Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной.
Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хохломской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_hohloma.docx | 479.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№53 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
Калининского административного района
Санкт–Петербурга
Конспект совместной деятельности
с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Золотая хохлома»
c использованием инновационных технологий
Подготовили:
Воспитатель
Пивницкая Екатерина Александровна
Учитель – логопед
Яковлева Екатерина Алексеевна
Санкт-Петербург
2009-2010 учебный год
Программное содержание:
1.Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, прививая интерес к истории русской культуры.
2.Развивать интерес к русскому промыслу – хохлома; учить рассматривать, выделять основные элементы узоров (травка, кудрины, ягоды, листья, цветы), называть колорит, используемый при хохломской росписи (красный, жёлтый, чёрный, зелёный, золотой).
3.Способствовать развитию технических навыков при росписи и нанесении хохломских узоров: травинки – концом кисти, ягоды – ватным тампоном и т.д.
4.Закреплять представления детей о последовательности выполнения хохломского узора, познакомить с алгоритмом работы художника, закреплять представления о композиционном расположении узоров на изделиях.
5.Обогащать и активизировать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, опираясь на предложенную тему: солонка – соль – насыпать, ковш – вода – черпать и т.д. , криуля, смородина, хохлома, держало, хлебало и т.д.
6.Способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый.
7.Совершенствовать навык слогового анализа слов.
8.Совершенствовать фонематическое восприятие детей, закреплять умение выделять и называть первый звук в слове.
9.Воспитывать нравственные ценности: чувство патриотизма, уважения к труду народных мастеров.
10. Вызвать интерес к дальнейшему познанию декоративно – прикладного искусства.
Использованные технологии:
1.Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России.
2.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством.
3.Использование схем – моделей (алгоритм выполнения хохломского узора; авторская разработка).
4.Использование игровых приёмов – кубики по прикладному искусству; хохломское лото « соотнеси» ( авторская разработка).
5. «Чудо – ящик» (сенсорное развитие; авторская разработка).
6.Логоритмика и пальчиковая гимнастика (Яртова Л.В. Пальчиковая гимнастика и логоритмика в детском саду – диск).
7 .Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
8. Лопухина И.С. Стихи, игры и упражнения для гармоничного развития детей.
9. Использование фрагментов классической музыки (Вивальди А., Чайковский П.И.).
Предварительная работа:
1.Знакомство с декоративно – прикладным искусством, беседа о разнообразии промыслов России.
2.Экскурсия в русскую народную избу в детском саду.
3.Познакомить с историей возникновения промысла «хохлома»: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассматривание изделий хохломских.
4.Оснащение развивающей среды по данному виду работы.
5.Изготовление силуэтов хохломских ложек, тонирование заготовок, прорисовка каймы.
6.Изготовление хохломского сарафана.
Материалы к занятию:
1.Письмо
2. Хохломской сарафан
3.Расписной чемодан под хохлому, «чудо – коробка»
4.Кассеты с музыкальным сопровождением
5.Игра – лото «что к чему»
6. Мяч
7.Карточки разрезные с хохломскими узорами
8.Схемы – модели последовательности выполнения хохломских узоров
9.Хохломская посуда (ложки по количеству детей)
10. Иллюстрации о хохломе, кубики с декоративными элементами
11. Подготовленные силуэты
12. Гуашь
13. Кисти, ватные палочки
Организация совместной деятельности
1.Первая часть – вводная. Проходит в полукруге на ковре.
2. Вторая часть – практическая. Проходит за столами.
3. Третья часть – динамическая. Оценка результатов.
Может проводиться как с подгруппой, так и с группой.
Ход совместной деятельности:
1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в группу «пришло письмо» и обнаружила я его, когда пришла на работу. Вот так сюрприз! Без вас читать не стала, ведь адресовано оно вам (педагог показывает письмо детям, заинтересовывая их). Что – же в нём написано. Интересно, сейчас прочитаем. (создание проблемной ситуации; открывается письмо, прочитывается: «Еду к вам издалека за помощью. Скоро буду»; воспитатель комментирует прочитанное: «Кто–то едет к нам, ребята, за помощью, раздаётся стук в дверь).
Девочка Хохлома (логопед): - Здравствуйте, скажите, пожалуйста, я в детский сад попала? (ответ детей).
Воспитатель: - Да, к ребятам в детский сад. Это вы нам письмо прислали?
Девочка Хохлома: - Да, я.
Воспитатель: - Давайте познакомимся!
Девочка Хохлома: - Я, девочка из села «Хохлома» и зовут меня Хохлома. Это не простое село. (дети проявляют приобретённые ранее знания: рассказывают, что в село свозилась вся расписная утварь и уже оттуда отправлялась на ярмарку, поэтому деревянные изделия и получили название «хохлома»). – А почему, золотая, тоже знаете? (ребята рассказывают о покрытии деревянных изделий глиной, льняным маслом и олифой, после просушки изделия покрывались алюминиевым порошком, который при помещении изделий в печь становился золотым).
Девочка Хохлома: - Какие вы молодцы! Я знала, что надо к вам ехать, точно мне поможете.
Воспитатель: - Мы постараемся, правда, ребята. Ой, какой у тебя необычный чемоданчик, а ещё коробочка интересная такая (педагог продолжает заинтересовывать детей).
Девочка Хохлома: - Да – а! только в них столько заданий, что мне одной и не управиться. Ребята, вы мне поможете (привлекает детей)?
