Экологический проект "Деревья нашего поселка"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Шапошникова  Виктория Валерьевна

Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_derevya_nashego_poselka.docx191.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 349

Красноармейского района г. Волгограда

 

для детей младшего дошкольного возраста

Девиз проекта.

Ярче, ярче солнышко  с неба нам свети.

Выше , выше деревце над землей расти.

Пусть услышат веточки детский голосок

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

        

            Автор : воспитатель

          Шапошникова

             Виктория Валерьевна

Волгоград 2013

 Паспорт проекта

1.Тема: «Деревья нашего поселка »

2.Автор : Шапошникова В.В - воспитатель

3.Тип проекта: познавательно – исследовательский с заданным результатом ( для детей 3-4 лет)

4.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)

5.По количеству участников:  групповой (дети, воспитатель, родители)

6.Предмет исследования: деревья родного поселка

Актуальность:

При ознакомлении детей с природой ,а именно с деревьями  родного поселка ,открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Цели проекта:

  1.  Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
  2.  Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев родного поселка  во взаимосвязи с  экосистемой.
  1.  Формирование  у дошкольников  представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях  с окружающей средой  в ходе наблюдений и бесед.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать у детей представления  о деревьях;
  2.  познакомить детей с различными деревьями родного поселка(береза, клен, тополь, рябина и др.

 Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, любознательность  
  2.  учить наблюдать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы;
  3.  развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
  4.  приобретать детьми опыт исследовательской   деятельности, формировать умения реализовывать  интересы;

Воспитательные:  

  1. воспитывать эмоциональное отношение  природе, выделяя  деревья, как её составную часть;  
  2. воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Интеграция образовательных областей

Коммуникация

- Беседы

- Свободное общение

Познание

- Рассказ воспитателя

- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

 Исследовательская деятельность:

-обследование и рассматривание листьев;

-определять форму: круглые, овальные, резные;

-окраску: оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость) ;

-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

- дидактические игры

Чтение художественной литературы

- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

- загадывание загадок

- рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

- Социализация

- Экскурсии: по участку детского сада и в  парк

- Наблюдения

- Труд

- Безопасность

 Художественно-эстетическое развитие

- продуктивная деятельность

- подборка материалов для изготовления гербария, конструирования

 Музыка

По плану музыкального руководителя

Физическое развитие

- подвижные игры

-физкультминутки

 Здоровье

-свободное общение «Могут ли деревья лечить? », «О пользе деревьев и кустарников»

-создание условий для самостоятельной деятельности детей

  1. Гипотеза: можно предположить, что в итоге проделанной работы дети  получат  знания о различных деревьях родного поселка

Модель 3-х вопросов

Что мы знаем об

Что мы хотим

Как мы можем

этом?

узнать?

узнать?

* Деревья бывают

"Почему нужно беречь и

""Наблюдения

разные

охранять деревья?

""Беседы

*Зимой у дерева нет

*Как появляются

* Экскурсии по

листочков

деревья?

экологической тропе

*Птицы вьют гнёзда на

* Чем дерево отличается

""Художественная и

дереве

от других растений?

познавательная

* Деревья бывают

* Каково значение

литература

высокие и низкие

деревьев для человека?

""Дидактические игры и

* Их можно сажать в

*Что можно делать из

занятия

землю

дерева?

* Рассматривание

иллюстраций

Вывод: У детей недостаточно знаний о природных объектах, в частности  о   различных деревьях; отсутствуют представления о бережном и правильном отношении к ним (как беречь, ухаживать)

Предполагаемый результат:

  1. -сформированность знаний о различных деревьях родного поселка;
  2. - умение  бережно относится к деревьям  
  3. - развитие эмоциональности, самоутверждение  личности ребенка;
  4. - воспитание навыков   работы в коллективе

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

          Модель взаимодействия всех участников проекта предполагает субъект-субъектные отношения, направленные на развитие познавательно-исследовательских способностей детей и формирование коммуникативных компетенций.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ  СО ВЗРОСЛЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ

СОБЫТИЯ

План действий:

1.Постановка цели;

2.Поиск формы реализации проекта;

3.Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4.Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5.Определение направлений поисковой практической деятельности;

6.Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7.Коллективная реализация проекта, его презентация.

Предварительная работа:

  1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме

 « Деревья»

  1. Рассматривание деревьев на прогулке, экскурсии
  2. Чтение стихов,  художественных  произведений
  3. Продуктивная, художественная, музыкальная деятельность

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

а) постановка цели

б) разработка и содержание учебно-воспитательного процесса- перспективное планирование( Приложение №1)

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование,  аппликация, ручной труд,  игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями  живописи.

