Конспект экологической направленности "Путешествие в Уваровский лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект экскурсии экологической направленности

«Путешествие в Уваровский лес».

 

Цель. Систематизировать знания о лесе, уточнить представления о обитателях. Знакомить детей с природоохранной деятельностью. Закреплять знание правил поведения в лесу, формировать умение видеть красоту природы родного края, желание беречь её.

Предварительная работа. Чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, Г. Снегирёва. Показ иллюстраций. Загадывание загадок, заучивание стихотворений и песен по теме.

Ход экскурсии

            Перед началом экскурсии воспитатель напоминает правила поведения в автобусе. Во время поездки проводится беседа о том, как надо вести себя в лесу. Дети читают стихотворения, поют песни о природе.

            По ходу экскурсии на местах дошкольники собирают природный материал (шишки, семена, веточки и т.п.) для занятий в уголке ручного труда.

Воспитатель.

Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой!

(А. Рождественская.)

            Наша экскурсия начинается в сосновом бору. Посмотрите на эти деревья. (Дети рассматривают деревья). Как они называются? (Сосны).

Воспитатель Вспомните картины какого художника похожи на этот пейзаж.

Дети: И.Шишкина                                                                                                               

Воспитатель: Назовите картины художника.                                                                                                                                                                                                            

Дети:«Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый лес».

Воспитатель:  Как вы думаете, почему в нашем лесу сосны стройные, высокие и ветви у них растут лишь на верхушках?                                                               

Дети: Деревья растут близко одно к другому. Они тянутся вверх к солнцу.

Воспитатель: В лесу, как в большом доме, есть этажи, их называют ярусами. И на каждом ярусе леса обитают разные виды птиц и зверей. Посмотрите на верхушки сосен – это самый верхний этаж, пятый ярус. Здесь вьют гнёзда иволги и крупные хищные птицы, например ястребы. Кроны деревьев пониже (четвертый ярус) облюбовали другие обитатели леса.

Отгадайте загадку:

              Все время стучит,
              Деревья долбит.
              Но их не калечит,
              А только лечит.

              (Дятел.)                                                                                        

              Дятел – символ трудолюбия, неутомимости и упорства. Эти птицы находят в лесу самое старое сухое дерево и примерно за две недели выдалбливают глубокое дупло, в котором устраивают себе гнездо. Дятлов называют лесными докторами. У них такой острый слух, что они слышат, где под корой прячутся жуки и личинки насекомых. Крепким клювом дятел долбит ствол дерева и длинным языком достает из-под коры вредителей. В нашем лесу много этих замечательных птиц, поэтому и деревья здесь крепкие и здоровые. Воспитатель подводит детей к «Кузнице» дятла, рассказывает о том, как птица, закрепляя шишки в расщелине ствола, разбивает их клювом и достает семена.

Воспитатель. Рядом с дятлом, на четвертом этаже лесного дома, селятся сороки, сойки, белки, куницы. Большинство певчих птиц вьют гнёзда в подлеске (третий ярус леса), где растут невысокие деревья и кустарники. Назовите певчих птиц, обитающих в наших лесах.                                        

Дети: Соловей, малиновка, осторожная птица иволга, дрозд, синица. Синица гнезда вьет и в сыром ольшанике, и в дубраве и в соснах. Лишь бы было дуплистое дерево. Зимой им приходится тяжело. Чем мы можем им помочь?

Дети: Подкармливать их. Делать кормушки. Кустарники и высокая трава – самый населенный (второй) этаж лесного дома.

Воспитатель: отгадайте  загадки о животных и птицах, обитающих в нашем лесу.

Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
Ответ (Волк)

Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
Ответ (Лиса)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Ответ (Волк)

Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
Ответ (Лягушка)

Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
Ответ (Свинья)

Хвост крючком, нос пятачком.
Ответ (Поросёнок)

 

Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
Ответ (Соловей)

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - ...
Ответ (Соловья)

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
Ответ (Соловей)

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
Ответ (Соловей)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)

Спереди - шильце,
сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце.
Ответ (Ласточка)

Днём спит, ночью летает.
Ответ (Сова)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...
Ответ (совы)

Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло.
Ответ (Сова)

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Ответ (Воробей)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
Ответ (Воробей)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Ответ (снегири)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
Ответ (сорока)

Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...
Ответ (сорока)

Чёрный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.
Ответ (Дятел)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Ответ (Дятел)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
Ответ (Дятел)

Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой!
Ответ (Дятел)

 

Воспитатель:   расскажите  о повадках. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Самый нижний, последний этаж – подстилка. Как вы думаете, почему так называют поверхность земли в лесу? Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает их ответы. Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности земли листья, хвоя, высохшие и сгнившие ветки и стволы деревьев. Здесь самые благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых. Это плодородный слой почвы, необходимый для роста растений и предохраняющий их корни от заморозков и пересыхания. Предлагаю найти и назвать знакомые травянистые растения. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Посмотрите на это чудо! Обращает внимание детей на папоротник. Папоротники растут во влажных тенистых местах. По народному поверью, папоротник цветет в ночь на Ивана Купалу, а его цветы указывают место, где хранится клад. На самом деле это растение не цветет, а его семена-споры образуют на нижней стороне листьев. Дети рассматривают листья растения. Отгадайте загадку:

В кустах на опушке

Развешаны избушки,

Птиц в гости зовут.

Гости песни поют.

(Кормушки.)

Воспитатель предлагает развесить птичьи домики.

Воспитатель. На территории Уваровского лесхоза работают замечательные люди. Они не только высаживают саженцы молодых деревьев, но и расчищают территорию леса, благоустраивают родники, берегут лес от пожаров, охраняют покой лесных обитателей. Как вы думаете, нуждаются ли звери и птицы в охране? От кого и зачем их нужно охранять? Дети высказывают предположения. Многие животные и растения, которые можно увидеть в Уваровском лесу, занесены в Красную книгу . Что же это за книга и зачем в неё заносят животных? Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает ответы.

            Книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений назвали Красной потому, что ее обложка имеет красный цвет – сигнал тревоги. В неё заносят тех животных, которых на Земле осталось очень мало, и, чтобы они совсем не исчезли, надо их охранять, помогать им выжить.

            Знаете ли вы, что в Уваровском лесу обитают  совы. Они занесены в Красную книгу? Встречаются здесь и филины, самые крупные представители сов. Гнёзда эти птицы устраивают прямо на земле в лесу или на уступах крутых обрывов. Поэтому так опасны для филинов и низовые пожары, и люди, не задумывающиеся о том, что они могут потревожить покой этих птиц. Вот почему надо охраняют места их обитания. Многие животные внесены в Красную книгу. Барсук включен в приложение к Красной книге Тамбовской области. Рысь внесена в региональную Красную книгу. Бобры у нас появились благодаря организации заповедников Воронежского и  Хоперского.

            Люди должны беречь окружающую природу – поля, леса, водоёмы. В наших лесах множество озёр, родников, питающих красавицу реку Ворона.

            В нашей стране принят Закон об охране природы, и его никто не должен нарушать: ни взрослые, ни дети. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.

            Проводится дидактическая игра «Напоминающие знаки».

            Дети рассматривают карточки, на которых изображены нормы и правила поведения в природе, объясняют их природоохранную направленность. Например, ребёнок достаёт из коробки карточку, на которой изображён повреждённый муравейник, и объясняет: «Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая личинок насекомых, которые вредят деревьям. Муравейники – жилища муравьёв – нельзя разрушать».

            По окончанию игры воспитатель предлагает ещё раз полюбоваться молодыми соснами, выбрать дерево, которое понравилось больше всего, взявшись за руки, обойти вокруг него, сказать ему ласковые слова.

            В конце экскурсии дети прощаются с лесом, желают ему всего доброго.

            Воспитатель хвалит дошкольников за то, что они не потревожили покой лесных обитателей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии экологической направленности

«Путешествие в Уваровский лес».

Цель. Систематизировать знания о лесе, уточнить представления о обитателях. Знакомить детей с природоохранной деятельностью. Закреплять знание правил поведения в лесу, формировать умение видеть красоту природы родного края, желание беречь её.

