"Визитная карточка Санкт-Петербурга - Медный всадник"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема приобщение к истории и культуре Санкт-Петербурга, и становление, прежде всего эстетического образа города у детей дошкольного возраста.

В современных образовательных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста большое внимание уделяется эстетическому развитию и образованию детей, и в частности ознакомлению с городом. Заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга, как – одного из прекраснейших городов мира, уникальный культурно-исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства.

Именно поэтому считаю актуальным представляемый материал: презентацию с конспектом для детей старшего возраста на тему: " Визитная карточка Санкт-Петербурга - " Медный всадник", которая дает представления детям о Медном всаднике как визитной карточке Санкт-Петербурга., активизирует познавательную и речевую активность  , способствует обогащению детского словаря, воспитывает эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

ВИЗИТНАЯ   КАРТОЧКА

САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

«МЕДНЫЙ  ВСАДНИК»

Образовательная ситуация по ознакомлению дошкольников с Санкт-Петербургом.

Цель:

  1. Дать представления детям о Медном всаднике как визитной карточке Санкт-Петербурга.
  2. Активизировать познавательную и речевую активность детей в процессе беседы: вызвать желание принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, дополнять, самостоятельно рассуждать.
  3. Способствовать обогащению детского словаря за счет слов: скульптор, памятник, пьедестал, лавровый венок и др.
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, желание любить и беречь свой город.

Ход образовательной ситуации.

- Ребята, давайте мы с вами закроем глаза и представим, что мы оказались на берегу моря. Звучит аудиозапись шума моря.

1 слайд: (валун)

- Откройте глаза. Что вы видите? (Большой камень, валун, скала).

- Ребята, как выдумаете, что можно сделать из этого камня? (Ступеньки, скульптуру, крепость, пьедестал для памятника).

- А в нашем городе вы видели сооружения, где использовались такие камни? (Укрепление реки, постройка крепости, фундамент для здания).

2 слайд: (изображение крепости, фундамента, гранитной набережной)

- А хотите вы узнать, как еще может использоваться такой камень? Такой камень может использоваться для изготовления пьедестала памятника.

3 слайд: (Медный всадник)

- Вы узнали, что это за памятник?

- Кто знает, кому  поставлен памятник?

- Давным-давно правил нашим государством царь Петр I.

4 слайд: (Петр I)

- Он совершил немало великих дел. По его указу построили наш город Санкт-Петербург. Прошло много лет. Государством стала управлять императрица Екатерина II.

5 слайд: (Екатерина II, гонцы, море, лес, горы)

- Решила она поставить памятник основателю нашего города  Петру I. Повелела она отыскать самого лучшего скульптора для создания памятника. И поскакали гонцы во все стороны – за моря, за леса, за горы высокие. Нашли такого мастера в заморском государстве. Звали его Этьен Фальконе.

6 слайд: (Этьен Фальконе)

- Приехал мастер в Петербург, приглянулся ему город. Узнал он много историй о великом царе, о делах его ратных и задумался – как сделать такой памятник, чтобы прославить великие дела Петра I.  Не знал он покоя. Дни и ночи все думу думал, прикидывал, как будет выглядеть памятник. И  придумал! Взялся мастер за работу. Немало времени прошло. И вот настал торжественный день – день открытия памятника. Со всех сторон шли жители города к месту, где стоял памятник. Появилась императрица Екатерина II.

7 слайд: (Открытие памятника)

- Взлетела сигнальная ракета и небо раскололось от тысячи пушечных выстрелов. Под их грохот солдаты сбросили укрытие с памятника, и народ увидел великого  царя  Петр I верхом на коне.

- Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, а только памятник этот стоит в нашем городе и поныне.

8 слайд: (Медный всадник)

- Ребята, посмотрите внимательно на этот памятник. Из большого валуна мастер высек пьедестал.

9 слайд: (пьедестал)

- На что похож пьедестал памятника.

- Что он вам напоминает?  

- Пьедестал имеет форму огромного гребня волны.  Гребень волны – это символ преодоления трудностей.

10 слайд: (всадник на коне)

- Кого вы видите на пьедестале? (Коня и всадника).

- Что делает конь? (Конь встал на дыбы).

