Конспект образовательной деятельности «Мастерская «Золотая Хохлома»
план-конспект занятия (старшая группа)

Садакова Ирина Николаевна

Конспект образовательной деятельности «Мастерская «Золотая Хохлома» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_masterskaya_zolotaya_hohloma.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Мастерская «Золотая Хохлома»                            Возрастная группа  старшая (5-6 лет)                               

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Мастерская «Золотая Хохлома»                           

Задачи: обеспечить условия для знакомства детей  с росписью мастеров Хохломы, с историей ее появления, элементами хохломского узора; развивать у детей  речь, цветовое восприятие, творческие способности; вызвать интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа, воспитывать уважение к труду мастеров декоративно-прикладного искусства.

Оборудование:  изделия  и иллюстрации мастеров хохломской росписи, музыкальное сопровождение – русские народные мелодии, карточки разного цвета, карточки с элементами разных росписей, раскраски изделий мастеров хохломской росписи, принадлежности к художественному творчеству.

Детская цель: познакомиться с творчеством хохломских мастеров.

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

(совместная работа)

Деятельность детей

(самостоятельная)

Мотивационный этап

«Мастерская «Золотая Хохлома»    

В группе оформлена выставка предметов расписанных хохломской  росписью                       

Воспитатель приглашает детей в мастерскую

- Проходите, дорогие гости, полюбуйтесь-ка на эту красоту.

- Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.  А у вас дома есть изделия с такими узорами?

- Дети, а вы знаете, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Дети проходят в группу, оформленную под мастерскую

Рассматривают предметы посуды

Строят предположения, отвечают на вопросы

Основная часть

Поисковый этап, практический этап

Игра «Назови признаки» (с мячом)

Рассказ об истории возникновения

(иллюстрации к рассказу)

Русская народная игра «Золотые ворота» (русская народная мелодия)

Игра «Подбери цвет»

(карточки различных цветов)

Игра «Подбери элемент росписи»

(карточки с элементами разных росписей)

Игра «Назови ласково».    

(карточки с изображением ягод)

Работа в мастерской

(раскраски предметов посуды хохломской росписи, принадлежности к изо)     

Сначала поиграем в игру (детям предлагается подобрать слова признаки).

Предлагаю потрогать предметы и ответить на вопросы:

- Какие предметы посуды?

- Из какого материала эта посуда изготовлена?

- Да, верно. Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

 - А как вы думаете, почему она называется хохломской? Хотите узнать?
Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали из древесины липы, берёзы и ольхи посуду.

Говорят, что в тех местах жил давным-давно мужичок умелец. Варил он себе кашу, да птицам давал поклевать. Прилетела как-то жар – птица и стала из его миски клевать. Задела она миску золотым крылом, и стала чашка золотой. Это сказка. А на самом деле изготавливают посуду так: вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой. Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок.

И везли эту золотистую посуду в большое село с весёлым названием Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города увозили на продажу. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Вот и стали посуду называть хохломской.

- На ярмарках не только торговали, но и веселились: пели, плясали, играли в игры  (предлагаю детям сыграть в русскую народную игру «Золотые ворота»)

- Какие цвета используют в хохломской росписи? (предлагаю детям выбрать карточки определенного цвета, который встречается в данной росписи:
черный, красный, зеленый, золотой - желтый цвет).

Предлагаю внимательно рассмотреть элементы хохломской росписи и выбрать карточки с элементами данной росписи.

- В хохломской росписи есть элемент осочка, травинка, усики, завиток, капельки, листочки (простые и сложные), цветочки, ягодки.  А главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.

Вы, наверное, заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.

- Дети в моей мастерской осталось много не раскрашенной посуды. Может и вы, попробуете себя в роли мастеров Хохломы?  (предлагаю детям раскраски изделий хохломских мастеров, принадлежности к художественному творчеству).

Подбирают слова признаки

Исследуют предметы посуды

Внимательно слушают, вступают в беседу

Выполняют правила игры.

Внимательно рассматривают предметы, обсуждают, выбирают карточки определенного цвета.

Выбирают карточки с элементами хохломской росписи

Дети называют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Раскрашивают раскраски предметов с хохломской росписью.

Заключительная часть

(рефлексия)

Оформление мастерской работами детей.

- Скажите дети, вам понравилось в моей мастерской? А что вам понравилось делать в моей мастерской?

Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера!
Моя мастерская с вашими работами стала еще краше. Есть такая пословица «Сделал дело, гуляй смело!»

Дети оформляют мастерскую своими работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям. Задачи:·        Воспитывать интерес к р...

Конспект образовательной деятельности с презентацией "Золотая хохлома"

Изобразительная деятельность в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»

Конспект образовательной деятельности художественно-эстетического развития по декоративному рисованию в старшей группе «Хохломские узоры» с презентацией «Золотая хохлома»Цель: обобщить и закрепить зна...

Конспект образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Золотая хохлома"

Конспект разработан для детей подготовительной группы. дети знакомятся с народным декоративно - прикладным искусством - Хохлома, в творческой деятельности учатся наносить узоры на раннее подготовленны...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»

развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности «История Золотой хохломы»...