КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Никитина Марина Владимировна

 

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ»


Цель: 1. Познакомить детей с различиями между деревьями и кустарниками.

2. Научить детей разделять предложенные объекты на группы,

опираясь на схему и выделять существенные общие признаки

деревьев и кустарников (корень, ветки, листья) и различия

(количество стволов и высота).

3. Воспитывать интерес к миру растений.


Материал: схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.

Ход занятия:

ЭТАПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА



I

ЭТАП
-Дети, сегодня к нам пришел в гости медвежонок, давайте с ним поздороваемся.

-Только посмотрите, он, почему то грустный.

-Спросите, что с ним случилось?

- Мы с мамой живем в лесу. Меня мама отправила за медом. Я знаю, что мед находится только на деревьях в дупле. Но не умею я отличать дерево от куста. Вот поэтому я такой грустный.

-Ребята, вы хотите помочь медвежонку?

-А вы умеете отличать деревья от кустов? Как вы это делаете?

-Правильно. Давайте покажем, какие бывают высокие деревья

-А теперь, какие низкие кусты.

-А разве деревья не бывают низкие?

-Ну, вот видите, я же сказал, что это сложно – отличить дерево от куста.


-Здравствуй, медвежонок.



-Что с тобой случилось, медвежонок? Что произошло?







- Да

-Да, деревья высокие, а кусты низкие.

Дети поднимают высоко руки.



Приседают.

Бывают, когда еще молодые.



II

ЭТАП
-Для того чтобы помочь медвежонку, нам с вами нужно вспомнить из каких частей состоят все растения?

(на доску вывешиваются отдельные части растений, названные детьми)

- Правильно, у всех растений есть корни, стволы или стебли, листья, цветки, а у деревьев и кустарников еще и ветки.

Детям показываются еще два рисунка с изображением дерева и куста.

- Посмотрите на эти два рисунка, на каком из них изображено дерево, а на каком куст?

-Хорошо, они отличаются высотой. Высоту мы с вами изобразим стрелкой. Давайте с вами сравним дерево и куст на таблице:

- У дерева и у куста есть…









-И мы с вами все хорошо знаем, что когда дерево высокое, его от куста отличает…

- Правильно! Значит, напротив дерева мы ставим какую стрелку?

- А напротив куста мы ставим какую стрелку?

- Молодцы!

- Мы знаем, что деревья и кусты могут отличаться не только высотой, есть еще отличия. Давайте с вами попробуем их найти.
- Корень, стебель (ствол), лист, цветок, ветки.



- Оно высокое, у него есть ствол, много веток, листья.











-Дерево- высокое, куст – низкий.





Сравнивая рисунки, заполняется таблица символами (таб.№1)

-корни

-стволы

- листья

-цветы

-ветки



-Высота



- Большую, т.к. деревья высокие

- Маленькую, т.к. кусты низкие







III

ЭТАП
-Давайте еще раз внимательно посмотрим на эти два рисунка, чем еще отличаются между собой эти два растения?

- Правильно, это еще одно отличие, его мы тоже с вами отметим на таблице. Значит, напротив дерева мы ставим какую карточку?

-А у куста?

- Правильно, у куста много стволов, поэтому именно такую мы карточку поставим возле куста.

- Вот мы с вами нашли еще одно отличие, кроме высоты они отличаются еще и количеством стволов.

-Давайте, изобразим деревья, у которых один ствол.



-А теперь кусты.

- А что еще может отличать дерево от куста?

- Молодцы. Давайте и это отличие мы отмети с вами на нашей таблице. Напротив дерева ставим значок толстый, а напротив куста - тонкий. Давайте изобразим толщину.

- Молодцы, мы с вами наши еще одно отличие.

- Очень хорошо мы потрудились.
-У дерева один ствол, а у куста их много.





- С одной палочкой, т.к. у дерева один ствол.

-Карточку, где много палочек.











Дети соединяют ноги вместе, изображая ствол

Дети расставляют ноги.

- Толщина стволов. У дерева – толстый, а у куста – тонкий.









IV

ЭТАП
- Давайте проверим, правильно ли мы с вами нашли отличия? У нас есть волшебный сундучок, в котором лежит ответ на вопрос чем же так не похожи куст и дерево?

