Совместная деятельность по теме: «Льдинка и снежинка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ситникова Екатерина Павловна

Формировать исследовательские умения  сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_zanyatie_ldinka_i_snezhinka.docx25.56 КБ
Файл snezhinka_i_ldinka.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

                План - конспект совместной деятельности      

                                 тема: «Льдинка и снежинка»

                                МБДОУ «Детский сад № 89»

                               воспитатель: Ситникова Е.П.

Группа: старшая

Направление: экспериментально-исследовательская деятельность

Цель: Формировать исследовательские умения  сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

Задачи:

образовательные: 

а) Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда, какие они уже знают

б) Путём практического исследования, побуждать детей делать выводы

в) Расширять  представления о значении снега и льда в природе и для человека;

развивающие: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения, анализа, обобщения, установления элементарных причинно – следственных связей; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; способствовать развитию умения договариваться в парах;

воспитательные: воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, повышение самооценки, аккуратность и доведения дела до конца

Вид деятельности: совместная деятельность педагога с детьми получение новых знаний: в предметно-окружающей среде (лаборатория)

Методы развития: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация  презентации), практические (опыты),

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ ребенка, проблемные ситуации, действия моторного характера,

Технологии обучения:

Технология проблемного обучения (проблемные ситуации)

Технология  развивающего обучения (практические методы: опыты)

Технология диалогового обучения (словесные: беседа, вопросы)

Компьютерная технология обучения (презентация )

Технология здоровье сбережения        

Используемые  формы организации  познавательной деятельности  детей: 

групповая, в парах

Оборудование и материал:        

для воспитателя: аудиозапись голоса зимы; ТСО;

для детей:  комочки снега и пластинки льда;  стаканчики по два на каждый стол; листы бумаги с картинкой по 1 на стол; поднос; салфетки бумажные по количеству детей; одноразовые тарелочки для каждого ребенка; фартуки по количеству детей; опорные карточки

Предварительная  работа:

Беседа о признаках зимы;

Наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки)

Опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение  глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.);

Серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»;

Чтение познавательной литературы по теме;

Разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях.

                                         

Вводная часть:

  1. Воспитатель (загадывает загадку):

           Заглянула к нам на время удивительная гостья:

           «Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила». (Зима)

                         Обращение к личному опыту детей:

  -Давайте посмотрим в окно и назовем наиболее яркие признаки зимы. (С приходом зимы понизилась температура воздуха, снег лежит на деревьях, на крышах  домов, на полях; вода в водоемах замерзла, лёд сковал реки, озёра, пруды.  Лёд и  снег самые яркие признаки зимы).

            Разукрасила зима, на уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок, звездочек –снежинок.          

Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье, шепчет нам посланье:

                              Проблемная ситуация:

Аудиозапись: «Жили-были высоко в небе две сестрички – капельки; жили- не тужили, пока не грянул страшный мороз. Одна капелька съёжилась и превратилась в льдинку. Вторая капелька расчёсывала косу, да так и застыла,  превратившись в красивую снежинку. И заважничали. Снежинка говорила: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из воды - стекляшка!». Отвернулись друг от друга и поссорились.

- Какая грустная история. Почему снежинка не стала играть с льдинкой?

 (Снежинка увидела, что она не такая, как льдинка; снежинка и льдинка ничего не знают друг о друге и поэтому не хотят дружить).

-Ребята, а как можно им помочь?  (нужно их помирить.)

-А что значит помирить?

                                           Гипотеза:

 Рассказать о них, что у них разное и одинаковое, и тогда им захочется снова играть друг с другом.

- А скажите, где мы можем взять информацию о свойствах и качествах снега и льда?

(посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому, провести опыты)

                                     

                               Ситуация выбора:

    (Объединяются в группы и  выбирают способ исследования)

  1. Кто бы хотел поработать в лаборатории?
  2. Кому хотелось бы узнать о свойствах и качествах снега и льда из энциклопедий?

