Экскурсия к старому пню
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

выяснить предположительные причины гибели дерева; закреплять знания детей о переходе воды в твердое состояние; воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, уважение и почтительное отношение к старым деревьям как к выполнившим долг солдатам, акцентировать внимание на уже прожитую ими долгую жизнь; умение ориентироваться по плану экологической тропы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_k_staromu_pnyu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Экскурсия к старому пню.

 (конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

             

Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально-развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Программное содержание: выяснить предположительные причины гибели дерева; закреплять знания детей о переходе воды в твердое состояние; воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, уважение и почтительное отношение к старым деревьям как к выполнившим долг солдатам, акцентировать внимание на уже прожитую ими долгую жизнь; умение ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Материал: модели деревьев, кольцевые спилы, 2 стола, тарелка со льдом.

Предварительная работа: наблюдения, заучивание и чтение стихотворений, рассказов, рассматривание картин, беседы, разгадывание загадок, опыты.

Словарная работа: кольцевые спилы, кристаллики.

Ход:

Воспитатель: Дядюшка Ау прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.

Читаем письмо: «Дорогие мои друзья! Здравствуйте! Я наблюдаю за вами, когда вы путешествуете по экологической тропе. Я вижу, вам нравится путешествовать. Я, как хозяин тропы, приглашаю вас к старому пню. Там вы узнаете о старом пне и  о других чудесах». Ну что, ребята, принимаем приглашение Дядюшки Ау?

Дети: Да.

Воспитатель: Отправляемся к старому пню. Давайте рассмотрим на плане, как нам до него дойти.

Дети рассматривают план экологической тропы.

-Нашли?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Вот мы с вам и дошли. Давайте посмотрим на модель дерева

Дышит, удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается, размножается, деревья.

- У пня есть признаки?

Дети: нет

Воспитатель: его можно назвать деревом?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, нельзя. Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?

Дети: от сильного мороза или люди его сломали.

Воспитатель: Правильно, дерево могло погибнуть от сильного мороза, оттого, что его ломали, резали ножом. А когда-то оно было большим могучим деревом, очищало  воздух, укрывало всех от палящих лучей солнца, прятало насекомых под своей корой, а сейчас вместо дерева остался только пенек. Оно прожило долгую жизнь и выполнило свой долг, как солдат, и мы должны его уважать. Ребята, можно узнать по пню, сколько лет было дереву, когда его спилили?

Дети: да.

Воспитатель: Посмотрите на стол, на них лежат так называемые кольцевые спилы, посмотрите на них внимательно.

-Чем снаружи покрыты спилы?

Дети: корой.

Воспитатель: Для чего кора нужна дереву?

Дети: защищает дерево.

Воспитатель: от чего защищает дерево кора?

Дети: от повреждений.

Воспитатель: Верно, а еще – от высыхания, смягчает от воздействия сильного холода и жары. Из чего состоит сам ствол?

Дети: из колец.

Воспитатель: Дерево растет неравномерно, летом образуются большие светлые кольца, посмотрите на них. Что вы видите еще?

Дети: узкие кольца.

Воспитатель: когда образуются узкие кольца, как вы думаете?

Дети: зимой.

Воспитатель: Да, они образуются в зимний период, когда деревья находятся в состоянии сна. Как вы думаете почему?

Дети: холодно, мало светит солнце.

Воспитатель: А можно узнать по спилу, сколько лет было дереву?

Дети: да

Воспитатель:  а как?

Дети: надо посчитать, сколько темных узких колец и сколько светлых колец.

Воспитатель: Конечно и только тогда мы узнаем, сколько лет дереву. Давайте мы с вами попробуем посчитать. На этом столе считают светлые кольца, а на другом темные узкие кольца.

Посчитали?

Дети: да.

Воспитатель: сколько у вас получилось? Молодцы! Сколько лет нашему дереву? Вот мы с вами и узнали сколько лет было нашему дереву. А по пню мы с вами сможем узнать?

Дети: да.