        Предварительная работа. Чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, Г. Снегирёва. Показ иллюстраций. Загадывание загадок, заучивание стихотворений и песен по теме.

Ход экскурсии

        Перед началом экскурсии воспитатель напоминает правила поведения в автобусе. Во время поездки проводится беседа о том, как надо вести себя в лесу. Дети читают стихотворения, поют песни о природе.

        По ходу экскурсии на местах дошкольники собирают природный материал (шишки, семена, веточки и т.п.) для занятий в уголке ручного труда.

Воспитатель.

Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой!

(А. Рождественская.)

        Наша экскурсия начинается в сосновом бору. Посмотрите на эти деревья. (Дети рассматривают деревья). Как они называются? (Сосны).

Воспитатель Вспомните картины какого художника похожи на этот пейзаж.

Дети: И.Шишкина                                                                                                               Воспитатель: Назовите картины художника.                                                                                                                                                                                                            Дети:«Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый лес». Воспитатель:  Как вы думаете, почему в нашем лесу сосны стройные, высокие и ветви у них растут лишь на верхушках?                                                                                            Дети: Деревья растут близко одно к другому. Они тянутся вверх к солнцу.

Воспитатель:

        В лесу, как в большом доме, есть этажи, их называют ярусами. И на каждом ярусе леса обитают разные виды птиц и зверей. Посмотрите на верхушки сосен – это самый верхний этаж, пятый ярус. Здесь вьют гнёзда иволги и крупные хищные птицы, например ястребы. Кроны деревьев пониже (четвертый ярус) облюбовали другие обитатели леса.

Отгадайте загадку:

              Все время стучит,
             Деревья долбит.
             Но их не калечит,
             А только лечит.                                                                                                                  Правильно. Дятел – символ трудолюбия, неутомимости и упорства. Эти птицы находят в лесу самое старое сухое дерево и примерно за две недели выдалбливают глубокое дупло, в котором устраивают себе гнездо. Дятлов называют лесными докторами. У них такой острый слух, что они слышат, где под корой прячутся жуки и личинки насекомых. Крепким клювом дятел долбит ствол дерева и длинным языком достает из-под коры вредителей. В нашем лесу много этих замечательных птиц, поэтому и деревья здесь крепкие и здоровые.

        Воспитатель подводит детей к «Кузнице» дятла, рассказывает о том, как птица, закрепляя шишки в расщелине ствола, разбивает их клювом и достает семена.

Воспитатель. Рядом с дятлом, на четвертом этаже лесного дома, селятся сороки, сойки, белки, куницы.

        Большинство певчих птиц вьют гнёзда в подлеске (третий ярус леса), где растут невысокие деревья и кустарники.                                                                                         Назовите певчих птиц, обитающих в наших лесах.                                                                                   Дети: Соловей, малиновка, осторожная птица иволга, дрозд, синица. Синица гнезда вьет и в сыром ольшанике, и в дубраве и в соснах. Лишь бы было дуплистое дерево. Зимой им приходится тяжело. Чем мы можем им помочь?

Дети: Подкармливать их. Делать кормушки.

         Кустарники и высокая трава – самый населенный (второй) этаж лесного дома.

Воспитатель: отгадайте  загадки о животных и птицах, обитающих в нашем лесу.

Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
Ответ (Волк)

Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
Ответ (Лиса)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Ответ (Волк)

Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
Ответ (Лягушка)

Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
Ответ (Свинья)

Хвост крючком, нос пятачком.
Ответ (Поросёнок)

Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
Ответ (Соловей)

Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - ...
Ответ (Соловья)

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
Ответ (Соловей)

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
Ответ (Соловей)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)

Спереди - шильце,
сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце.
Ответ (Ласточка)

Днём спит, ночью летает.
Ответ (Сова)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...
Ответ (совы)

Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло.
Ответ (Сова)

Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Ответ (Воробей)

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
Ответ (Воробей)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Ответ (снегири)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
Ответ (сорока)

Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...
Ответ (сорока)

Чёрный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор.
Ответ (Дятел)

Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Ответ (Дятел)

В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
Ответ (Дятел)

Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой!
Ответ (Дятел)

Воспитатель:   расскажите  о повадках. Дети выполняют задание.

