Конспект (экологическое развитие)в старшей группе на тему «Экологическая сказка «Ручеёк».
план-конспект занятия (старшая группа)

Давыдова Анастасия Сергеевна

Программное содержание -

 

  1. Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,
  2. Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использования элементов ТРИЗ технологии, развивать умение работать по моделям и мнемотаблицам.
  3. Показать детям взаимосвязь всего живого в природе, воспитывать заботливое отношение детей к живой и неживой природе.

Предварительная работа - Чтение художественной литературы по тематике занятия, наблюдения в природе, беседы, отгадывание загадок о весне, птицах, животных, растениях.

 В начале занятия воспитатель беседует с воспитанниками о весенних месяцах и о птицах. В данном занятии используются мнемотаблицы «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).

Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

-Дид. игра «Отгадай животное по части тела».

-Наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья.

-Проведение опыта «Где быстрее растает снег, на солнце или в тени?» - два блюдца, снег, настольная лампа. В конце занятия дети разыгрывают на свой лад сказку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologia_davydova.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  (экологическое развитие)в старшей  группе

на тему  «Экологическая  сказка  «Ручеёк».

Программное содержание -

  1. Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе,
  2. Развивать познавательные способности детей, учить устанавливать причинно - следственные связи, посредством использования элементов ТРИЗ технологии, развивать умение работать по моделям и мнемотаблицам.
  3. Показать детям взаимосвязь всего живого в природе, воспитывать заботливое отношение детей к живой и неживой природе.

Материал -

Демонстрационный -

1) Шапочки героев сказки: ручейка, пчелки, синички, зайчика, лисички, медведя, комара.

2) Весенняя проталинка со следами животных: медведя, волка, зайца, птиц и т.д.;

3) 4 предметных картинки с первоцветами  -  мать - и – мачеха, подснежника, и (+ одуванчика с ромашкой).

5) Чудесный ларчик с сюрпризом (календарики на весеннюю тематику).

6) Большой пазл с правилами поведения в лесу (8 сюжетных картинок).

7) Зелёная органза (имитация ряски).

8) Дид. игра «Отгадай животное по части тела».

9) Наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья.

10) Материал для постановки опыта «Где быстрее растает снег, на солнце или в тени?» - два блюдца, снег, настольная лампа.

Раздаточный -

  1. Звёзды детям за правильные ответы и правильно выполненные задания.

Модели и мнемотаблицы -

1) Мнемотаблицы «Ранняя весна», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны».

2) Схемы со следами животных, которые приходили к ручью напиться.

5) Природоохранные знаки (сюжетныйпазл).

Предварительная работа - Чтение художественной литературы по тематике занятия, наблюдения в природе, беседы, отгадывание загадок о весне, птицах, животных, растениях.

Интеграция по образовательным областям – «Социализация» (игровая деятельность), «Социализация» (мир людей), «Физкультура», «Коммуникация», «Познание» (математическое  развитие), «Чтение художественной литературы» (стихи, загадки).

Ход занятия.

I часть занятия – Вводная.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас подойти ко мне. Сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются. Далее воспитатель просит детей сесть на стульчики, перед мольбертом (для предстоящей беседы).

Мотивировка – Ребята, мне сорока на хвосте принесла, смотрите, какой чудесный ларчик.(показывает). Как вы думаете, что в нём может быть? …………………………………………………………………………….

Только он закрыт на ключ. Наверное тут какая-то тайна… Наверное надо выполнить какие-то задания, чтобы получить заветный ключик. Давайте попробуем его раздобыть.

Воспитатель.Итак, первое задание. Ребята, отгадайте загадку:

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла…   (весна)

(за правильный ответ даётся ребёнку звезду). (и так далее, на протяжении всего занятия за правильные ответы и правильно выполненное действие ребёнку дается звезда).  

(затем воспитатель предлагает детям расположиться перед мольбертом.На мольберте наглядно-дид. пособие Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», иллюстрация с изображением весеннего ручья и 2 тематические мнемотаблицы).

II часть занятия – Основная.

Воспитатель - Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы

Ответы детей - (март, апрель, май).

Воспитатель - Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Ответы детей ………………………………………………………………………………………….

Воспитатель - Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?........................................(работа с детьми по мнемотаблице «Ранняя весна»).

Ответы детей - (работа детей по мнемотаблице «Ранняя весна»).(В марте месяце - солнце поднимается выше и светит ярче, становится теплее, с крыш начинают капать сосульки, дни становятся длиннее, набухают на деревьях почки, текут ручьи, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы, меньше хочется спать).

Воспитатель - Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»?

Ответы детей - (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Воспитатель - Что происходит в марте месяце с лесными обитателями?

Ответы детей -  (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.)

Воспитатель - Как ведут себя птицы в марте? …………………………………………………………….

Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяц живой воды». Почему?

Ответы детей - (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Воспитатель - Почему говорят, что «апрель почками красен»?

Ответы детей - (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Воспитатель - Какие первоцветы расцветают весной?

Ответы детей - (Мать-и-мачеха, подснежники.)

(воспитатель показывает эти первоцветы на картинках на мольберте).

Воспитатель - Что делают весной лесные обитатели?

Ответы детей - (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Воспитатель - Какие насекомые появляются весной?

Ответы детей - (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Воспитатель - Какие перелётные птицы прилетают весной?А какие улетают?

Ответы детей - (Возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.А снегири и свиристели улетают на север)

Воспитатель - Что делают весной люди?(работа по мнемотаблице «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).

Ответы детей - (работа по мнемотаблице «Что изменилось в жизни человека с приходом весны»).

(Люди весной проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

Воспитатель - Почему май в народе называют «цветень»?

Ответы детей - (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

Воспитатель –А ещё май называют «песенником».Почему?

Ответы детей - (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Воспитатель:Нам лениться - не годиться.

Помните, ребята,

Даже звери, даже птицы

Делают зарядку.

Физкультминутка «Деревья»Руки подняли и помахали-Это деревья в лесу.

Руки согнули, снег отряхнули - Деревья встречают весну.

Плавно руками помашем-Это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем-Руки сложили назад.

Воспитатель:А теперь все повернитесь и в артистов превратитесь (дети надевают шапочки героев сказки).

1, 2, 3, 4, 5- будем в сказку мы играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экологической гостиной (для детей и их родителей) младшей группы "Экологическое воспитание дошкольников"

·      Данный план-конспект позволит дать родителям представление об актуальности экологического образования,·        Побуждать родителей к совм...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

Знакомство детей с экологической тропой детского сада...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Экологическая лестница"

Конспетк являетсячастью пректа по экологическому воспитанию, содержит познавательную информацию о экологической пирамиде леса, о пользе растений и животных, их взаимозависимости. Учит замечать изменен...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Городское методическое объединение « Экологическое воспитание». Конспект экологической сказки «Уроки Айболита».

Цель: - развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире; - формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы; - воспитывать культуру поведения в природе и б...

Конспект экологического занятия по развитию речи «На помощь Лесовичку» (в рамках празднования Дня Земли)

Конспект экологического занятия по развитию речи «На помощь Лесовичку»(в рамках празднования Дня Земли)Воспитатель: Лягуцкая А.В.Цель: формировать умения связно высказывать свои мысли, стр...

Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа

Конспект экологического ООД (итоговое мероприятие) по познавательному развитию «Бережем природу» вторая младшая группа Цель: продолжать развивать познавательную сферу воспитанников младшего дошк...