«Расставь на полки»
Девочка Хохлома: - Вот и первое задание (из хохломского чемодана появляются расписные изделия). – Ребята, в моём чемодане много хохломских изделий, каждому изделию своя полочка (хохломская утварь будет расставляться по полочкам в соответствии с заданием): нижнюю займёт посуда, в названии которой один слог; вторую - в два слога. Третью – из трёх слогов, четвёртую – из четырёх (посуду ребята не видят, они будут её обследовать тактильно при помощи чудесной коробки; продевают руку в рукав, называют посуду и показывают её, затем работают со слогами). Дети произносят название посуды, делят слово на слоги и ставят посуду на нужную полку.
Девочка Хохлома: - Молодцы, вы, какие! Помогли мне порядок навести.
«Что к чему»
Девочка Хохлома: - Второе задание потруднее будет (достаётся из чемодана хохломское лото «соотнеси», Где необходимо сопоставить хохломскую посуду с продуктами питания глагол (солонка – соль – солить и так далее); – посмотрите, сколько непонятных карточек, все запутанные такие (ведётся работа по развитию речи, обогащению и активизации словаря; дети проговаривают названия посуды, названия продуктов, образовывают глаголы; педагоги анализируют детские ответы). – Молодцы! Умные!
« Какой, какая, какое»
Девочка Хохлома: - Я девчонка удалая, люблю я поиграть, а вы со мной хотите? Вставайте в круг скорее (Нищева Н.В. Коррекционные занятия по развитию речи);
(называется ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, ложка из берёзы – берёзовая ложка, стакан из липы). – Вот и играть с вами весело (действия происходят с мячом).
Воспитатель: - Предлагаю всем немножко отдохнуть «Чай попьём» ( предлагается логоритмическая динамичная пауза - технология Яртовой Л.В., дети совместно с воспитателем выполняют все действия, произнося спокойно слова, имитируют чаепитие).
Девочка Хохлома: - Мне понравилось. Ой, что – то в звуках я запуталась , а , вы не сбиваетесь? Помогите мне, пожалуйста.
« Узнай звук».
Девочка Хохлома: - А теперь игра другая, лови, бросай, первый звук называй!
(называется посуда и бросается мяч, например: супница – {с}, ковш – {к} и т.д.). – Ой, задания–то, закончились. Не зря я к вам приехала, вы всё отщёлкали как орешки (смеётся). Спасибо большое. Пора и в путь дорогу собираться. Ух, что – то я утомилась (потирает лоб).
Воспитатель: - Гостья наша отдохни, а мы тебе подарки приготовим, будешь всем рассказывать, что у ребят в гостях была.
2 ЧАСТЬ. ПРАКТИЧЕСКАЯ.
Воспитатель: - Перед тем как отправляться сувениры расписывать мы с вами поиграем
(ребятам предлагаются кубики по декоративно – прикладному искусству, на которых можно увидеть разные росписи , детям необходимо найти хохломской узор и рассказать про него; использование авторской разработки).
– Молодцы. Эти узоры нам пригодятся для росписи. Ребята, работать мы будем за столами, но проходить мы к ним будем, закрепляя хохломские элементы росписи (детям предлагаются разрезные картинки – половинки, они ищут своё рабочее место, соединяя картинку, называют прорисованные элементы). – Что ж, элементы и узоры хохломы вспомнили, а кто вспомнит, как располагается рисунок в росписи, на основе какой линии он появлялся? (вспоминают, что по форме изделия выкладывался рисунок, на основе криули; затем дети рассматривают хохломские ложки и вспоминают последовательность работы по схемам – моделям декоративного рисования – авторская разработка).
Воспитатель: - Пальчики разомнём и приступим к делу (проводится пальчиковая гимнастика « Кручение – верчение с использованием хохломских ложек):
Кручение - верчение
Кручение - верчение
Прекрасной красоты!
( вращающие движения между ладонями ложек)
Кручение - верчение
Кручение - верчение
Красивой хохломы
( вращающие движения по руке, прокручивая пальцами второй руки ложку до локтя).
Воспитатель: - Сейчас вы услышите приятную музыку. Можно приступать к работе (фрагмент классической музыки Чайковского П.И., дети приступают к росписи, девочке хохломе предлагается присоединиться к ребятам и она соглашается: педагог наблюдает, помогает).
3.ЧАСТЬ : ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.
Идет рассматривание хохломских ложек, выполненных детьми.
Девочка Хохлома: - Ой, ребята, какие вы удальцы, прямо мастера настоящие, расписные ложки с многообразием узоров (перечисляет) получились.
Воспитатель: - Да, у каждого мастера своё письмо, свои узоры, своё сочетание цветов, именно поэтому хохломские мастерицы оставляют на изделиях свои инициалы. Наш подарок вам готов!
Девочка Хохлома: - Спасибо, милые дети. Мне очень, очень у вас понравилось. Спасибо за ложки расписные. А я дарю вам развивающую игру в группу, чтобы вы продолжали своё знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством. До свидания, до новых встреч (персонаж уезжает).
Воспитатель: - Интересная была встреча, правда?
(педагог беседует с ребятами о мероприятии: что сложного, что увлекательного, запоминающего)
Воспитатель: - Вот как интересно узнавать об истории русской земли, о труде мастеров и мастериц, живущих с нами на одной земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)
конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Бабы-Яги" (совместная работа с Зайцевой Мариной Иосифовной)...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность
Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....