2. Практический(исследовательский): поиск ответов на поставленные вопросы.  Работа с детьми: беседа о деревьях, чтение рассказов ,пословиц; заучивание стихов о деревьях.

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

Вопросы:

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни?  ( Приложение №2)

3. Заключительный:  Обобщение результатов работы,  презентация проекта.  Приложение № 3

Список используемой литературы:

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. : Гослестехиздат, 1932. .

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.

7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.

9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.

10.Киселева Л. С. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения". В пособии представлены материалы по использованию проектного метода, созданию образовательного пространства и развитию творческих познавательных интересов. Это пособие помогло составить план работы, поставить цель, задачи.

11. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста». Изучив пособие, ознакомилась с методикой проведения экскурсий, прогулок, использованием игровой деятельности в дошкольной педагогике.

12. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников. Из книги я взяла рекомендации по созданию предметной развивающей среды.

13. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы.

14. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Из пособия взяла игровые занятия, фольклорный материал, который позволил разнообразить формы работы.

Реализация проекта

Анкетирования родителей  по вопросам экологии (см. Приложения 4) выявили проблему  незнания системы экологических знаний. Поэтому, чтобы сделать родителей помощниками в реализации задач по обучению и воспитанию детей и наделить их знаниями по экологии, я решила предложить им экологический проект « Деревья нашего поселка»  как форму организации совместной деятельности детского сада и семьи, решая при этом вопросы познавательного  развития детей.

На первом этапе своей работы я провела родительское собрание “Как стать участником реализации совместной проектной деятельности “Деревья нашего поселка». Обсуждались результаты проведенной диагностики по вопросам развития познавательно-исследовательских  способностей детей (общие по группе). Привела ряд рассказов воспитанников о том, какое значение имеют деревья в нашей жизни и почему так необходимо их беречь. Я предложила родителям найти пути совместной деятельности детского сада и семьи, разработав перспективный план реализации проекта.

Приложение №1

Перспективный план наблюдений за деревьями

(берёза, клён, рябина)

Реализация проекта

Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал был разделен на блоки: осень, зима, весна.

1 блок «Осень»

Беседы и наблюдения

Экскурсии и целевые прогулки: вокруг детского сада – обратить внимание на осенние деревья, находить знакомые деревья

Дидактические игры

- «Узнай дерево по листьям»

- «Лист, с какого дерева»

- «Найди такой же листочек».

- «Сколько в руке листьев березы? »

- «Какого цвета лист»

- «Найди лист по цвету (размеру, форме, величине) »

- «Разложи листья (чередование) »

- «Соберем гирлянду из листьев»

- «Найди самый большой лист (самый красивый) »

- «Что сначала, что потом»

Осень.

1. «Какие разные деревья»

Цель: обратить внимание детей на деревья (берёзу, клён и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды)

2. «Стройная берёзка»

Цель: показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

3. «Красивый клён»

Цель: найти у клёна ствол и ветки, сравнить с берёзой. Рассмотреть листья у клёна, обратить внимание, что листья резные, очень красивые: желтые, зелёные, оранжевые, красные. Обратить внимание, что клён очень красивое дерево. Предложить детям подойти к клёну, потрогать его ствол, показать ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой.

4. «Рябинка»

Цель: найти у рябины ствол и ветки, сравнить с берёзой и клёном: отметить, чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Бывают зелёные, красные, оранжевые, бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой. Спросить, какое дерево им нравится больше, почему. Обойти вокруг рябинки, полюбоваться её красотой

5. «Кора»

Цель: продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, клён, рябина и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре.

6. «Падают-падают листья… »

Цель: обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат; сделать

вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.

7. «Как деревья готовятся к зиме? »

Цель: рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

8. «Из истории использования древесины»

Цель: рассказать детям, что из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам, старые аккуратно заклеить, подшить.

Продуктивная деятельность

- «Мое любимое дерево»-аппликация

- «Стройная берёза» - рисование

- "Осенние листочки" - раскрашивание

- «Осень» - аппликация (коллективная работа)

 2 блок «Зима»

Беседы и наблюдения

- «Почему на деревьях нет листочков»

- «Первый снег»

- «Деревья в инее»

- «Ясная, солнечная погода»

- «Метель»

- «Дерево – кустарник»

- «Деревья зимой»

Экскурсии и целевые прогулки

 Вокруг детского сада – обратить внимание на зимние деревья, находить знакомые деревья.

