План-конспект занятия "Ребенок и окружающий мир" на тему "Семья".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кирилловых Надежда Александровна

Занятие проводилось в старшей группе с детьми, имеющими ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oso._semya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация».

Ребенок и окружающий мир.

Старшая группа детей с ОНР.

Тема: «Моя семья».

Кирилловых Н. А.

Задачи:

  1. Образовательные.
  1. Дать обобщающее понятие «семья». Сформировать представление о семье, как о родных, близких людях, которые живут вместе и заботятся друг о друге.
  2. Систематизировать знания детей о степени родства людей в семье, учить определять степень своего родства по отношению к другим членам семьи.
  1. Коррекционно-развивающие.
  1. Учить детей кратко рассказывать о своих близких по предложенному плану.
  2. Закреплять умение составлять предложения разной конструкции.
  3. Упражнять в подборе антонимов, в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в использовании в речи местоимений: мой, моя, мою, моего.
  4. Развивать слуховое внимание.
  1. Воспитательные.
  1. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
  2. Создать предпосылки для осознания своей роли в семье.

Оборудование:

  1. Предметные картинки для фланелеграфа: солнце, тучи, месяц, звезды.
  2. Схематичное изображение: папа, мама, девочка, мальчик.
  3. Небольшие камешки на каждого ребенка по 3-4 шт.
  4. Предметные картинки с изображением действий детей.

  1. Оргмомент.        Дети собираются в круг.

Птицы стайками летят,

Рыбки стайками плывут,

Даже тучки в небесах вместе собираются.

Плохо жить одним, друзья.

Каждому нужна семья.

И мы сегодня поговорим о семье, кто есть в семье, какая бывает семья.        

  1. Подготовительный этап. Пригласить детей подойти к фланелеграфу.

Посмотрите. И здесь тучки собрались вместе и закрыли солнышко.

Тучки нужно раздвинуть, а солнышко освободить.

Я назову слово, а вы должны сказать слово наоборот.  Кто скажет правильно, тот уберет тучку.

Злой – добрый

Грустный – веселый

Ленивый – трудолюбивый

Грубый – ласковый

Холодный – теплый

Старый – молодой

Чужой - родной

Рассеянный – внимательный.

- Какое слово было первое?

- А последнее?

- Каким лучше быть: рассеянным или внимательным?

Молодцы! (пригласить детей сесть на стулья)

  1. Сообщение новых знаний.

        Посмотрите на солнышко. Какое оно? Ласковое, теплое,  яркое.

О каком самом родном человеке можно сказать: ласковая, теплая, родная? (О маме.)

Наша мама – как солнышко. Она всегда пожалеет нас, погладит, согреет своим теплом.

Это мама (выставить схему). Расскажите о своей маме. Постарайтесь правильно назвать имя и отчество своей мамы.

Сначала назовите, как зовут вашу маму. Потом расскажите, кем работает мама. А потом расскажите, какая мама. Рассказы детей (2 -3).

     Молодцы! Наша мама, как… солнышко, а папа, как…(свободные высказывания детей).

 В старинных сказаниях, легендах говорится, что папа, как месяц. Как вы думаете, почему?

Когда светит месяц? Ночью, когда темно. Вот и папа смелый, он не боится темноты, он нас охраняет. Это папа (выставить схему). Расскажите о своем папе. Правильно называйте имя и отчество своего папы. (По аналогии рассказа о маме). Молодцы!

 Из кого вырастают мамы?

А папы?

Кто ты для своей мамы? (сын, дочь)

 Если у мамы две дочки, кто они друг другу? (сестры)

 Если два сына, то они друг другу…братья.

Поднимите руку, у кого есть сестра, брат, брат и сестра.

Сын, дочь – это …(дети).

Старые люди говорят, что все дети – это маленькие звездочки.

Звездочки, расскажите о себе. Дети закрепляют на фланелеграфе звезды, называют свое имя и фамилию.

Посмотрите на схемы. Назовите. Это папа, мама, дочь, сын. Вот и получилась семья.

Семья – это родные люди. Они вместе живут и заботятся друг о друге.

Семья бывает маленькая, а бывает…большая.

Кто еще есть в большой семье? (бабушка, дедушка)

Кто ты для своей бабушки, для дедушки? (внук, внучка)

Кто расскажет о бабушке, о дедушке?

Итак, что такое семья?

Физкультминутка.        И у папы, и у мамы много домашних дел. Давайте поиграем. Вы мне покажете, что делают мамы и папы, а я буду угадывать.

  1. Закрепление. Пригласить детей к столу, где на подносе разложены камни (небольшие).

Потрогайте камни. Какие они? (Холодные). Возьмите столько камней, сколько человек в вашей семье, сожмите в ладошках и подержите. А сейчас какие камешки? Теплые. Вот так и в семье. Когда все люди в семье живут дружно, всем тепло и хорошо, как камешкам в ладошке.

О какой семье говорят: «Это дружная семья»?

Что мы должны сделать, чтобы наша семья стала еще дружнее?

Я приготовила разные картинки.

Выберите на картинках только добрые дела. Расскажите. Дети выбирают картинки. Объясняют.

  Вечером за вами придут ваши мамы и папы. Кто-то скажет: «Добрый вечер, мама!». А кто-то: «Добрый вечер, мамочка!». Какое слово ласковее?

Давайте поиграем в ласковые слова.

Туча - тучка

Звезда – звездочка

Мама – мамочка

Папа – папочка

Сын – сыночек

Бабушка - бабулечка

Сестра – сестричка и т. д.

  1. Подведение итогов.      

 О чем мы сегодня говорили?

Что такое семья? О чем вы не знали раньше?

Посмотрите на звездочки. Старые люди говорят, что если человек делает добрые дела, его звездочка горит очень ярко. Пусть ваши звездочки всегда будут яркими!