-Давайте в него заглянем и еще раз проверим себя, правильно мы определили различия.

- Посмотрите, здесь лежат две схемы, на которых что изображено?

- Правильно, а на обратной стороне, нарисован ответ. Что он обозначает?





- Совпадают ли ответы из волшебного сундучка с нашими?

- Значит, мы с вами все правильно определили, молодцы!

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Отдохнули, снова встали,

Дружно, смело зашагали.

Вдруг тут ветер налетел.

Дунул ветер нам в лицо ,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише.

Дерево все выше, выше.


«Волшебный сундучок» (рисунки дерева и куста, на которых изображены знаки отличия.)







-Дерево и куст.



- Дерево высокое, у него один ствол, он толстый.

- Куст низкий, у него много стволов и они тонкие.

- Да.





V

ЭТАП
- Ребята, давайте спросим медвежонка, все ли он запомнил, все ли понял?

- Я не совсем уверен, что все понял. Я вам принес рисунки деревьев и кустов. Вы помогите мне, пожалуйста, их разделить, тогда уж я точно все запомню и буду ходить за медом, точно зная, где его можно будет добыть.

- Вот теперь то наш медвежонок повеселел, теперь он никогда не перепутает дерево с кустарником. Давайте мы ему подарим наши конвертики.


-Медвежонок теперь ты сможешь отличить куст от дерева?







Дети раскладывают картинки в два разных конверта,Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» по ФЭМП для старшей группы «В мире геометрических фигур»

 

 

Составила Никитина М.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Батырево 2013

 

Цель: обобщить, уточнить знания о геометрических фигурах.

 

Задачи:

 

Коррекционно - образовательные:

 

- уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов.

 

- формировать умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему;

 

Коррекционно-развивающие:

 

- расширять и активизировать словарь за счет слов-названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,

 

- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;

 

-  совершенствовать навыки связной речи;

 

- развивать умение согласовывать речь с движениями;

 

- развивать общую и мелкую моторику;

 

- повышать иммунитет за счет массажа активных точек ладони.

 

Коррекционно-воспитательные:

 

- развивать коммуникативные навыки;

 

- воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.

 

Материал:

 

Раздаточный: билеты с изображением геометрических фигур для обозначения мест в автобусе, модели геометрических фигур(круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).

 

Демонстрационный: схема для описания геометрической фигуры, презентация  «Четвертый лишний»,изображения предметов разной геометрической формы.

 

 

Словарная работа:

 

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

 

 

Предварительная работа:

 

- беседа о правилах поведения в автобусе

 

- сюжетно-ролевая игра «Автобус»

 

- дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»

 

- описание геометрических фигур по схеме.

 

 

Методы и приемы:

 

Наглядные: показ схемы для описания, презентации «Четвертый лишний», использование моделей геометрических фигур, картинок с изображением предметов разных геометрических форм.

 

Словесные: вопросы к детям, отгадывание загадок, описание геометрических фигур.

 

Игровые: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

1.Ребята, мы часто с вами путешествуем, побывали во многих местах. А сегодня мы с вами отправимся в страну геометрических фигур

 

(воспитатель показывает иллюстрацию с изображением человечков в виде фигур)

 

Воспитатель: Мы поедем на автобусе. Для этого надо купить билеты. Билет получит тот, кто правильно ответит на вопрос.

 

- Сколько у тебя носов?

 

- Один.

 

- Сколько у тебя глаз?

 

- Два.

 

- Сколько пальцев у тебя на одной руке?

 

- Пять.

 

- Сколько у тебя волос?

 

- Много.

 

- Сколько у тебя крыльев?

 

- Ни одного.

 

 

Воспитатель: Теперь посмотрите на свои билеты внимательно. На каждом билете есть геометрическая фигура. Эти стулья-места в автобусе. Каждый из вас сядет на тот стул, на котором такая же геометрическая фигура, как на билете.

 

Все нашли свои места? Поехали.

 

(звучит музыка)

 

 

2. Воспитатель: Вот мы и приехали. Мы превратимся в геометрические фигуры. Для этого надо отгадать загадку о геометрической фигуре.

