Развитие творческих способностей детей через опытно – экспериментальную и трудовую деятельность на прогулках в зимний период.
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) на тему

Методические разработки и обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей через опытно – экспериментальную и трудовую деятельность

на прогулках в зимний период.

        Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская назвала чувством природы…

        Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт  природе, или берет фальшивую ноту…  Попавшие в тон – преуспевают,  взявшие фальшивую ноту –  проваливаются. Вот  сущность творчества.

        Наибольшими  возможностями в плане творческого развития детей дошкольного возраста, а также активизации познавательной деятельности обладает исследовательский метод – он не только способствует высокому качеству усвоения нового, но и формирует более высокий уровень опыта творческой деятельности ( по сравнению с частично-поисковым). Этот метод способствует развитию как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, а также способствует творческому развитию личности.

        Применение исследовательского метода будет эффективным, если приобщать детей к опытно-поисковой, творческой деятельности.  При этом важно учитывать: с детьми проводятся  исследования и опыты обязательно доступные и интересные  им. Работа ведется как на занятиях, так и в процессе подготовки детей к самостоятельной работе, которую проводят в разное  время года. Зимой можно взять тему для исследования

« Зима как время года». Влияние зимы на неживую природу.

Деятельность педагога:

1.Организовать исследовательскую творческую деятельность детей через игру и другие виды деятельности.

2.Создать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение.

3.Выдвигает гипотезы и обучает этому умению детей, принимая любые их предложения.

4.Развивает способность к прогнозированию и предвосхищению решений.

5.Подводит детей к самостоятельным выводам и решениям, поощряет оригинальные решения, умение делать выбор.

6.Использует различные виды творческих работ.

7.Систематически оказывает поддержку детям.

        Деятельность дошкольника:

1.Желание и умение творить, создавать новые образы, проекты, сочинять, придумывать, изобретать.

2.Творческая активность в процессе как игровой, так и учебно-познавательной и трудовой деятельности.

3.  Умение вести исследовательскую работу, применять различные методы исследования.

4.Умение выдвигать гипотезы.

5.Делать самостоятельные выводы, обобщения и тд.

Работа с родителями ведется параллельно с подготовкой детей к исследованию. Совместно с детьми находят дополнительную информацию об исследуемом объекте. В домашних условиях проводят аналогичные опыты. Так, например, во время зимних прогулок в выходной день вместе с детьми приготавливают цветной лед и используют для построек возле своего дома. Фантазии детей нет предела.

        

Разноцветная вода.

Цели:

 уточнить знания  о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: вода, краска.

Оборудование: стаканчики, формочки.

Ход занятия – экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи.

В - ль. Дети, вспомните, какая вода льется из крана? /Чистая, прозрачная ./

- А если воду окрасим, сможем через неё увидеть окружающие предметы?

/Высказывания детей./

- Проверим.

2.Выполнение 1-й части эксперимента.

/Вода. Свойство воды – прозрачность. / Обратить внимание детей на воду в графине. Какая вода? / чистая, прозрачная, через нее все видно. / Предложить детям налить в стаканчики воду из крана. Какая вода течет из крана?/ ответы детей./ Кому нужна чистая вода? / Взрослым, детям, рыбам, растениям…/ Чистую воду надо беречь, она нужна всем.

         3.Выполнение 2-й части эксперимента.

 / Подкрашенная вода не прозрачная. В холоде она замерзает. /        

Показать детям баночку с водой. Что налито в этой баночке? / Чистая вода./

- А это что? / Краска. /  Посмотрите, я взяла и добавила немного красной краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода? / Красная./

Показать другую баночку с водой.

- В эту банку я добавлю синюю краску. Какая стала вода? / Синяя. /

Показ ещё одной банки с водой.

- В эту банку  я добавлю желтую краску, какая стала вода? / Желтая./ В следующую банку  я добавлю зеленую краску. Какого цвета вода? / Зеленого./

- Давайте посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга? / Высказывания детей. /

Предложить ребенку бросить в окрашенную воду предмет, не называя его.