11 слайд: (змея, изображения змеи на разных памятниках)

- Посмотрите внимательно, что находится под ногами коня? (Змея).

- Как вы думаете, что символизирует змея?

- Змея – это символ врага. В скульптурном убранстве города довольно часто встречается изображение змеи. Змея могла означать не только зло и коварство, но и добро и мудрость.

- Как вы считаете, почему змею топчет богатырский конь? Конь, топчущий змею, означает, что Петр победил всех своих врагов.

12 слайд: (всадник, рука)

- Конь поднялся на дыбы под могучим и властным всадником.              

- Куда показывает рука Петра? Рука  царя указывает на Неву и Петропавловскую крепость, первую постройку основанного им города.

13 слайд: (голова всадника)

- А что находится на голове всадника? (На голове всадника лавровый венок). Венок из лавра – это знак победителя! Давным-давно таким венком награждали  вернувшихся с победой воинов, победителей соревнований.

14 слайд: (площадь Декабристов)

- Кто знает, в каком месте установлен «Медный всадник»? (на площади Декабристов).

Дидактическая игра «Море волнуется»

Цель: Развивать у детей пластические способности и формировать навыки пластического изображения людей и предметов; развивать творческое воображение.

Правила игры:

Водящий:  Море волнуется раз,

                   Море волнуется два,                        дети руками показывают

                   Море волнуется три,                        движения волн

                   Медный всадник на месте замри!

Все  играющие, разделенные на группы, должны изобразить «Медного всадника».

Обсуждение получившихся фигур.

- «Медный всадник» - первый памятник, установленный в России.

- Ребята, что нового вы узнали о памятнике Петру I?

15 слайд: (памятники Петру)

- Какие еще памятники Петру I в нашем городе вы знаете?

В выходной день сходите вместе с родителями на экскурсию к памятникам Петру I, а потом расскажите, что вы интересного о них узнали.

     

СЛОВАРИК

Слово и обозначение

Ресурс

Валун- большой округлый камень

Толковый словарь Ожегова С.И.

Гонец- лицо, спешно посланное с каким-нибудь сообщением в далекое место.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/781142

Императрица-титул монарха, главы государства.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Император

Памятник- скульптура или архитектурное сооружение в память кого либо.

Толковый словарь Ожегова С.И.

Пьедестал- постамент, подножие статуи, памятника, декоративной вазы.

Толковый словарь Ожегова С.И.

Скульптор- художник, мастер, занимающийся созданием объемных художественных произведений путем резьбы, высекания из камня, лепки или отливки металла.

Толковый словарь Ожегова С.И.

ЛИТЕРАТУРА:

Алифанова Г.Н. «Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника)»,

                             СПб, «Петербургская Новая школа» 2000 г.

Ермолаева Л.К.  «Чудесный город», СПб, СМИО Пресс, 2002 г.

Ефимовский Е.С.  «Любимый город Санкт-Петербург»,

                                 СПб, Литера, 2004 г.

Саво И.Л.  «Наш удивительный город» СПб, НМЦ Красносельского

                     района, 1997 г. Санкт-Петербург: Что? Где? Когда? – СПб, «МиМ», 1998 г.

Серова З.А.  «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?», СПБ, «МиМ», 1998 г.

Яковлева Н.А.  «Наш город Санкт-Петербург», СПб, Специальная

                              Литература, 1999 г.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/781142

http://ru.wikipedia.org/wiki/Император


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познания». Тема: «Визитная карточка Санкт-Петербурга» Подготовительная группа

Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства привязанности к своему городу, своим близким; развитие и совершенствование  у детей чувства любви к своему городу, краю; воспитание патр...

Методическое пособие к проекту занятия«Визитная карточка Санкт-Петербурга»

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе его могут использовать воспитатели  подготовительных общеобразовательных групп детского сада....

«Визитная карточка Санкт-Петербурга».

Сценарий развлечения  Действующие лица: клоуны Клёпа и Ириска. Зал празднично украшен шариками с нарисованными смешными мордочками, яркими плакатами, изображающими улыбки.П...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе на тему: "Визитная карточка Санкт-петербурга"

Конспект по развитию речи составлен для детей подготовительной группы, для закрепления знаний о родном городе , его символах и достопримечательностях....