 

 

1) На тарелке, как венок,

 

    Как веселый колобок,

 

    И на мяч похож наш друг,

 

    Угадайте, это …(круг)

 

 

2) Все четыре стороны

 

    Одинаковой длины.

 

    Вам его представить рад,

 

    А зовут его …(квадрат)

 

 

3) Три вершины тут видны,

 

    Три угла, три стороны.

 

    Ну, пожалуй, и довольно.

 

    Что ты видишь?(треугольник)

 

 

4) Если б взял бы я кружок,

 

    С двух сторон немного сжал,

 

    Отвечай скорее точно,

 

    Получился бы…(овал)

 

 

5) Похож на книжку, на тетрадку,

 

    На большую шоколадку.

 

    Аккуратный, словно школьник,

 

    Как окно…(прямоугольник)

 

 

(когда ребенок отгадывает загадку, воспитатель надевает ему на грудь геометрическую фигуру)

 

 

3. Игра «Угадай, о чем говорю»

 

Воспитатель: Теперь вы - геометрические фигуры. И мы с вами проверим, кто сообразительнее и внимательнее.

 

Вот вам задание. Поднимет свою фигуру вверх тот, у кого:

 

-фигура оранжевого цвета с тремя углами(треугольник);

 

-фигура синего цвета с четырьмя углами(прямоугольник);

 

-фигура красного цвета без углов(овал);

 

-фигура зеленого цвета с четырьмя сторонами(квадрат);

 

-фигура желтого цвета без углов(круг).

 

 

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы действительно внимательные и сообразительные.

 

 

4. Пальчиковая гимнастика с шариками Су- джок.

 

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с разноцветными шариками.

 

Мячик сильно я сжимаю,     Сжать мяч одной ладонью

 

И ладошку поменяю.            Другой ладонью

 

По столу круги катаю,          Покатать по столу одной рукой

 

Из-под рук не выпускаю.      Другой рукой

 

Взад-вперед его качу,            Покатать между ладонями прямо

 

Вправо-влево, как хочу.        Покатать круговыми движениями

 

 

 

5. Описание фигуры по схеме.

 

Воспитатель: Теперь каждый из вас сможет сам рассказать о своей фигуре. Чтобы вы знали, о чем говорить, вам поможет схема.

 

(воспитатель напоминает, что обозначают символы схемы)

 

Дети описывают свои фигуры.

 

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

 

 

6. Физкультминутка.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Чтобы он включился, надо выполнить различные движения:

 

Треугольник - прошагай,

 

Квадрат - приседай,

 

Овал - наклоняйся,

 

Прямоугольник - руки поднимай,

 

Ну а кружок - выполняй прыжок.

 

А теперь фигуры выполняют движения все вместе:

 

- прошагай,

 

- приседай,

 

- наклоняйся,

 

- руки поднимай.

 

- выполняй прыжок.

 

 

7. Презентация «Четвертый лишний».

 

 

Воспитатель: Компьютер включился.

 

Посмотрите, на экране геометрические фигуры, одна из них лишняя. Подумайте, какая фигура сюда не подходит и объясните, почему.

 

(демонстрируются пять изображений, каждый ребенок выбирает лишнюю фигуру и объясняет свой выбор).

 

 

8. Игра «Подбери по форме»

 

Воспитатель: Ребята, теперь давайте поиграем.

 

(на магнитной доске расположены изображения предметов различной формы).

 

Эй, фигуры - хитрецы,

 

Вы, конечно, молодцы!

 

Спрятались от нас в предметах,

 

Ищем вас и так и этак.

 

Здесь много предметов. Каждый из вас возьмет только те, которые похожи по форме на его геометрическую фигуру. Потом посмотрим, правильно ли вы выбрали.

 

(дети выбирают)

 

Воспитатель: Молодцы, все справились!

 

 

9. Итог занятия.

 

Воспитатель:

 

- Вот мы и побывали в стране геометрических фигур.

 

Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе.

 

(звучит музыка).

 

 

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня превращались в геометрические фигуры , узнали, чем они отличаются и чем похожи; научились рассказывать о фигуре по схеме, выбирать из четырех фигур одну лишнюю.

 

Все старались, молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формированию элементарных математических представлений) (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности)

Цели деятельности: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы.Программное содержание:Продолжать обучать детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значе...