НОД в подготовительной группе на тему: «Ветры Байкала»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Нецветаева Екатерина Юрьевна

 

Программное содержание: Закреплять знания детей о местонахождении озера, о его уникальных свойствах (чистота воды, ее пресность, эндемики Байкала). Познакомить с особенностями климата Байкала осенью; дать общие сведения о ветрах Байкала (Култук, Баргузин, Ангара, Сарма). Продолжать развивать умение работать с географической картой. Прививать познавательный интерес к озеру. Воспитывать чувство любви к родному краю.

Материалы:

  • Глобус, Карта Мира, карта озера Байкал.
  • Изображение «старика» Байкала.
  • Изображение ветров Байкала.
  • Письмо от Сибирячка.
  • Фотографии с осенним пейзажем на озере.
  • Аудиозапись «Ветер».
  • Деревянные ложки, деревянные палочки.
  • Бумажные кораблики.
  • Полиэтиленовые тазики.

Предварительная работа: работа с картами и глобусом; НОД по изучению воды Байкала, эндемиков; чтение сказок, стихотворений о Байкале; сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Байкал».

Интеграция образовательных областей:  познание, коммунакации, художественная литература, социализация.

Ход деятельности:

-1-

(5-7 минут)

Дети входят в группу, здороваются и усаживаются на стульчики на ковер. Рядом располагается магнитная доска с картами.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

А что это такое?

Все время в непокое,

Быть может, это туча

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А ………(озеро Байкал) 

Идет работа с картой. Вопросы воспитателя к детям:

  • Где располагается Байкал? Покажите на карте Мира (в Сибири)
  • Покажите его местонахождение на глобусе 
  • Какие реки впадают в Байкал? Покажите на карте озера  (Селенга, Баргузин, Большая Сухая, Малая Сухая, Голоустная).
  • Какие вытекают? Покажите на карте) (Вытекает всего одна река - Ангара).
  • Сколько лет Байкалу?  (27 млн.  лет).
  • Чем уникален Байкал?(Это самое глубокое и большое озеро в мире; его вода чиста и прозрачна, особенно в зимнее время года. В ней содержится очень много полезных веществ. На Байкале много эндемиков  – это животные и растения, которые обитают только на Байкале. К ним относятся: байкальская губка, реснитчатые черви, омуль, хариус, бокоплавы, голомянка, водоросли, нерпа).

Воспитатель читает стихотворение: 

Красив Байкал в любое время года!

Зимой и летом, осенью – красив!

Не зря старалась матушка-природа,

Все чудеса в одно соединив!

 

-2-

(3-5 минут)

Рассказ воспитателя:

 Чаще всего осень на Байкале светлая, ясная, погожая. Солнце предчувствует зиму, светит особенно ярко, поджигая листья берез, осин. Небесный жаркий свет словно переливается на землю, и вот уже тайга горит осенним золотом и багрянцем. В сентябре-октябре самый чистый воздух над озером. Однако именно в это время происходит охлаждение вод Байкала. Сейчас, во второй половине байкальской осени – наступило самое грустное время года. Холодные дожди, холодные ветры, суровое и неприветливое море.

- Ребята, как вы думаете, почему в тексте так говорится «поджигая листья берез и осин»?

-3-

(4-5 минут)

 Пение «байкальских» частушек:

***

На Байкале мы живем,

Дружно песенки поем.

С нами вы в кружок вставайте

И частушки запевайте.

***

За Байкалом – две дороги –

Одну надо поломать,

Чтобы наших кавалеров

 Не возили воевать!

***

Звал залетка за Байкал,

Зря я не поехала!

Теперь была бы дальняя,

Залетка забайкальная!

-4-

(10 минут)

Стук в дверь. Приходит почтальон и приносит письмо от Сибирячка. Вместе с детьми воспитатель читает адрес, с которого пришло письмо (с острова Ольхон). В письме Сибирячок жалуется на то, что не смог приехать в гости к ребятам из-за ветров, которые дуют в это время года на Байкале.

Воспитатель: «Ребята, а на чем можно перебраться с острова Ольхон?» (на яхте, лодке, пароме, катере, пароходе).

Воспитатель: «Осенью чаще всего дуют ветры на Байкале, именно осенью они бывают штормовыми  Направление ветров в это время года с суши на озеро, значит и на озере образуется шторм. Ветры Байкала имеют свои имена.

 «Култук» - самый главный ветер. Несет в себе сильные штормы, дожди. Назвали его по месту рождения – на заливе Култук.

 «Баргузин» - ветер смелых, его характер крут. Зарождается в Баргузинской долине, дует в направлении острова Ольхон. Именно этот ветер и помешал сибирячку попасть к нам в гости.

 «Ангара» - несет холод и большое количество осадков в виде дождя и снега.  Налетает внезапно.

 «Сарма» - это самый страшный из ветров. Если много облаков, то это значит, что сейчас начнет дуть этот ветер. Внезапно начинается и внезапно заканчивается.

Вот какая бывает осень на Байкале: хмурая и неприветливая.

-5-

(3-5 минут)

 

Воспитатель читает стихотворение:

Ветры качали нас на Байкале,

Ветер терзал паруса.

Было нам круто,

Но духом не пали –

Временная полоса…

Бились о волны,

Как рыбу в путину,

С мыслью – теперь все равно!

Так нас всю ночь

По Байкалу носило

С запада и на восток,

Но мы вставали

Сила на силу –

Не уповая на рок!

Утром, устав и совсем обессилев,

Видели мы, как волна отпустила,

Сама отпустила,

Вычерпав силы до дна.

Тихо Байкал расплескался к рассвету,

Галькой о берег шурша.

Не было будто бы шторма и ветра.

Виктор Москальчук

 

Проводится игра «Ветры Байкала»: в тазике налита вода. Мы представляем, что мы «ветры». Будем создавать шторм: кто-то мутить воду палочкой, а кто-то дуть на воду. Итак, опускаем кораблики на воду и начинаем. (Включается звук шторма).

-6-

Заключительная беседа

  • Какой из ветров самый главный? (Култук)
  • Как называется ветер смелых? (Баргузин)
  • Самый страшный ветер? (Сарма)
  • Какой ветер налетает внезапно? (Ангара)
  • Какой ветер помешал Сибирячку? (Ангара)

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая викторина в подготовительной группе «Знаешь ли ты Байкал?»

Задачи:1.     Совершенствовать у детей навыки количественных представлений.2.     Учить использовать знания о геометрических фигурах в решении логических задач,...

Игра-экспериментирование в подготовительной группе "Экспедиция на Байкал"

Игра-экспериментирование в подготовительной группе "Экспедиция на Байкал"...

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды

Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...

Методическая идея «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Спасатели Байкала»

Цель: обобщить представления детей об озере Байкале.Задачи:- расширять представления детей о природе и богатстве озера Байкала, рассмотреть экологические проблемы озера и возможные пути их решения;- ф...

Календарно - тематическое планирование с детьми подготовительной группы "Мой край - озеро Байкал"

ежедневное планирование воспитательной работы по теме ""Мой край - озеро Байкал"...