"Золотая осень"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Государева Раиса Васильевна

Осень – необыкновенное время года. Красота осенней природы вдохновляет не только художников, поэтов, но и композиторов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen_na_konkurs.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности  по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой

 " Золотая осень"/старшая группа/

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Государева Р.В., МБДОУ детский сад «Березка», г. Ардатов, Республика Мордовия

Интеграция образовательных областей:

1. Коммуникация.

2 . Познание.

 3.Чтение художественной литературы.

4. Социализация.

5. Музыка.

6. Художественное творчество.

Программное содержание.

  1. Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить понимать содержание картины.
  2. Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцем.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

 Словарь: пейзаж, золотая осень, синеющая речка, разноцветные листья.

 Оборудование: Репродукция картины "Золотая осень" И.И. Левитана, картины о родной природе Г.И. Шашурина, грамзаписи " Октябрь из цикла " Времена года " П.И.Чайковского , бумага кисти, краски.

   Предварительная работа: знакомство с репродукциями художников разных жанров, беседа о временах года, разучивание  стихов и загадок о временах года, слушание музыки, экскурсии в природу.

              Методические приемы:

  1. Организационный момент.
  1. Вводная часть.
  1. Рассматривание картин.
  2. Чтение стихов.
  3. Слушание музыки.
  4. Физкультминутка с осенними листьями.
  5. Творческая работа детей /рисование под музыку/
  6. Итог занятия. Анализ работ.

ХОД НОД:

      Вопросы детям:

  1. Скажите, какое сейчас время года? Ранняя или поздняя осень. Почему вы так думаете? /Ответы детей/.
  2. Да сейчас конец осени. Но сегодня мы с вами вспомним начало осени, когда все деревья были одеты в золотые листья. Как называется этот период осени?/"Золотая осень"/
  3. Увидеть красоту золотой осени нам поможет одна из картин известного художника.
  4. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, какое время осени изображено на картине? Начало, середина или конец осени? /начало/
  5. Внимательно рассмотрите картину и скажите, что изображено на картине? /Березовая роща. На березах золотые, желтые листья, а осинка красная, багровая. Речка тихая, светло-синяя, задумчивая/.

-Посмотрите на ее берега. Чем они покрыты? Какая трава? Верно, зеленая, но уже начинает увядать. Сухая трава клонится к земле.

- А что виднеется вдалеке?/3еленая трава/.

- Да, это озимь. Трава вянет и желтеет на лугах, озимь поднимается ровным зеленым бархатным ковром.

- Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья?  Назовите какие деревья остаются зимой зелеными? Покажите их на картине.(Ответы детей)

- Какую погоду изобразил художник на картине? Как вы узнали, что она солнечная? /Небо голубое, только кое-где проплывают белые, словно лебеди, облака. Воздух чистый, теплый, прозрачный. Ветер слабо шелестит золотыми листьями./

- Какие краски использовал художник в этой картине? /Желтую, красную, зеленую, голубую/.

- Верно, желтую. Это солнечная краска, и художник выбрал ее для передачи яркого дня. Красную же краску художник использовал для изображения трепетной осинки. Для неба и речки выбран голубой цвет. Художник в своей картине использовал радостные, веселые краски, чтобы картина получилась яркой, красивой.

- Какие стихотворения русских поэтов созвучны с этой картиной?/дети читают стихи/

И.Бунин

Лес- точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

 Веселой, пестрою стеной

 Стоит над светлою поляной.

А.С.Пушкин

- Унылая пора! Очей очарованье,

 Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

-Как вы понимаете  выражения " в багрец и золото одетые леса?"/ответы детей/

- А мне вспоминаются некрасовские строки:

Славная осень.

Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит...

- Какие из народных примет можно использовать, рассматривая  картину?

  1. Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя.
  2. Если журавли  осенью летят высоко- осень будет продолжительной.
  3. Паутина стелется по растениям - к осеннему теплу.

          - Кто из вас знает пословицы об осени?

  1. Осенний денек что комариный носок.
  2. Осенью и у воробья пир.
  3. Сентябрь лето кончает, а осень начинает.
  4. Сентябрь пахнет яблоком,  а октябрь - капустой.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? /радостное, немного грустное/.

- А как называется картина, которую мы рассмотрели? И кто ее написал?/" Золотая осень?", художник И. И. Левитан/

- Как можно одним словом назвать то, что изображено на картине?/пейзаж/

-Как называется художник, который пишет пейзажи?/пейзажист/

- Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса?/ кистью и красками/.

- Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картину этого великого художника Левитана. Многие из них вы видели, когда  были  с родителями на прогулках. Картины, которые вы увидите    написал наш земляк, житель г.Ардатова художник Г.И. Шашурин. Посмотрите их. /Дети смотрят картины о природе родного края, называют знакомые места./

- Вы увидели картины нашей родной природы. И чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, речки, природу надо беречь и охранять.

-Запомните пословицы о природе:

  1. Кто природу губит, тот свой край не любит.
  2. Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

- Красота осенней природы вдохновляла не только художников, поэтов, но и композиторов / показываю портрет/

- Это Петр Ильич Чайковский. Он написал много чудесной удивительной музыки о временах года. Сегодня мы послушаем 1 часть музыкальной пьесы "Осенняя песнь" Чайковского.

-Что вы чувствуете, слушая музыку / ответы детей/

 Куда бы мы сейчас ни бросили взгляд – везде видим, как осень преображает природу, слышим осенние звуки. Осень – необыкновенное время года. Ей поэты посвятили много стихов. Какие стихи об осени вы знаете? (Дети  читают  стихи об осени.)

1. Как хорошо в гостях у осени,

Среди березок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

2.Почаще б солнышко усталое

Гостило б золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра малого

Лесную позднюю красу.

3.Деревья все осенним днем

Красивые такие!

Сейчас мы песенку споем

Про листья золотые!

-Представьте, что мы с вами в осеннем саду. Я слышу, как деревья качаются, дует легкий ветерок и тихо падает, падает… листва.  Дети, соберите листочки и покружимся. /Дети поют песню "Падают, падают листья", исполняется танец  с листочками/.

- Вот мы и побывали в осеннем лесу. А теперь подойдем к мольбертам. Сегодня вы нарисуете то, что считаете характерным для этого времени года. И в этом вам будет помогать музыка Чайковского./Дети рисуют под музыку, после окончания работы оформляется выставка рисунков/

-Посмотрите, дети, какая радостная картина золотой осени получилась. Сколько в рисунках ярких веселых красок. Все это создает у нас радостное настроение.

Вот художник , так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Красит рыжим, алым, синим,

 Разбавляет краски ливнем.

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так как летом.

Отгадать загадку просим

Кто художник это?/Осень/

- Дети, через несколько дней мы попрощаемся с чудесной осенью. Она уступит свои права времени года зиме. Встаньте в хоровод  проводим осень веселой песней./поют песню/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"

Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....