Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тюлякова Светлана Анатольевна

 

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. Интегрированный подход, предлагаемые методы и приемы работы в процессе занятия, позволяют без психоэмоционального перенапряжения удовлетворить потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Занятие было подготовлено и проведено в рамках конкурса педагогического мастерства «Лучший воспитатель 2012г» Пушкинского района г.Санкт-Петербурга. Воспитатель Зайцева Оксана Сергеевна стала его победителем

На сайте "педолимп"  вы сможете псмотреть конспект вместе с презентацией.

Авторы конспекта стали  лауреатами медждународной педагогической олимпиады в апреле 2013 года

 6 конкурс " Наука вокруг нас" (дошкольный возраст) http://www.pedolimp.ru/results.php?kid=107&knum=6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vulkany_bez_foto_.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

(дошкольное отделение)






Конспект

интегрированной непосредственной образовательной деятельности

 с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы

Тема: «Вулканы»






 Авторы составители:

старший воспитатель

Тюлякова Светлана Анатольевна

воспитатель

Зайцева Оксана Сергеевна





Санкт-Петербург

2013г

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы

Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании,  самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи: 

  1. Образовательные:
  1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление  о  происхождении и  строении вулканов;
  2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  3. формировать умение правильного  обращения с химическими веществами (уксусом);
  4. упражнять детей в чтении схем-моделей.
  1. Развивающие:
  1. стимулировать  желание  детей  экспериментировать;
  2. развивать  эмоционально-положительное  отношение  к  познанию  окружающего  мира;
  3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
  4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
  1. Воспитательные:
  1.  воспитывать бережное отношение к природе;
  2.  способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.



Интеграция образовательных областей:

  1. Познание
  2. Коммуникация
  3. Здоровье
  4. Безопасность


Технологии, используемые педагогом в мероприятии

  1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
  1. педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
  2. опора на субъектный опыт ребенка.
  1. Игровые технологии:
  1. игровые  задания и упражнения.
  1. Технологии поисковой деятельности:
  1. создание проблемной ситуации;
  1. детское экспериментирование.
  1. Здоровьесберегающие технологии:
  1. физикультминутка;  
  2. игровое упражнение на равновесие.
  1. Мультимедийные технологии:
  1. показ презентации.

План

Организационный момент

  1. Знакомство с Всезнайкой.

1.2       Игровое задание  «Помоги Всезнайке разгадать  название полуострова».

Основная часть

2.1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»

2.2. Путешествие на Камчатку. Показ  и обсуждение презентации «Вулканы»

2.3. Физкультминутка «Вулкан»

              2.4. Здоровьесберегающее упражнение  «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

2.5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

2.6. Детское экспериментирование опыт « Тонет - не тонет» с пемзой, и камнями.


Заключительная часть

3.1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка.

3.2. Сюрпризный момент. Подарки детям  о путешествии (кусочки пемзы), гелиевые шарики, картина на память «Извергающийся вулкан» в технике вытанки.


Активизация  словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза.

Методы  и приемы: поисковый, объяснения  воспитателя, наглядный  метод,  практический, сюрпризный  момент.

Материалы  и  оборудование: костюм Всезнайки, глобус, конверт с картинками (кукла, апельсин, мяч, часы, аппарат, тарелка, кошка, автобус), гелиевые шары,  магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор,  картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями.

Оборудование для  экспериментирования: 

  1. макет горы вулканического  происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство  для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;
  2. таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.


Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения:


Для изготовления и формирования  макета горы нам понадобится:

  1. глубокий поднос
  2. двух литровая банка,
  3. лист ватмана,
  4. степлер,  
  5. обойный клейстер,
  6. манка,
  7. гуашь разных оттенков,
  8. клей ПВА.

Двухлитровую банку установить на поднос и  обернуть листом ватмана таким образом, чтобы получился конус. Швы закрепить  клеем и степлером. Лишнюю бумагу обрезать. На двух литровую банку надеть готовый конус. Обрезать верхушку конуса таким образом, чтобы в образованное отверстие,  не проваливаясь, помещался пластиковый стаканчик – это будет жерло вулкана. Развести густой обойный клей (лучше с комочками), нанести его на поверхность конуса с помощью комочков придать горе рельеф. Обильно осыпать покрытую клеем гору  манной крупой и дать высохнуть. Высохшую неровную поверхность горы раскрасить гуашью серо-коричневого цвета имитируя натуральную поверхность горы, дать просохнуть и покрыть тонким слоем клея ПВА.

Ход занятия

Организационный момент

  1. Знакомство со Всезнайкой.

Всезнайка: - Тук, тук, тук! Это здесь  группа…. Это здесь  самые умные, самые  любознательные  ребята, которые  хотят всё знать?

 - Меня  зовут Всезнайка! Я знаю  все  и  обо всем.

