Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности на тему: «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_hohloma.odt | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по изобразительной деятельности на тему:
«Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок»
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
- приобщать детей к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи;
- учить выделять элементы узора хохломы(листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;
- учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
- формировать знания об особенностях росписи посуды.
Форма организации: групповая.
Оборудование:
- посуда Хохлома;
- заготовленные тарелочки из дерева (картона) покрашенные в черный цвет;
- гуашь красного, желтого, черного, зеленого цветов;
- кисти, баночки.
Ход организованной- образовательной деятельности:
Этап образовательной деятельности | Взаимодействие педагога с детьми | Действия и предполагаемые ответы детей |
1.Вводная часть | Сегодня день у нас особый, Я приглашаю вас друзья. А вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я. Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте: Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома. Что же это? … Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом. Как волшебница Жар-птица, Не выходит из ума Чародейка-мастерица, Золотая Хохлома. Входим в царство Берендея, В мир волшебной Хохломы. Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы попали в царство Золотой Хохломы! А хотите ребята узнать от куда взялась эта красота, и кто ее придумал? | Да Хохлома В группе организованна выставка хохломских изделий. Да. |
2. Основной этап | Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской. Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Воспитатель: Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? Какой цвет используют мастера для фона? Назовите элементы узора в хохломской росписи ? А какие ягоды рисуют художники? Молодцы, ребята! Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры. Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем. | Дети сидят за партами и внимательно слушают воспитателя. Красный, желтый, черный и может присутствовать зеленый. Красный, желтый, черный. Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки. Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику. Воспитатель демонстрирует предметы Хохломы. |
Физкультминутка Основная часть (продолжение) | Птица хохломская крыльями махала Крыльями махала – злато рассыпала. Головой качала, в стороны качала Да, с землицы русской травы собирала. Травы собирала, чаши украшала, Мастерство с любовью нам передавала. Руки в стороны, махи Махи, встряхиваем кисти рук Наклоны голы Наклоны в пол, собираем Собираем, обводим руками круг Руки к сердцу, руки вперед. Молодцы! Присаживайтесь! Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и распишите наши тарелочки узорами. | Дети встают со стульчиков, повторяют движения за словами. Дети садятся на стульчики. Дети приступают к росписи тарелочек. |
3. Заключительный этап | Воспитатель: Ох, Россия, ты Россия В каждом доме терема. Всей земле на удивленье Золотая Хохлома. Воспитатель: Удивительна и богата земля русская своими мастерами! Дети: 1. Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной, умельцах На весь мир молва идет. 2. Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь! Воспитатель: ребята нам пора заканчивать наше удивительное путешествие в мир «Золотой хохломы». Скажем всем «До свидания! | После окончания работы ребята по очереди подходят к воспитателю и обсуждают свои работы. Воспитатель вывешивает их на доску. Дети рассказывают стихи. До, свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: ознакомление с русским народным искусством "В дымковской сказочной стране"
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к народным мастерам, вызвать интерес к народному творчеству;Образовательные задачи: продолжать знакомить детей...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по экологии на тему: " Земля - голубая планета"
Конспект занятия по теме : « Земля - голубая планета»Цель : - дать представление об уникальности планеты - Земля,.Задачи: Образовательные:- Сформирование у детей элементарные представления...
Конспект НОД с детьми старшей группы по изобразительной деятельности на тему: «Ранняя весна»
развивать логическое мышление (учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их); совершенствовать цветовосприятие (выбирать оттенки данной тематики — холодные, радостные). воспит...
Конспект занятия с детьми средней группы по изобразительной деятельности на тему: «Рисование оттиском ладошки: «Синичка»
Рисование птицы нетрадиционным способом оттиск – ладошкой...
Конспект занятия с детьми средней группы по изобразительной деятельности на тему: «Рисование оттиском ладошки: «Синичка»
Конспект занятия по рисованию оттиском ладошки «Синичка»Тема: Синичка.Техника: оттиск - ладошкой.Цель: Рисование птицы нетрадиционным способом оттиск &ndash...
Открытое образовательное мероприятие в средней группе по направлению художественно-эстетическое развитие. Тема: «Золотая хохлома, роспись хохломских досок»,
Направлено на воспитание интереса к народным промыслам, любови и бережного отношения к природе, к народному декоративному творчеству; развитие умений активно и творчески применять ранее ус...