по карте.

Имеют представления об истории столицы нашей Родины, ее достопримечательностях.

«Ветер - труженик»

Формировать первоначальные представления детей об использовании и силе ветра.

Прививать желание не расходовать зря природные ресурсы.

Сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей живших в другом времени.

Чтение стихотворение Л. Малоярославцевой «Ветер- ветрило». Обсуждение «Ветер труженик», «Ветер друг или враг».

Рассматривание ветреных мельниц.

Имеют знания о первоначальных представлений об использовании и силе ветра. Владеют элементарными навыками экологически безопасного поведения.

                                                            ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВОСПИТАННИК ДОЛЖЕН

ФЕДЕРАЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ЛОКАЛЬНЫЙ

КОМПОНЕНТ

         

ЗНАТЬ

Первые навыки рационального природопользования.

Различия  и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфортность.

 профессии строителей, землевладельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности;

 некоторые рода войск;

 название родной страны, столицы.

О  своих родственниках, знать домашний адрес;          

 некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, только на зеленый сигнал светофора;              

 название родного города, поселка.

о  размере, цвете, форме, о «весе», материале   предметов и  описание  предмета;

классификацию предметов, определять материалы из которых они изготовлены;

и самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности;

название родного поселка, детского сада.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

  о предметах и явлениях, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;

 о будущих определенных профессиях (стать милиционером, пожарным, учителем и т.п);

о растениях, животных, птицах, рыбах,   посильном труде по уходу за ними,    о живом и неживом (не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им);

 об опытно-экспериментальной деятельности; 

 о значимости труда взрослых.

 о  семье, семейном быте, традициях;

о мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей;

  о своем родном городе;

 о правилах  поведения при  чрезвычайной ситуации (пожар, встреча с незнакомыми людьми, пдд )

О самых разных предметыах которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их  назначение, называть свойства и качества,           доступные для восприятия и обследования;

о своем родном поселке, доме, детском саде.

УМЕТЬ

Выявлять принадлежность  или соотнесенность одних предметов к другим;

находить причины и следствия событий происходящих в историко-географическом пространстве;

сравнивать свой образ жизни с образом жизни других людей, живших в другом времени или в другой географической области;

выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.

Устанавливать простые связи между явлениями и между предметами.

Называть признаки используемых предметов.

Литература.

  1. Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет».
  2. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки».
  3. Г.М. Лямина «Воспитание детей в старшей группе детского сада».
  4. О.В.Дыбина «Рукотворный мир».
  5. Хрестоматия по детской литературе (под редакцией Е.Е.Зубаревой)
  6. Полная хрестоматия для дошкольников (с методическими подсказками для педагогов и родителей).
  7. А.А.Вахрушев «Здравствуй ,мир!».
  8. И.А.Пазухина «Давай познакомимся!».

Дидактический материал:

  1. Диски – видеоролик о фабрики «Нильс».
  2. Видеофильм «Новогодние елки города Красноярска».
  3. Диск «Дед Мороз из Нового Устюга».
  4. Видеофильм «Путешествие на Север».
  5. Видеофильм «Водоворот воды в природе».
  6. Кассета « Мы в Африке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по проектному направлению Программы развития «Край, в котором я живу».

Перспективное планирование по патриотическому направлению с 2мл.группы по подготовительную...

Программа кружка "Дом, в котором мы живем"

в программе представленны этапы работы, по проведению кружка краеведения с детьми старшего дошкольного возраста, а так же премерный перечень тем и список литературы....

Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу"(старшая группа)

Программа кружка  предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, направлена на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование...

Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу"(подготовительная к школе группа)

Цель программыРазвитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей...

Авторская программа кружка "Мир, в котором я живу" (средняя группа)

Программа кружка направлена на развитие интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастност...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

«Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем».

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО: − содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вз...