Путешествие по экологической тропинке.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

расширить представление детей  о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, об общественной жизни муравьиного семейства, о ролях в их семействе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_ekologicheskoy_tropinke.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

Путешествие по экологической тропинке.

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

             

Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально-развивающее

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Программное содержание: расширить представление детей  о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, об общественной жизни муравьиного семейства, о ролях в их семействе; развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства; учить ориентироваться по плану экологической тропы; рассмотреть муравьиные дорожки, ходы, процесс поиска и перетаскивания пищи, показывая роль муравьев как санитаров природы и уничтожителей вредных насекомых; формировать правила поведения детей вблизи муравейника, понимание недопустимости разорения муравейника и уничтожения его жителей, привычку оберегать этих маленьких тружеников, вызывая у детей восхищение и удивление поведением муравьев и жизнью муравейника.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «имеющий первичные представления о себе семье, обществе, государстве, мире и природе», «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».

Словарная работа: корневище, органы растений.

Материал: красная книга растений области, живые экземпляры растений, бумажный «цветик - семицветик», лопата.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, вы любите путешествовать?

Дети: да

Воспитатель: сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Посмотрите на этот стенд

Обращает внимание детей на листовку – призов

«Дорогие друзья! Мы дарим вам тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного 21 века. Мы не можем вам рассказать сразу обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней».

-вы знаете, что такое тропа?

Дети: пешеходная тропинка

Воспитатель: правильно – тропа, тропинка – это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка?

Дети: на экологической тропинке живут природные существа.

Воспитатель: конечно экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из этих станций живут природные существа – растения: травы, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать осенью, зимой, весной и летом и узнаем много интересного и удивительного. Сегодня наше путешествие  мы посвятим изучению природных жителей только двух станций нашей экологической тропы.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родной, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим,

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

(Л. Савчук)

- сегодня мы торжественно откроем нашу тропинку для всех, кто захочет поближе узнать природу, увидеть ее многообразие и красоту.

Воспитатель вместе с ребенком разрезают ленточку, звучит музыка.

-ребята, хотите узнать, кто нам сегодня поможет путешествовать по нашей тропинке?

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала,

В цветке, лепестках есть огромная сила,

Их девочка Женя о чем-то спросила.

Что нужно спросить, лепестки отрывая?

Как называется сказка такая?

Дети: цветик - семицветик

Воспитатель: правильно. Вот этот цветик – семицветик и поможет нам сегодня путешествовать. Давайте все вместе скажем волшебные слова и окажемся на одной из остановок нашей экологической тропинки.

Дети: Лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на одной из станций экологической тропинки. Посмотрите, ребята, вот мы и попали на станцию «Зеленая аптека», кто же нас здесь встречает?

Дети вместе с воспитателем подходят к станции «Зеленая аптека», рядом с полянкой лекарственных растений за столом сидит «Доктор Айболит»

Дети: Доктор Айболит

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, Доктор Айболит! Почему ты такой грустный?

Доктор Айболит: У меня в Африке заболели ребята,

У них ангина, скарлатина и бронхит,

И раны болят у них, а я забыл, забыл, забыл….

Воспитатель: о чем ты забыл, Доктор Айболит?

Доктор Айболит: Забыл, какие лекарственные растения мне нужны, чтобы  помочь моим пациентам!!

Воспитатель: Не расстраивайся, Доктор Айболит! Наши ребята помогут вспомнить лекарственные растения и подобрать для них твоих пациентов.

Доктор Айболит: я буду вам очень благодарен.

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем доктору?

Дети: да

Воспитатель: смотри, доктор, лекарство растет прямо у тебя под ногами, смотри. Ребята, вы знаете, как называется это растение?

Дети: мать – и – мачеха

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим это растение повнимательней. Какие части есть у этого растения?

Дети: корень, стебель.

Воспитатель: аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт?

Дети: легким пушком

Воспитатель: как вы думаете, зачем растению нужен пушок?

Дети: он защищает растение от холода

Воспитатель: какие части еще есть у растения?

Дети: листья

Воспитатель: ребята, приложите ладонь к листу, посмотрите, лист закрыл всю ладонь. Значит, какие по размеру листья у этого растения?

Дети: большие

Доктор Айболит: а почему это растение называется мать – и – мачеха?

Воспитатель: сейчас, Доктор Айболит, ты увидишь и все сразу поймешь. Ребята, погладьте лист с нижней части листа. Что вы ощущаете?

Дети: мягко, тепло

Воспитатель: словно матушка приласкала. А теперь погладьте верхнюю часть листа. Какая она?

Дети: гладкая, холодная

Воспитатель: в народе говорят, «как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать – и – мачеха.

Доктор Айболит: А как мать – и – мачеха может помочь моим больным?

Воспитатель: ребята, подскажите доктору, каким больным может помочь это растение?

Дети: которые кашляют

Воспитатель: верно, значит, поможет вылечить бронхит у больных пациентов Доктора Айболита. Давайте, ребята, подскажем, как доктору лечить пациентов с помощью мать – и – мачехи.

Дети: собрать листья, помыть и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и поить больных.

Доктор Айболит: обращает внимание детей на растущий одуванчик. Ребята, посмотрите какое чудо!

Дунул легкий ветерок – и остался стебелек.

Что это такое?

