Знакомство с деревом-долгожителем
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

формировать представление об уникальности дерева: рассмотреть причудливость ствола, переплетение веток, сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; закрепить представление детей о необходимости света; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение и почитание к дереву-долгожителю, желание ухаживать за ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevo-dolgozhitel.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Знакомство с деревом-долгожителем

 (конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

                 Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально-развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.

Программное содержание: формировать представление об уникальности дерева: рассмотреть причудливость ствола, переплетение веток, сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; закрепить представление детей о необходимости света; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение и почитание к дереву-долгожителю, желание ухаживать за ним.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материал: письмо от Дядюшки Ау, модели необходимых условий для роста и жизни растений, записка от дерева-долгожителя.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулках, беседы о жизни растений.

Ход занятия: Начиная занятие, воспитатель зачитывает детям письмо от Дядюшки Ау.

Воспитатель: Ребята, почтальон принес сегодня письмо от нашего друга-Дядюшки Ау. Давайте его прочтем: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я очень хочу вас познакомить со своим старинным другом – деревом-долгожителем. Приходите к нам на встречу, на станцию «Мудрое дерево». Ваш Дядюшка Ау».

Ну что, ребята, уважим Дядюшку Ау?

Дети: Да!

Воспитатель: Одевайтесь и пойдем на встречу.

На экологической тропе возле тутового дерева детей встречает Дядюшка Ау, здоровается с ребятами, говорит, что очень рад встрече, и обращает внимание малышей на дерево.

Дядюшка Ау: Ребятки, знакомьтесь, это мой друг – дерево-долгожитель, люди зовут его просто тутовник, а по-научному оно называется шелковица. Повторите это название и запомните.

Дети повторяют хором и по одному – 3- 5 человек) Вы встречались с ним?

Дети: Да, мы каждый день проходим мимо него по несколько раз.

Дядюшка Ау: Сегодня я предлагаю поближе рассмотреть его.

Воспитатель: Вы знаете, что означает слово «долгожитель»

Дети:  долгожитель, значит старое, долго живет.

Воспитатель: Верно, ребята, слово «долгожитель» означает, что это дерево уже старое, оно очень долго живет. Потрогайте кору ствола дерева, какая она на ощупь?

Дети: Твердая, шершавая, в глубоких трещинах.

Воспитатель: А какого цвета кора?

Дети: темно-серая, коричневая

Воспитатель: Посмотрите, вот в некоторых местах отпали куск коры и видно, какой толщины кора, толстая она или тонкая?

Дети: Толстая.

Воспитатель: А посмотрите внимательно, что видно под корой?

Дети: Дырочки, ходы, которые проделали насекомые.

Воспитатель: Значит, это дерево еще является и домом для различных насекомых и их личинок.

Отойдите подальше и рассмотрите, какой формы ствол у долгожителя, как растут ветки.

Дети: ствол дерева извилистый, ветки растут то вверх, то в стороны.

Воспитатель: Да, за много лет своей жизни ствол дерева стал извилистым, в некоторых местах он переплетается с другими ветками, растет то вверх, то в стороны. А вот видите, когда-то в этом месте спилили часть старого погибшего ствола или ветки, и что появилось на его месте?

Дети: Выросли несколько молодых веток.

Воспитатель: Это значит, что есть еще силы у старого тутовника. Давайте посчитаем, сколько раз опиливали погибшие ветки?

Дети: Больше десяти раз.

Воспитатель: Но дерево не сделается, оно продолжает жить и расти.

Вспомните, ребята, и скажите мне, что необходимо любому растению для жизни и роста.

Дети: Свет, вода, тепло, почва.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зимой дерево получает все необходимое для жизни?

Дети: нет

Воспитатель: А чего ему не хватает?

Дети: Тепла и света.

Воспитатель: И что же происходит с деревом?

Дети: Оно засыпает.

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Действительно, деревья зимой как бы засыпают, они сбрасывают листья, чтобы не тратить свои силы на их питание, не пьют воды и почвы, так как она замерзает, и ждут до весны тепла. На ветках остаются только почки, в которых спрятана новая жизнь растения. Скажите, чем деревья пьют воду?

Дети: Корнями.

Воспитатель:  А как вы думаете, у старого дерева большие корни или нет?

Дети: Большие: длинные и толстые.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и растянемся в виде цепочки. Вот такие, наверно, корни у нашего друга. А как вы думаете, зачем ему такие большие корни?

Дети: чтобы крепко держаться за почву.

Воспитатель: Да, чтобы хорошо, крепко держаться за почву и не упасть; чтобы у дерева хватило сил через корни питаться, так как оно большое, и ему надо много воды и питательных веществ добыть из почвы. А что случится с этим тутовым деревом, если у него тонкие и короткие корни?

Дети: Оно упадет и погибнет.

Воспитатель: Посмотрите, у нашего долгожителя есть сухие ветки. Как вы думаете, что с ними надо делать?

Дети: Весной надо отпиливать.

Воспитатель: конечно, их надо отпиливать весной, спилы замазать специальным садовым варом – как вам раны зеленкой мажут, так и дереву его раны смазывают. Сейчас дерево спит, но весной оно проснется и ему нужен будет уход. Что надо будет сделать?

Дети: Отпилить старые погибшие сучья, смазать раны – спилы, окопать лунку возле дерева, полить его.

Воспитатель: Вот когда мы будем ухаживать за деревом, беречь его – то оно проживет еще много-много лет и будет радовать нас своей красотой, одаривать нас плодам, а летом укрывать от палящего зноя в тени своей кроны.

Посмотрите, на веточке висит какая-то записочка. В ней написано, что наш друг – тутовое дерево приглашает вас к себе в гости и весной, и летом, и осенью: «Ребята, приходите ко мне в гости чаще, мне будет очень приятно. Тутовник». Придете еще к нему в гости?

Дети: Да

Воспитатель: А сейчас давайте попрощаемся с ним. Подойдите к дереву, прижмитесь к нему своими ладошками, подарите ему немножко  своего тепла, покажите ему свою любовь.

Дети обнимают дерево и прощаются с ним до следующей встречи, дают обещание прийти весной с садовыми инструментами, чтобы поухаживать за деревом.

Дядюшка Ау тоже прощается с деревом и ребятами.

Список использованной литературы:

  1. Г.Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Деревья долгожители. Баобаб.

Конспект ИОС по рисованию в подготовительной к школе группе....