Исследовательский проект "Огород круглый год"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Сурсина Ольга Владимировна

 

Тема проекта: Огород круглый год»

(средняя группа)

 

Вид проекта: исследовательский.

Участники  проекта: педагоги, дети, родители группы.

Срок проведения: февраль, март, апрель.

Актуальность  темы.

                 Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство    начнёт  вызывать  огромный интерес  ребенка, если взрослые научать наблюдать за растением,  видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь  которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.  Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и  ухаживать.  Таким образом,  решаются задачи  познавательно-исследовательского, социально - личностного,  эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать.  Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами.  Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные  качества для обучения ребенка в школе.

Гипотеза.   

                   Мы предполагаем, что дошкольник, прошедший «школу»  ухода за огородными культурами   на подоконнике, будет участвовать  в посильном труде по выращиванию овощей на  грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей, сделают  ребенку  собственную  мини-грядку.

Цель:   Развитие  у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи

·         формировать у детей знания о росте и потребности растений;

·         формировать умения наблюдать, ухаживать за огородами культурами;

·         учить ребенка оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации;

·         развивать  любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

 

 

 

Содержание проекта

(с целью реализации проекта запланированы мероприятия)

Совместная деятельность

педагогов с детьми

задачи

Интеграция образовательных

областей

Методы исследования,  детская деятельность

Мероприятия по взаимодействию

с родителями

Сбор, рассматрива

ние и проращивание семян.

 

П: Расширение представлений детей о природе, условиях, необходимых для роста растений. Дети смогут различить растения по внешнему виду, строению, семенам.

К: Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о росте растений.

Т: Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

С: Формировать доброжелательное отношение между взрослым и ребенком.

 

Изготовление детьми трафареток с рисунком овоща для организации наблюдений.

 

 Анкетирование родителей.

 

Привлечение родителей к сбору семян.

 

Привлечение к посадке растений дома на подоконнике.

 

 

Консультации: «Сделайте грядку на подоконнике»

 

«Приобщайте детей трудиться»

 

Памятка: «Как сделать для ребенка свою грядку на огороде»

 

Организация фотовыставки «Вот какой огород!»

 

Создание книги рецептов «Витаминные грядки»

Изготовление календаря для наблюдения за ростом растений

Х.т.: Закреплять представление о цветах и оттенках объектов природы. Умение правильно держать фломастер(карандаш) для создания изображения.

П: Отражение наблюдений за ростом и развитием растений в индивидуальных календарях.

Трудовая деятельность: изготовление каждым ребенком календаря из бумаги

 

Посадка растений.

«Растения – живые организмы».

П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения.

С: Развивать такие качества, как сопереживание и сочувствие  живому организму при нарушении целостности.

Т: Уточнять представление о процессе посадки и выращивании лука и крупных семян, его цели и компоненты: инструменты и материалы, трудовые действия.

К.: Ведение в словарь детей слов-глаголов, характеризующих трудовые действия.

Опыт с детьми: посадить в почву семечко и камушек.

 

Гипотеза: нужно ли растениям солнце.

 

П: Развитие исследовательской деятельности детей на основе проращивания луковиц на солнышке и в затемненном месте.

К.: Развитие диалогической речи, использование согласованных слов и словосочетаний (прилаг-сущ.,, глагол-сущ.)

Опыт с детьми: одно растение растет на солнышке, другое накрыто колпачком.

 

Наблюдение за ростом  растений.

П: Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий  растение быстрее растет.

С.: Прививать навыки заботливого отношения растениям, желание о них заботиться.

Х.т.: Фиксировать изменения в календаре, уметь выразительно передать эти изменения.

Зарисовки в календаре: «Я росту»

Гипотеза: «Нужна ли вода растениям?»

П.: На основе сравнительного анализа подвести детей к выводу, что без воды растение погибнет.

К:Развитие свободного общения между взрослым и детьми.

С: Устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием жив.организма (я полью растение – оно будет расти и радовать всех)

Опыт с детьми: одно растение не поливать в течение нескольких дней. Сделать выводы, что с ним будет? Как можно «вылечить» растение?

 

Гипотеза:  «Зачем растению корень?»

П: Подвести детей к пониманию назначений основных органов и частей растений: корень всасывает воду и служит опорой растению.

К: Для передачи причинно-следственных связей употребляет сложноподчиненные предложения.

Т: Закреплять  алгоритм последовательности трудовых навыков.

Х.т: Фиксировать в календаре изменения.

Опыт с детьми:  посадка лука в стеклянной банке. Наблюдение за ростом корней и водой в банке

«Мы посеяли горох, оказался он неплох!»

П: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (семена укропа и гороха). Пояснить детям, что от величины семя не зависит количество выращенных растений. Из горошины вырастит только горох, а из семечки  укропа не вырастит петрушка.

Х.т: Передавать в рисунке части растения, умения зарисовывать с натуры.

К:Знать и называть слова, обозначающие органы и части растений: корень, стебель,, листья.

Т:Закрепить процесс последовательности  посадки  гороха. Развивать навыки уч.деятельности -  умение убирать за собой раб.место.

Зарисовка проросшего гороха с натуры.

Рассказывание детей об уходе за проросшими огородными культурами дома.

Презентация ребенком выращенного растения сверстникам

С: Формировать у каждого ребенка начальных навыков непринужденного общения перед сверстниками.

К:В разговорном общении пользоваться (с помощью взрослого)разными типами предложений. Замечать неточности и ошибки в своей речи.