- Видно, что лежит в банке? Почему не видно? / Вода грязная, не прозрачная./

- Из такой воды мы можем сделать цветные  льдинки для украшения построек из снега, которые мы сделаем во время прогулки.

Давайте нальем разноцветную воду в формочки и поставим  на улицу, на холод.

4.Фиксирование результатов эксперимента.

Рассматривание  разноцветных льдинок.

5.Итог занятия.

- Какая вода течет из крана? / Чистая, прозрачная./

- Кому нужна чистая вода? /Она нужна рыбкам, комнатным растениям, людям./

- Для чего нужна чистая вода? / Пить,  быть аккуратными./

- Как нужно относиться к воде? / Бережно./

- Видно ли предметы через окрашенную воду? / Нет./

- Для чего мы изготавливали цветные льдинки? / Для украшения построек из снега./ 

                 

Трудовая деятельность на прогулке.

Постройка фигур из снега на участке. (Диванчик)

Цели: учить строить из снега фигуры; правильно  набирать снег, не вгоняя лопату в середину сугроба, а набирая его сверху, « снимая шапку».

Воспитывать дружеские отношения, видеть результат собственных усилий.

Развивать творческие способности детей, при украшении постройки цветными льдинками и  дополнительной росписи красками.

Ход:  Предложить детям пока разноцветная вода превращается в разноцветные льдинки, украсить участок снежными постройками. Обговорить, что дети хотели бы построить на участке? Нужно сделать такую постройку, которую можно легко украсить  разноцветными льдинками. /Высказывания детей. / Выбор детей – постройка диванчика, так как его удобнее всего украшать льдинками и всем вместе его можно быстро сделать.

Выбрать место, где лучше всего установить диванчик. Объяснить, что нужно подносить снег к  месту постройки, уплотнить  его, а затем лопаткой / путем уборки лишнего/ создать диванчик.

        В ходе совместного труда оценивать действия детей, хвалить, благодарить за помощь, используя поговорки: « Умелые руки не знают скуки», «Маленький, да удаленький» и др.После завершения  постройки,  отметить что вместе, дружно потрудились и получился замечательный диванчик, который осталось украсить. 

        Освободить льдинки из формочек, рассмотреть  какие получились льдинки. Предложить детям самостоятельно придумать узор из цветных льдинок и выложить его на снежном диванчике. Дети украшают диванчик разноцветными льдинками. В заключение отметить, какой получился красивый диванчик, полюбоваться своей работой.

        На следующий день окрасить диванчик в голубой цвет, используя заранее подготовленную голубую воду и дополнительно расписать красками.

Наблюдение.  «Какие цветные льдинки».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды ( на морозе замерзает и становится льдом; лед твердый, не льется, а вода принимает форму сосуда, в котором застывает; лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем-нибудь твердым).

Ход наблюдения:

        Наблюдение проводится на улице. Дети рассматривают разноцветные льдинки в формочках. Трогают  лед и определяют, что он твердый, имеет гладкую поверхность, холодный. Уточняют, что лед получился из разноцветной воды – на морозе вода затвердела и стала льдом. Показать, как в теплой руке можно согреть формочку – и льдинка легко из неё выскочит.

Льдинки освобождаются от формочек, дети любуются ими.

Игры:  « Найди нужную формочку для льдинки», «Составь узор из цветных льдинок», «Разноцветная ледяная мозаика». Предложить детям сделать «снежную клумбу»  с разноцветными «цветами из льдинок». Выбрать самую красивую клумбу.

Наблюдение «Как лед превращается в воду».

Цель: Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду, поэтому цветной лед становится водой.

Ход наблюдения.

На прогулке появляется Буратино, он рассматривает « снежную клумбу» с разноцветными  цветами из льдинок. Он говорит, что узнал про цветные льдинки и хочет сделать себе такую клумбу, но не представляет себе, что это такое. Вместе  с детьми размышляет: можно ли принести  льдинки с улицы и что с ними будет в помещении? Возвращаясь с прогулки, дети приносят несколько цветных льдинок и показывают их Буратино. Кладут их на блюдце. Вечером дети, увидев цветную воду, гадают: откуда она взялась? Куда пропали цветные льдинки? Находят ответы на эти вопросы вместе с воспитателем и объясняют Буратино: льдинки в тепле растаяли и превратились в цветную воду. Из них нельзя в группе делать « клумбу».