Воспитатель: Правильно, сможем. Ребята, посмотрите, сколько снега вокруг нашего старого пня, как красиво.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

    (И. Суриков)

-Как вы думаете, ребята, холодно нашему старому пню?

Дети:  нет

Воспитатель: правильно, не холодно. А как вы думаете, почему?

Дети: он укрыт снегом.

Воспитатель: конечно, он укрыт снегом. Вы все тоже одеты в пальто, шубы, шапки, шарфы, чтобы вам не было холодно, а у старого пня снеговая шуба. Что сверху пня?

Дети: снег.

Воспитатель: правильно, снег. На что он похож?

Дети: на шапку.

Воспитатель: А вы знаете, откуда взялся снег?

Дети: падает с неба.

Воспитатель: правильно, он падает с неба. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно, опускаясь на землю, каждый кристаллик растет. Во что он превращается, как вы думаете?

Дети: в снежинку

Воспитатель: правильно.

Светло-пушистая снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко переносится,

Не в высь лазурную, на землю просится.

Лежит пушистая, снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!

    (К. Бальмонт)

-Посмотрите, как кружатся в воздухе снежинки и падают на землю – одна красивее другой. Чем тише морозная погода, там красивее падают на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и звезды обращаются в снежную пыль. Как вы думаете, ребята, в каждую погоду мы с вами сможем лепить снежки?

Дети: когда мороз не сильный.

Воспитатель: правильно, когда мороз несильный, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья. А кто знает, почему хрустит снег под ногами?

Дети: хрустит снег под тяжестью ног.

Воспитатель: Правильно, хрустит он под тяжестью наших ног, ломаются звездочки и лучи на снежинках. Давайте и мы с вами превратимся в снежинки и под музыку покружимся так же красиво и легко.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Станем весте все в кружок -  

Получается снежок. (2 раза)

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

Станем вместе все в кружок –

Получается снежок. (2 раза)

- Отгадайте загадку:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Молодцы! Давайте поймаем снежинку на ладошку. Поймали?

Дети: нет

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: рука теплая, и снежинки тают.

Воспитатель: Посмотрите все на свет. Что вы можете сказать о снеге, какой он?

Дети: Мягкий, белый, холодный.

Воспитатель: Потрогайте его, какой он еще?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: Посмотрите на лед, который лежит на тарелочках. Какой лед?

Дети: твердый, хрупкий, бесцветный.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете, что у зимы бывает капризный, изменчивый характер?

Дети: да

Воспитатель: Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а бывает злая и ворчливая, такая, какой описал ее писатель Константин Ушинский в рассказе «Проказы старухи – зимы». Я вам прочту его, когда придем в группу. Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового вы узнали? Что нового узнали? Понравилась ли вам прогулка?

Дети: Да прогулка  нам очень понравилась. Узнали какой лед, узнали как определить возраст дерева.

Воспитатель: В группе вы нарисуете все то, что вам понравилось, и эти рисунки мы отправим Дядюшке Ау.

Список использованной литературы:

  1. Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?»
  4. К. Бальмонт «Светло – пушистая снежинка»
  5. Константин Ушинский «Проказы старухи-зимы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии на «старое городище»

Программное содержание:  дать детям историческую справку о  возникновении первого поселения, воспитывать интерес к истории родного  города, активизировать в речи слова: городище, з...

Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качест...

Ознакомительное занятие по знакомству с окружающим миром на тему "Экскурсия по старому и новому городу Таганрогу"

Воспитатель знакомит ребят с историей возникновения родного города. С помощью призентации дети получают увидеть свой город в далеком прошлом и сравнить его с современным....

План-конспект проведения экскурсии с детьми старшей группы «К старому дубу весной»

Данный конспект экскурсии учит детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и к...

Экскурсия «В гостях у старого дуба»

Знакомство детей с деревом дубом....

Конспект НОД в форме заочной и очной экскурсии «Старые здания с новыми именами»

Конспект НОД по познавательному развитию детей об истории родного города...

Экскурсия для детей дошкольного возраста "История Старого города"

Технологическая карта экскурсии "История Старого города"...