П: Используя алгоритм и дневник наблюдения рассказать последовательность  посадки и роста растения.

 

 

Рассказ ребенка о посадке и  уходе за растением с использованием календаря «Я расту»

Чтение стихотворений…

 

 

Обсуждение, беседа

Совместная  презентация ребенка и родителей выращенной зелени на подоконнике: «Вот какой огород, удивляется народ!»

 

 

Приготовление

«Витаминного салата» с использованием выращенного урожая

 

 

 

 

 

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности:  создать  на подоконнике мини – огород,  собрать   коллекцию  семян, подобрать книги, картинки с иллюстрациями овощей, стихи, загадки, фотографии, предметы ухода за растениями, сделать календарь  каждым ребенком  «Я росту».

Реализация проекта.

Всю свою работу мы разбили на этапы:

1.      Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

2.      Участие родителей и детей в конкурсе поделок из овощей «Веселый огород»

3.       Провели анкетирование   родителей.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

·         Есть ли у вас огород, дача?

·         Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?

·         Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?

·         Привлекаете ли Вы  ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?

·         Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?

·         Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка  в оказании помощи?

·         Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?

Обработав результаты анкетирования мы выяснили, что 80%  родителей  наших воспитанников  имеют данные участки . Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.

Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет   очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, фасоль, петрушку, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к позновательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем,  выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.

4 . Провели родительское собрание Участвуем в проекте «Огород на окне». Родители поддержали наши инициативу по устройству огорода, понимая всю его значимость. Помогли приобрести необходимый материал и оборудование.

5.Провели бесед ус детьми, где выдвинули гипотезу  «Растения – живые?»

На земле живут взрослые и дети. Как вы думаете , дети растут? А взрослые? А растения?

А как это можно доказать? Чем отличается живое от не живого?

По каким признакам мы узнаем, что это живой? Без чего не могут существовать живые организмы ( в пищи, в воздухе, в тепле, в воде, они растут, не статичны)

Сравнительный анализ комнатного цветка и деревянной мебели.

6. Чтение сказок: «Пых», «Репка», «Вершки и корешки»

И стихотворений : Ю.Тувим «Однажды хозяйка с базара пришла»,  Демьянов «Картошка»,

Э. Островский Картошка».

7.Загадывание загадок об  овощах.

8. Провели дидактические игры: «Парные картинки», «Чудесный мешочек», «»Вершки и корешки», «Овощи-фрукты», «Собери картинку», «Узнай на вкус», «Путаница».

9. Слепили и нарисовали «Что растет на огороде». Выполнили аппликацию «Овощи».

10. Закрепили знания детей в  сюжетно-ролевых  играх: «Семья», «Овощной магазин», «Накорми куклу обедом».

11. Провели беседы: «Роль солнца, воды и воздуха в жизни и росте растений».

12. Изготовили таблички-указатели, дневники наблюдений.

13.  В помощь родителям  провели консультации.

Раздали памятки: « Детское меню», «Любимые блюда из овощей» , «Полезные советы по чистке и варке картофеля».

 

Консультация для родителей «Сделайте грядку на подоконнике»

 «Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений на подоконнике. Выращивать следует то, что быстро растет «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы показать, как нужно посадить, но и в том, чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям.  Каждый раз нужно не только наблюдать, но и зарисовывать. Рисунки дают возможность сравнить предыдущее состояние растения с настоящим и тем самым установить, что изменилось. Рисовать можно на  4 или 5 бумажных квадратиках. Ребенок  раскрасит каждый квадратик в свой цвет.  Каждую неделю будет зарисовывать. Таким образом,  получаются рисунки, на которых отображено развитие растения. В конце вы можете предложить ребенку срезать зелень лука в суп, а рисунки останутся! По ним ребенок может рассказать, как рос лук. В зимнее время на подоконнике можно высадить корнеплоды свеклы, несколько долек чеснока, петрушки, моркови. Ребенок не только трудится, поливая растения, но и получает знания о том, как надо выращивать растения, как по-разному можно есть  овощи.

                                                                                                                                        Итоговое мероприятие.

Как только стали подрастать зеленые  перышки на наших луковицах мы с удовольствием ели их во время  обеда.

Посиделки с родителями – стали нашим итоговым мероприятием. Дома, в семье, были приготовлены витаминные салаты, а  в  детском саду,  все вместе, мы их попробовали.

Итоги проекта.

  Итогами проведения проекта «Огород круглый  год» стала фотовыставка «Урожайные грядки», выставка совместных работ детей и родителей «Веселые овощи», которые были организованы осенью.  В сентябре на родительском собрании родителям  повторно были предложены анкеты. Результаты анкетирования показали, что  родители организовали для ребенка свою грядочку. Вместе с  ребенком  наблюдали за ростом овощей, ухаживали за ними.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород круглый год"

В данном материале предоставлена информация к моему исследовательскому проекту, в последствии будут выложены материал по данной работе...

Исследовательско-познавательный проект "Почему блин круглый"

Цель проекта: развитие познавательной активности и любознательности дошкольников раннего возраста  в процессе формирования простейших представлений о празднике Масленица и познания  предметн...

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.   Проект затрагивает все образовательные области, с ...

Проектно-исследовательская деятельность «Огород – круглый год» в условиях детского сада

Поисково-познавательная деятельности детей даёт ребёнку возможность экспериментировать, синзетировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность и умение ра...

"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...

Познавательно - исследовательский проект «Наш весёлый огород – круглый год»

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, я...

Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о расте...