Дидактические игры

- «Назови дерево: береза, клён, рябина»

- «Найди дерево по описанию»

- «Найди дерево по ветке».

- «Загадай, мы отгадаем»

- «Найди дерево по семенам»

- «Собери пирамидку из листьев (по возрастанию) »

- «Разложи листочки по цвету» (по убыванию, возрастанию

- «Деревья, плоды, ягоды»

- лото «Сложи картинку»

Зима.

9. «Первый снег»

Цель: осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, рябину и клён. Что есть у деревьев? (Ствол, ветки, а на рябинке красные ягоды) Спросить, почему деревья голые, куда делись листочки, почему? Рассказать, как изменились деревья и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света и тепла, наступлением холодов. Спросить, какие деревья они знают? Поупражнять в различении деревьев по веткам и стволам.

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов. А. Пушкин

10. «Улицей гуляет Дедушка Мороз, иней рассыпает по ветвям берез. »

Цель: обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? (клён, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям оттого, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться.

11. «Мороз и солнце – день чудесный»

Цель: рассказать, что в зимнее время деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

12. «Рябинушка-кормилица»

Цель: уточнить знания детей о рябине, отметить, что есть у рябины (ствол, ветки, гроздья красных ягод). Полюбоваться красотой дерева в зимнее время, как красиво алеют ягоды на снегу. Объяснить детям какую пользу приносят эти ягоды (плодами зимой питаются птицы)

Эти ягодки рябиновые

Как камушки, рубиновые

На холмах и на равнинах

Алеют кисти на рябинах.

13. «Оттепель»

Цель: понаблюдать за деревьями в оттепель (как прекрасны деревья с заледеневшими ветками, как мелодично звенят ими). Объяснить детям, что на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон. Подойти к берёзе полюбоваться её красотой и послушать мелодичный звон.

14. «Ясная, солнечная погода»

Цель: объяснить, что зимой – в ясную солнечную погоду – кора дерева тёплая. В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев тёплые (подойти к деревьям и потрогать кору у дерева рукой)

15. «Метель»

Цель: показать зависимость состояния деревьев от погодных явлений. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку, таким образом, утепляют стволы деревьев. После метели деревья стоят все белые, занесённые снегом. Снег утепляет корни деревьев, они не замёрзнут, а весной снег растает и напоит дерево водой, появятся листочки и дерево оживёт, проснётся от зимней спячки.

Продуктивная деятельность

- «Зимнее дерево»- рисование

- "Деревья зимой" - рисование (коллективная работа)

для оформления группы:

- «Деревья в инее» - аппликация

- «Гроздь рябины»» - лепка (пластелинография)

3 блок «Весна»

Беседы и наблюдения

- «Что нужно нашему дереву? »

- «Ещё в полях белеет снег… »

- «Набухшие почки»

- «Берёзовый сок»

- «Деревья в цвету»

- «Первые листочки»

Вывод: деревья просыпаются от зимней спячки, появляются листочки.

Экскурсии и целевые прогулки

 Вокруг детского сада – обратить внимание на весенние деревья, находить знакомые деревья

Дидактические игры

- «Узнай дерево по коре»

- «Детка с ветки»

- «Опиши дерево/куст/» по мнемокарте:

название,

дерево или кустарник?

какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий.)

какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая.)

какого цвета и формы листья? (круглые, симметрично расположены листики овальной формы, резные, вытянутые)

Весна.

16. «Что нужно деревьям? »

Цель: углубить представления о том, без чего деревья не могут жить. На панно, где изображено дерево, постепенно выкладывать рисунки и уточнять их значимость: солнце (дереву нужен свет и тепло – в марте солнце греет сильнее) ; капелька воды или облако - без воды деревья погибнут, ей они питаются; комочек земли – почва (всё, что нужно для роста находится в почве; дождевой червь – он рыхлит почву, чтобы дереву было легче дышать; ветер, пчела и шмель – они разносят семена, за счёт чего прорастают новые деревья; необходим и воздух, но как его изобразить – он ведь прозрачный, невидимый.

17. «Ещё в полях белеет снег… »

Цель: показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы. Снег ещё лежит под деревьями, но около стволов появились воронки – это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев скоро начнётся сокодвижение. Осмотреть деревья на участке (до начала сокодвижения, в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

18. «Почки»

Цель: посмотреть, как набухают почки на деревьях – «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребёнку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи – когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. Рассмотреть почки на берёзе, клёне и рябине, определить что они разные, отличаются: у одних круглые, у других продолговатые, мелкие и крупные. У берёзы почки мелкие и продолговатые, а

Набухают почки

Пробиваются листочки

Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

19. «Какие разные эти ветки»

Цель: вместе с детьми срезать 3 ветки: берёзы, клёна, рябины и рассмотреть на них почки, уточнить на какой ветке какие почки. Предложить детям поставить их в группе в вазу, и понаблюдать на какой из веток появятся первые листочки

Эти маленькие почки

Распечатает весна.