Всезнайка: Ребята! Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные ребята. Мне захотелось с вами познакомиться. Давайте знакомиться.

  1. Игровое задание  «Помоги Всезнайке разгадать  название полуострова».  

 Всезнайка: По пути к вам, я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? ВСЕЗНАЙКА!!!! ПРИГЛАШАЕМ  ТЕБЯ  И  ТВОИХ ДРУЗЕЙ  ПОСЕТИТЬ  НАШ  ПОЛУОСТРОВ…

Воспитатель: Ой, здесь,  к  сожалению,  стерты  буквы, и  не видно на какой  полуостров нас  приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок.  Ребята, а  давайте  попробуем разгадать эти подсказки и   название  острова, куда нас  с вами приглашают?

Ребус: Всезнайка раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.

1

кукла


2

апельсин


3

мяч


4

часы


5

аппарат


6

тарелка


7

кошка


8

автобус


К


А

М

Ч

А

Т

К

А


Всезнайка: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.

Ребята! А  где  находится  этот  полуостров? Как  найти его? Как туда попасть? (если  дети  затрудняются ответить, то можно  загадать  загадку):

        На  ноге стоит  одной,

        Крутит, вертит  головой,

        Нам  показывает  страны,

        Горы, реки, океаны? (Глобус).

Всезнайка: Ребята! А  для  чего  нам  нужен глобус? Что  еще люди отмечают  на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы  детей). Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте  теперь  найдем  на глобусе  наш  полуостров «Камчатка».

Основная часть


  1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров?»


Всезнайка: Ну  что  давайте  собираться  в  путь? Как вы  думаете, на  чем  туда можно   добраться?  На каких видах транспорта?  (дети предлагают свои варианты ответов).

Всезнайка: (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.)  Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в зале стоят стульчики с привязанными воздушными гелиевыми шариками) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей). Всезнайка, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.

Обсуждается, из чего состоит воздушный шар (купол, корзина, тросы) какой формы бывают корзины,  дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.

Всезнайка: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь.

  1. Путешествие на Камчатку. Показ  и обсуждение презентации «Вулканы»


Слайд 2. А пока мы будем лететь на наш полуостров,  я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей).  Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

Слайд 3. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово  «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Слайд 4. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.

Слайд 5. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Слайд 6. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и   которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд 7. Твердая порода называется  пемза.

Слайд 8. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

Слайд 9,10,11  Ребята! Как вы думаете, какой вред  приносит извержение вулкана?

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам  (уточнить знания детей о профессии археолога), удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть  города и спастись.

Слайд 12.    Ребята, как вы думаете,  а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли  делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома.  Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!

Слайд 13. Всезнайка: Вот  мы  и  на  полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!

  1. Физкультминутка «Вулкан»


Стихотворение

Движения

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний  расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Последний раз огнём дыхнул -


Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.


Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Повторить - 2 раза.


  1. Здоровьесберегающее упражнение  «Тропинка с препятствиями»

на равновесие.

Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А что это перед нами? На что это похоже? Правильно, на вулкан. Ребята, перед нами макет вулкана. На какую геометрическую фигуру он похож? (конус).

Всезнайка: Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана!

2.5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе,  на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Всезнайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему), как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку  гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Всезнайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В  результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Всезнайка: Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?


  1. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Всезнайка: Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

Всезнайка: А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули?  (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.



Заключительная часть

  1. Рефлексия. Возвращение с полуострова Камчатка


Всезнайка: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей).

  1. Сюрпризный момент.

Всезнайка: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я  хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии. До свидания!!!!



Список  литературы и интернет источников

1. География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726

2. Гилпин  Р. и Пратт Л.   Большая книга занимательных опытов, Росмэн-Пресс, 2008г

3. Годен  К. Детская энциклопедия «Махаон» Вулканы., 2007г

4. Делаем вулкан дома http://www.tigrulki.ru/2010/09/11/delaem-vulkan-doma/

5. Книга опытов для дошкольников  http://detsad-kitty.ru/lessons/598-kniga-opytov-dlya-doshkolnikov.html

6. Почему извергается вулкан? http://elementy.ru/email/2130490

7. Энциклопедия для детей "Лучик света"  http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приключения в Сказочном лесу" (конспект, средняя группа, с блоками Дьенеша)

Конспект занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе (конец учебного года).Программное содержание:·         Закреплять представления ...

Занятие - конспект. Подготовительная группа. Рисование "Подводный бал". Нетрадиционные приемы в рисовании.

Рисование с использованием нетрадиционных  приемов.Занятие  "Подводный бал"(2 занятия)           Программное содержание: Совершенствовать технические изобр...

Занятие - конспект. Подготовительная группа. Игровое занятие "Моя семья"

Программное содержание:Развивать представление о том, что такое семья – это все, кто живет рядом с ребенком, какие постоянные обязанности есть у каждого члена семьи. Способствовать развитию комм...