Экскурсия «В гостях у старого дуба»
план-конспект занятия (старшая группа)

Волкова Оксана Евгеньевна

Знакомство детей с деревом дубом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия «В гостях у старого дуба»
 

Цель: знакомство детей с деревом дубом.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать знания детей о особенностях дуба, и о лечебной пользе жёлудя; обогащать активный словарь. 

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, любознательность, интерес к природе, её познанию.

Воспитательные: воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе; формировать навыки поведения в природе.

Словарная работа: активизация словаря («кора», «жёлудь», «раскидистая крона», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества») ; обогащение словаря («величавый», «круча», «долгожитель», «исполин», «зной», «лесоруб», «дубрава»).

Ход экскурсии:

I часть: Вводная

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

У Лукоморья он один – 

Зелёный, крепкий исполин. 

Кудрявой кроною большой

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной, 

А когда наступит осень,

Жёлудь в дар он нам приносит.     

Он - царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси!)

Его обходит лесоруб -

ведь слишком твёрд и крепок ... (ДУБ).

II часть: Основная

В: Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?

Выслушав ответы, предлагает отправиться на экскурсию к старому дубу.

Д: Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.

В: Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное дерево. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твёрдость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов.

В: Как вы думаете, как называется лес, в котором растут дубы?

Д: лес, роща.

В: Ребята, лес в котором растёт много дубов, называется дубрава.

В: Перечислите, что есть у старого дерева?

Д: ствол, кора, раскидистая крона, сильные корни, толстые и крепкие корни. В: правильно. А теперь вспомните, какие функции выполняют корни дерева?

Д: Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества, расти и крепнуть.

В: Дуб – это лиственное или хвойное дерево?

Д: Лиственное.

В: Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья. Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества как самому дереву так и другим растениям.

А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветёт? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие серёжки.

Ребята, а как называют плоды дуба?

Д: Жёлуди.

В: Правильно, жёлуди.

Физкультминутка «Дубочек»:

Спелый жёлудь, как клубочек,

А в клубочке том дубочек.

(Дети сидят на корточках, сгруппировавшись)

Поднимается росточек,

(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)

К солнцу тянется дубочек.

(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

Раскрывает два листочка.

Два листочка у дубочка.

(Опускаются на всю стопу, разводят руки в стороны)

Ветер листики качает,

(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)

Тёплый дождик умывает,

("Умываются")

И дубочек подрастает,

Подрастёт и дубом станет.

(Кружатся на месте, подняв руки вверх)

В: Ребята, кто питается желудями.

В: Желудями питаются многие лесные животные: дикие кабаны, белки, мыши, птица - сойка. Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие жёлуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.

В: Ребята, подумайте и скажите, а может ли человек использовать в пищу жёлуди?

Д: нет, нельзя.

В: Ребята, жёлуди - это ценный питательный продукт, и натуральная природная аптечка. Он полезен и человеку – главное знать, как из них правильно приготовить кофе, хлеб, крупу для каши. 

В: Давайте потрогаем кору дерева. Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей. Как вы думаете кто?

Д: дятел.

В: Правильно. Он первый помощник для старого дуба.

В: Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?

Д: Не нужно ломать ветки, обрывать листья, не мусорить возле дерева, не жечь костры.

В: Верно, а можно просто наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц и просто отдыхать под кроной старого дерева.

III часть: Заключительная

В: Ребята, что интересного вы узнали о дубе? Какие слова вы используете для описания дуба? В чём заключается сила и щедрость дуба? (Выслушивает ответы детей). До свидания, старый дуб.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по ИЗО с применением нетрадиционных техник рисования .Тема :"Чудесный сон старого дуба"

Занятие  с применением нетрадиционных методик рисования (печатанье листьями,рисование манной крупой,сахаром).Учить выделять смысловой центр рисунка,закреплять знания детей о породах деревьев и сп...

Экологическая сказка "СПАСЕНИЕ СТАРОГО ДУБА"

"СПАСЕНИЕ   СТАРОГО ДУБА" по просьбе Вологодской поэтессы  Татьяны Петуховой была написана эта чудная сказка к экологическому празднику...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «Сказка старого дуба » для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цели и задачи:Развивать познавательного интереса к природе;воспитывать бережное, гуманное отношения к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;формировать представления детей о неразрывн...

План-конспект проведения экскурсии с детьми старшей группы «К старому дубу весной»

Данный конспект экскурсии учит детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и к...

Конспект НОД в средней группе с применением здоровьесберегающих технологий «В гости к Старому Дубу».

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии. Это музыкальное занятие для детей 4 лет с использованием песни- распевки, артикуляционных и динамических упражнений, про...

планирование воспитательно - образовательной работы. тема: "В гостях у старого дуба"

расширять, систематизировать и углублять знания детей о деревья, кустарниках, их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Воспитывать желание заботиться о природе, сохранять ее....