            Работа с родителями  «Делаем цветные льдинки дома».

Предложить родителям в выходной день сделать дома вместе с детьми цветные льдинки. Для этого подкрасить с ребенком воду в разные цвета, залить ее в формочки. Для этого пригодятся разные пакеты из- под молока, пластмассовые упаковки от кексов и тортов и др. Заморозить воду в морозильной камере или на балконе. Утром  разноцветные льдинки вынести на участок около своего дома. Рассмотреть какие получились льдинки, придумать, что и где можно построить из них. Проявить  свою фантазию и творчество.

Постройка на участке из снега божьей коровки.

Цель: Продолжать учить детей делать снежные фигуры из снега, украшая ими участок. Учить детей окрашивать снежные фигуры цветной водой, чтобы участок выглядел красочно. Закрепить умения детей делать цветную воду самостоятельно. Закрепить свойства воды и снега.

Ход :

         1 этап работы    

Побеседовать с детьми, какие фигуры из снега можно слепить на участке. ( Высказывания детей). Предложить совместными усилиями сделать из снега божью коровку. Дети складывают снег в определенное место, уплотняя его лопатками. Вспомнить, какой формы тело у божьей коровки. Путем отсечения лишнего снега, слепить божью коровку.

Отметить значимость коллективного труда,  дружно трудились – быстро выполнили работу. Отметить тех детей, которые особенно хорошо трудились.

2 этап работы: 

Подготовка  воды красного и черного  цвета для окрашивания  божьей коровки.

Материал:

 вода, краска.

Оборудование:

 стол, кисточки, стаканчики, пластиковая бутылка, лейка.

Дети под руководством воспитателя повторяют эксперимент « Разноцветная вода». В процессе работы капли воды падают на снег, окрашивая его. Дети самостоятельно отмечают, что разноцветная вода окрашивает снег.

Вывод:

 Вода окрашивается в цвет краски, а снег окрашивается в цвет воды.

Дети выливают из стаканчиков красную воду в пластиковую бутылку, чтобы краска хорошо размешалась, воду в бутылке  интенсивно  взбалтывают. Затем вода переливается в лейку. С помощью лейки окрашивается снежная фигура божьей коровки, затем дорисовываются черные точки на спинке божьей коровки. Дети любуются выполненной работой.

        

Трудовая деятельность.

                     Расчистка дорожек от снега.

Цель: Побуждать детей к желанию трудиться, оказывать помощь дворнику.

Уметь делать разные дорожки: прямые и  извилистые, широкие и узкие, длинные и короткие, лабиринты из дорожек. Поддерживать интерес детей к изготовлению разноцветной воды на прогулке, окрашивать дорожки разноцветной водой.

Ход:

        В ходе работы напоминать детям, как  правильно держать лопату, чтобы снег не соскальзывал, как насыпать его в определенное место. Во время данной работы, расширять словарный запас детей, предлагая называть какой снег они расчищают. Попутно, дети закрепляют свойства снега и воды.

При расчистке дорожек от снега, дети окрашивают дорожки разноцветной водой.

Вывод: Дорожки выглядят наиболее красочно, так как окрашены разноцветной водой.

Аналогичная работа проводиться при постройке снежной крепости, снежного дома.  Комья снега окрашиваются  разноцветной водой.

                                        Снежный дом

                                                                О.Жук

                                Ну-ка в руки снежный ком.

                                Будем строить снежный дом,

                                Мы польем его водой,

                                Будет дом наш ледяной.

                                Ком за комом мы кладем,

                                Вырастает снежный дом.

Постройка из снега черепахи.

Цель: Продолжать поддерживать интерес детей к изготовлению разных построек из снега, с последующей окраской разноцветной водой и дополнительной росписью красками.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением  разных видов черепах, чтение литературы о жизни черепах.