             

Воспитатель. Самый нижний, последний этаж – подстилка. Как вы думаете, почему так называют поверхность земли в лесу? Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает их ответы. Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности земли листья, хвоя, высохшие и сгнившие ветки и стволы деревьев. Здесь самые благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых. Это плодородный слой почвы, необходимый для роста растений и предохраняющий их корни от заморозков и пересыхания.

        Предлагаю найти и назвать знакомые травянистые растения. Дети выполняют задание.

Воспитатель. Посмотрите на это чудо! Обращает внимание детей на папоротник. Папоротники растут во влажных тенистых местах. По народному поверью, папоротник цветет в ночь на Ивана Купалу, а его цветы указывают место, где хранится клад. На самом деле это растение не цветет, а его семена-споры образуют на нижней стороне листьев. Дети рассматривают листья растения. Отгадайте загадку:

В кустах на опушке

Развешаны избушки,

Птиц в гости зовут.

Гости песни поют.

(Кормушки.)

Воспитатель предлагает развесить птичьи домики.

Воспитатель. На территории Уваровского лесхоза работают замечательные люди. Они не только высаживают саженцы молодых деревьев, но и расчищают территорию леса, благоустраивают родники, берегут лес от пожаров, охраняют покой лесных обитателей.

         Как вы думаете, нуждаются ли звери и птицы в охране? От кого и зачем их нужно охранять?                                                                                                                                                    Дети высказывают предположения.                                                                                       Многие животные и растения, которые можно увидеть в Уваровском лесу, занесены в Красную книгу . Что же это за книга и зачем в неё заносят животных?                                       Дети высказывают предположения, воспитатель обобщает ответы.

        Книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений назвали Красной потому, что ее обложка имеет красный цвет – сигнал тревоги. В неё заносят тех животных, которых на Земле осталось очень мало, и, чтобы они совсем не исчезли, надо их охранять, помогать им выжить.

        Знаете ли вы, что в Уваровском лесу обитают  совы. Они занесены в Красную книгу? Встречаются здесь и филины, самые крупные представители сов. Гнёзда эти птицы устраивают прямо на земле в лесу или на уступах крутых обрывов. Поэтому так опасны для филинов и низовые пожары, и люди, не задумывающиеся о том, что они могут потревожить покой этих птиц. Вот почему надо охраняют места их обитания. Многие животные внесены в Красную книгу. Барсук включен в приложение к Красной книге Тамбовской области. Рысь внесена в региональную Красную книгу. Бобры у нас появились благодаря организации заповедников Воронежского и  Хоперского.

        Люди должны беречь окружающую природу – поля, леса, водоёмы. В наших лесах множество озёр, родников, питающих красавицу реку Ворона.

        В нашей стране принят Закон об охране природы, и его никто не должен нарушать: ни взрослые, ни дети. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.

        Проводится дидактическая игра «Напоминающие знаки».

        Дети рассматривают карточки, на которых изображены нормы и правила поведения в природе, объясняют их природоохранную направленность. Например, ребёнок достаёт из коробки карточку, на которой изображён повреждённый муравейник, и объясняет: «Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая личинок насекомых, которые вредят деревьям. Муравейники – жилища муравьёв – нельзя разрушать».

        По окончанию игры воспитатель предлагает ещё раз полюбоваться молодыми соснами, выбрать дерево, которое понравилось больше всего, взявшись за руки, обойти вокруг него, сказать ему ласковые слова.

        В конце экскурсии дети прощаются с лесом, желают ему всего доброго.

Воспитатель хвалит дошкольников за то, что они не потревожили покой лесных обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"

·      Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,·        Побуждать родителей к совм...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

Знакомство детей с экологической тропой детского сада...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"

Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Городское методическое объединение « Экологическое воспитание». Конспект экологической сказки «Уроки Айболита».

Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире; - формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы; - воспитывать культуру поведения в природе и б...

Конспект (экологическое развитие)в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».

Программное содержание - Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использо...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...