- Значит какую мы ставим цель: узнать похожи ли снег и лёд? Какие свойства снега и льда это доказывают?

- Что для этого нужно? (лаборатория, книги)

- Ребята, какие свойства и качества снега и льда вы уже знаете? (снег - белый, рыхлый; лёд - бесцветный ,хрупкий)

-Докажите это при помощи опыта.

Опыт №1 (свойства) 

Цель: 

За комочек снега  поместить рисунок и ничего не видно. Если  за кусок льда поместить  рисунок то его хорошо видно.

 Вывод :( снег не прозрачный , лёд прозрачный). Слайд №1

-Этими свойствами снежинка и льдинка отличаются друг от друга, а теперь давайте выясним, что же у них общего.

-Что мы хотели узнать? (из чего состоят снег и лед) 

ОПЫТ на качество №2

Цель: показать, что снег и лёд в тепле тает, становится водой

-Что мы для этого сделали? (набрали стакан снега и льда, и занесли в теплое место).

Сейчас мы увидим, что произошло со снегом и льдом?

(Мы видим в стаканах воду).

 Вывод: снег и лед под действием тепла превратились в воду.  Значит они  состоят из воды. Слайд №3

Теперь мы можем сказать, что это общее свойство снежинки и льдинки.

ОПЫТ на качество №3   

 Цель:

Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим?(снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды.

 Вывод: снег и лед легкие. Слайд №2

- Так значит могут дружить снежинка с льдинкой. Что общего между ними?

(снег и лёд состоят из воды и они лёгкие)

Презентация №4:

Цель:

 «Снег и лёд - это хорошо или плохо?»  Слайды № 4,5,6,7,8,9,10

Давайте посмотрим на экран: мы видим маленькие ростки травы, они не замёрзли. Почему?

( значит снег сохраняет  тепло).

-Где образуется лёд? ( на поверхности водоёмов.)

-Что делают рыбаки на реке зимой?  (ловят рыбу)

-А почему все живое не замерзает подо льдом? ( Лёд тоже сохраняет тепло)          

Снег и лёд зимние развлечения для ребят.

Вывод: лёд и снег сохраняют тепло, имеют большое значение в жизни людей.

Аудиозапись: голос Зимы. «Ребята,  я рада, что в моем царстве наступил мир, дружба. Теперь снежинка и льдинка не спорят друг с другом. Как вам это удалось? (мы провели опыты и доказали, что снежинка и льдинка не только разные, но и похожи друг на друга: состоят из воды, не тонут в воде, легче воды, сохраняют тепло, снег и лёд имеют большое значение для человека).

-Мы завершаем работу в нашей лаборатории.

- Ребята, а вам интересно чем закончилась сказка о льдинке и снежинке?

Звучит аудиозапись «Прилетел ветер, увидел, что льдинка горько плачет, пожалел её. Дунул тёплым ветром. Растаяла льдинка, превратилась в маленькую капельку, и снежинка тоже растаяла, тоже став капелькой. Посмотрела снежинка на бывшую льдинку и узнала свою сестричку. Обе капельки влились в ручеёк и о чём –то весело и долго – долго говорили. Их говорок вы услышите, когда наступит весна.

                                          Рефлексия:

а) Что вы сегодня узнали?

б) Вам понравилось работать в лаборатории? Всё получилось?

в) А что бы вам ещё хотелось узнать?

                                       Спасибо всем за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация опытов совместной –исследовательской деятельности «Льдинка и Снежинка»

Слайд 2

Снег непрозрачный. Лёд прозрачный.

Слайд 3

Снег и лёд не тонут, они легче воды.

Слайд 4

В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

Слайд 5

Снег и лёд – это хорошо или плохо?

Слайд 6

Снег сохраняет тепло.

Слайд 7

А где образуется лед?

Слайд 8

Почему всё живое не замерзает подо льдом? Лёд тоже сохраняет тепло.

Слайд 9

Какое значение имеет снег и лёд в жизни человека?