А пока в них спят листочки

20. «Берёзовый сок»

Цель: формировать бережное и заботливое отношение к берёзе. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: делают надрез на коре – и сок стекает. Рассказать о пользе берёзового сока для здоровья (сок очень полезный, он богат витаминами, научить, что после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной, чтобы дерево не заболело и не погибло. Не зря в русской пословице говорится: «Берёза плачет кровавыми слезами»

21. «Цветут ли деревья? »

Цель: объяснить детям, что деревья тоже цветут, но по-разному: на одних появляются длинные серёжки, а на других цветочки. Это значит, что деревья проснулись от зимней спячки. Полюбоваться красотой деревьев, подойти поближе к каждому дереву рассмотреть серёжки и цветы.

22. «Лист зеленеет молодой»

Цель: обратить внимание детей на красоту весенних деревьев. Обратить внимание на блестящие листики их яркий и сочный цвет, а также рассмотреть их, они разные: маленькие, большие и резные. Майские жуки и насекомые загудели возле зелёных веток деревьев.

23. «Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? »

Цель: показать, что в жаркую погоду ствол берёзы не нагревается.

Если в жаркий день дотронуться до ствола берёзы, то можно заметить, что даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным (попросить детей потрогать ствол берёзы и другого дерева руками). Объяснить, что белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее – чёрная или белая ткань).

Продуктивная деятельность

- «Ветка в вазе» - рисование

- "Праздник берёзки" - аппликация из ткани

Приложение №2

(примерный перечень)

Паспорт деревьев

БЕРЕЗА

Берёза на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Берёза отличается своим стройным ростом. . Высота деревьев достигает 20 – 25 м и более,  живет береза до 100 – 120 лет.

  Растение с цветами – серёжками, которые появляются до образования листьев. Цветёт в апреле – мае.

Корневая система берёз мощная. Берёза растёт медленно только в первые годы, потом, наоборот, начинает расти быстро,

Кора у   берёз белая, желтоватая.

Листья берёзы   по краю зубчатые, с широким клиновидным основанием  гладкие, до 7 см длиной и 4 см шириной, перед опаданием желтеют. Молодые листья клейкие.

Почки покрытые часто клейкими чешуйками

Для многого пригодна берёза: отличная древесина, хоть дом срубить, хоть мебель изготовить. Дрова очень жаркие, другие – берёзовым не чета.

И русская банька немыслима без берёзового веника. А сколько народных промыслов применяют бересту и древесину.

Береза   лечит людей от многих заболеваний. Весной, во время сокодвижения, можно  заготавливать березовый сок:  он имеет целебные свойства.

Из её древесины получают медицинский активированный уголь .

Медицина издревле использует почки берёзы, листья и сок.

РЯБИНА

         

Рябина - это листопадное дерево  высотой от 4 до 8 м.

Растет на открытых и затененных местах, на разных почвах, не выносит только сильно заболоченных. Хорошо отзывается на удобрения и грамотную обработку почвы, легко переносит неблагоприятные годы. Она произрастает повсеместно в пределах нашей страны.

В средней полосе ее можно считать морозостойкой и засухоустойчивой культурой. Рябина практически не повреждается болезнями и вредителями. Очень хорошо переносит пересадку.

Корневая система у нее разветвленная и размещается в верхних слоях почвы, поэтому ее можно выращивать на почвах с близким стоянием грунтовых вод, где многие плодовые культуры расти не могут.

Переносит морозы до минус 50°С. Цветет поздно.

Кора у неё серая. Листья сложные, длиной до 21 см, состоящие из 9 небольших листочков. Белые мелкие цветки собраны в зонтикообразное соцветие.

Плоды рябины - оранжево- красные ягоды горьковатого вкуса.

Рябина — ценное плодовое, лекарственное и декоративное растение.

В ее плодах много биологически активных веществ: витамина С, железа  много глюкозы, фруктозы, обнаружен йод. Богата она и фитонцидами.

Из плодов рябины можно готовить соки, варенье, компоты, повидло. Протертые плоды некоторых сортов используются как приправа.

Лекарственное  значение

Сушеные плоды рябины применяют в виде сборов,  жидких экстрактов  из свежих ягод .