Вместе с родителями дома, узнавать дополнительную информацию о черепахах, наблюдения за живой черепахой, её внешним видом,  повадками.

Подготовка воды коричневого цвета для дальнейшего окрашивания постройки.        

Ход:

        Сообщить, что будут строить из снега какое-то животное, чтобы узнать какое -  нужно отгадать загадку. Загадывание загадки о черепахе.

        Совместная работа, дети оказывают посильную помощь. После выполнения  работы, побеседовать о том, какой они представляют черепаху. Предложить  окрасить коричневой водой постройку. Затем выбрать необходимые краски и дополнительно раскрасить черепаху красками.

        В завершении работы, дети отмечают какая получилась черепаха. Отметить значимость коллективного труда. Обговорить, как в дальнейшем  можно использовать ее в играх на участке.

        Аналогично, в другие дни, проводится постройка крокодила и рыбки

Постройка из снега Снегурочки или Снежной королевы.

        Цель: Учить детей строить более  сложные постройки из снега с  помощью взрослого. Закрепить умение скатывать большие снежные комья, необходимые взрослому для постройки. Показать детям разные  способы лепки из снега: налеп к основному кому, отсечение  лишнего. Закрепить свойства снега: лепиться в оттепель, а в морозный день снег рассыпается.

Воспитывать дружеские отношения в процессе коллективного труда.

Предварительная работа: Чтение сказок « Снегурочка», «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций с изображением  данных сказочных персонажей. Обратить внимание на их одежду.

Подготовка разноцветной воды для окрашивания  постройки.

Ход: Вспомнить сказки « Снегурочка» и «Снежная королева». Предложить на участке сделать большую фигуру Снегурочки. Предварительно отметить, какой сегодня снег мокрый или сухой. Можно ли из него лепить. Поддерживая интерес к постройке, уточнить, где лучше  слепить фигуру, чтобы она украшала участок, и в тоже время,  удобна была для использования в игре.

 Дети скатывают большие комья, а воспитатель лепит из них Снегурочку. Также, где детям несложно, делают   налепы  на шубе,  под руководством  взрослого.

В заключении полюбоваться Снегурочкой. Отметить, что, несмотря на трудоемкость работы,  мы успели завершить её, так как все трудились дружно, вместе.

Окрашивание шубки  Снегурочки  в голубой цвет и роспись красками  провести на следующий день. Взрослый  обливает постройку голубой водой, а дети по своему желанию расписывают шубку Снегурочки.

Отметить, какие узоры и  кто нарисовал. Полюбоваться выполненной работой.

Хоровод: « Мы Снегурочку  слепили,  хоровод  вокруг водили. Ай, да Снегурка, ай, да хороша!  Радует всех и даже малыша».

Конструировать на участке детского сада можно в течение нескольких недель.  Дети имеют возможность постоянно совершенствовать свои постройки, поделки, добавляя новые образы в соответствии с разыгрываемым сюжетом. Снег только усилит  общую идею. Мягкий, хорошо поддающийся снег, скатывается в большие глыбы, а затем создается та или иная фигура. Снежные « кирпичики» подойдут для строительства замков, крепостей, домов и т.д. А чтобы фигуры выглядели красочно, их заливают подкрашенной водой. Так,  на практике дети знакомятся со свойствами снега и воды.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Березка»

Развитие творческих способностей детей

через

 опытно – экспериментальную и

трудовую деятельность

на прогулках в зимний период.

Методическая разработка с обобщением опыта

Воспитатель

 высшей квалификационной

 категории Бирюкова Е.И.

г. Светлогорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Формирование творческих способностей детей через опытно-экспериментальную деятельность посредством использования нетрадиционных техник рисования

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках п...

План самообразования педагога по теме: " Развитие познавательной деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность"

Подобранна методическая литература по развитию познавательных способностей детей в средней группе...

Дополнительная общеразвивающая программа «Любознайки» развитие познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию  у детей старшего дошкольного возраста «Любознайки». Весь курс программы ориентирован на получение деть...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"

Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...

"Развитие интеллектуальных способностей детей через опытно- экспериментальную деятельность"

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...