Плоды рябины используют также при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезнях, применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство, а также при диабете, заболеваниях печени и почек.
Особенно ценны плоды рябины как богатое поливитаминное средство.

В любое время года рябина является украшением улиц, садов и парков

Стихи о деревьях

Печальная берёза..."   А.А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Л. Каваляка

За окном берёзки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом

И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки

Липка

Я густой, кудрявой
Вырасту на славу, -
Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
А в денек горячий
В тень от солнца спрячу, -
Поливай меня!
Ливень льет порою, Я от ливня скрою, -
Не ломай меня!
Хорошо обоим
Нам расти с тобою, -
Полюби меня!
В свет широкий выйдешь,
Всю страну увидишь, -

Не забудь меня!

П. Воронько

 Кладовая народной мудрости

***

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков — иголки.

Назови деревья! (Елки)

 ***

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

 

***                                                                                 ***

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... (осинки)

 

Гроздь красна, да не рябина.

Лист резной, да не калина.

Ядовитая она.

Это, братцы,... (бузина)

***                                                                             ***

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

Пословицы, поговорки о деревьях

Пословицы, поговорки о липе

  1. А орехи-то, оказывается, на липе растут.

Пословицы и поговорки про дуб:

  1. Не срубишь дуба, не отдув губы.
  2. В лесу дуб - рубль, а в столице - за рубль спица.
  3. Дуба плоды только свиньям годны.
  4. Дуб стар, да корень свеж.
  5. Велик дуб, а от малого топора падает.
  6. Буря дуб свалит, а тростник устоит. Дуб свой рост не спеша набирает.
  7. Если стадо разом заревёт у дуба - дуб свалится.

Пословицы и поговорки о сосне

  1. Сосна кормит, а липа обувает.
  2. Всяка сосна лишь своему бору шумит.
  3. Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка.
  4. От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.

Что можно сделать из дерева

Название экспоната :    Матрешка- деревянная кукла.

Краткая информация

Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более, имеет  овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи,   тема России в образе девушки, а также семьи

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской).  Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. У матрёшек из города Семенова – многоцветная роспись и обильный изощренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне.

Матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины  липу, ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору. . Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

Дополнительная литература  :  И. Черницкая  «Матрешки».  загадки про матрешку,   чтение пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса небережет».

Название экспоната:    Чудо- Ложки.

Краткая информация

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Ложкарной столицей» России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар. 

Вырезать настоящую русскую деревянную ложку непросто, от мастера требуется талант.  Для изготовления ложки используют   липу, осину,  Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная. Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п.

Ложку часто украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.

Дополнительная литература : Русская народная сказка " Жихарка", стихи И. Храмова " Ложка- труженник простой", В. Берестов " У меня есть ложка".

Приложение №3

РАЗВЛЕЧЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ СТАРИЧКА ЛЕСОВИЧКА»

ПО ПРОЕКТУ «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО ПОСЁЛКА»

  Приложение №4

                 Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО___________________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что наше дошкольное учреждение  занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ     уделяется  внимание экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать в ДОУ? _________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...)

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для родителей "Улицы нашего поселка"

Целью данной викторины является обобщение знаний родителей воспитанников ДОУ об истории родного поселка, его достопримечательностях и особенностях, об архитектуре зданий и сооружений, о людях оставивш...

Конспект интегрированного занятия « Птицы нашего поселка» Образовательная область «Познание» (старший дошкольный возраст)

Закрепить знания о зимующих птицах. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду и песням. Да...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Социализация": "Улицы нашего поселка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Улицы нашего поселка" является обобщающим мероприятием по итогам проведения педагогического проекта "Наш поселок"....

Проектная деятельность на тему:"По улицам нашего поселка Хвойная"

Цель проекта: расширить и углубить знания детей о родном поселке, его истории, достопримечательностях; воспитывать любовь к маленькой родине.Материал может быть использован воспитателями для детей под...

ПРОЕКТ «Полезная» достопримечательность нашего поселка»

Проект по легоконструированию для детей дошкольного возраста «Полезная достопримечательность»...

Профессии нашего поселка

Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Профессии нашего поселка»для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Деревья нашего поселка"

В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего для него мира, он только учиться замечать красоту природы и видеть, насколько многообразны и ...


 

Комментарии

Шапошникова  Виктория Валерьевна

долгосрочный познавательно-творческий проект

Фалеева Марина Геннадьевна

Познакомилась с проектом. Зачастую и в более страшем возрасте дети (да что дети, взрослые тоже)не знают даже названий деревьев. Так что этот проект можно приспособить и для старших.