Дети: одуванчик

Воспитатель: давайте его рассмотрим. Как вы его узнали?

Дети: по цвету

Воспитатель: ребята, ярко-желтые мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве?

Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву с корня.

-что это?

Дети: корень

Воспитатель: чего от него отходит?

Дети: множество отростков, которые называются корневище.

Воспитатель: для чего корневище?

Дети: в нем запасаются питательные вещества

Воспитатель: правильно, корневище у одуванчика – мощное. Еще что есть?

Дети: листья

Воспитатель: какие они?

Дети: резные

Воспитатель: есть стебель?

Дети: да

Воспитатель: потрогайте его. На что он похож?

Дети: на дудочку

Воспитатель: давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нам нужно сделать?

Дети: выкопать ямку, посадить одуванчик, и закопать корень.

Воспитатель: а что мы сейчас должны сделать?

Дети: полить

Воспитатель: правильно. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

Дети: когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после полива на стеблях и листьях, собирают лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение при этом может получить ожог.

Воспитатель: давайте польем растение

Берут лейку и поливают

-зачем нужно поливать растение?

Дети: мы с вами пьем, когда нам хочется, а растение нужно поливать, ведь оно также хочет пить.

Воспитатель: а если не поливать растение, что произойдет?

Дети: оно погибнет

Доктор Айболит: какие болезни лечит одуванчик?

Дети: если мама или папа не могут уснуть ночью – у них бессонница, о им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память, и они о чем-то забывают. Улучшить память им поможет настой из корня одуванчика.

Воспитатель: молодые листья одуванчика содержат много витаминов и используются в салате. Перед применением мы должны сначала подержать листья одуванчика в соленой воде 30 минут, и только после этого делать салат. Как вы думаете, для чего это нужно сделать?

Дети: чтобы удалить горечь

Воспитатель: правильно, это необходимо делать, чтобы удалить горечь, которая в небольшом количестве содержится в листьях одуванчика.

Доктор Айболит: ребята, а кто из вас знает стихотворение об одуванчике? Расскажите мне, пожалуйста.

Дети: глазок золотой, умный росой,

В небе синее глядит и за солнышком следит!

Стоит солнышку нахмуриться –

Золотой глазок прищурится.

Доктор Айболит: смотрите, а я еще какое-то растение нашел. Что это?

Воспитатель: давайте посмотрим. Ребята, вы знаете это растение?

Дети: подорожник

Воспитатель: как вы его узнали?

Дети: по листьям

Воспитатель: потрогайте их, какие они на ощупь?

Дети: упругие, с прочными, словно капроновыми, жилками

Воспитатель: какие листья по форме?

Дети: овальные

Воспитатель: давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве?

Аккуратно выкапывают растение, стряхивают почву с корня

Что это?

Дети: корень

Воспитатель: верно, ребята, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмем в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как делать гербарий, я расскажу вам в группе.

Доктор Айболит: каким больным поможет подорожник, что он лечит?

Дети: заживляет ранки

Воспитатель: правильно, ребята. Давайте сорвем листик подорожника и проведем аккуратно салфеткой по листику. Что осталось на салфетке?

Дети: пыль

Воспитатель: верно, на салфетке пыль, значит, наш листочек тоже пыльный. Сможем ли мы приложить его к ранке?

Дети: нет, он грязный

Воспитатель: что мы должны сделать?

Дети: помыть лист, смыть с него пыль.

Доктор Айболит: ну, в этом я вам смогу помочь. Вот здесь у меня на столике ест вода и соль. Сейчас мы сделаем, одну столовую ложку соли на два литра воды, растворяем соль в воде. Затем надо дать постоять воде 15-20 минут.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, зачем нужен раствор?

Дети: чтобы убрать микробы

Воспитатель: моем листья подорожника. Ребята, что будем делать дальше?

Дети: потрем его и приложим к ране.

Доктор Айболит: какие еще болезни можно вылечить подорожником?

Дети: отвар подорожника лечит болезни горла

Воспитатель: ребята, посмотрите на это растение, кто из вас знает, как оно называется?

Дети: мята

Воспитатель: верно, мята, как вы это определили?

Дети: по маленьким листьям

Воспитатель: скажите, какие листочки по форме?

Дети: овальные

Воспитатель: сорвите аккуратно листик мяты, вначале помоем его, а потом потрем в ладошке. Понюхайте, что вы почувствовали?

Дети: аромат

Воспитатель: верно, ребята, мята имеет приятный запах, так и хочется чай пить с мятой

Доктор Айболит: а это растение сможет помочь моим больным?

Дети: если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты, сразу почувствуете облегчение. Если у дедушке болит печень – мята поможет снять боль. Папа пришел расстроенный с работы, и у него вдруг заболело сердце – мята и здесь поможет – улучшит сердечную деятельность и успокоит. Если выпить перед сном чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый.

Доктор Айболит: как мне собрать и сохранить все эти растения для моих больных пациентов, ведь путь до Африки неблизкий.

Воспитатель: ребята, давайте поможем Доктору Айболиту и подскажем ему, как можно сохранить эти растения и расскажем о правилах сбора и хранения лекарственных растений.

 Дети: травы и цветущие растения собирают в лесу, на лугах и полях. Есть они и на нашей экологической тропе. Высушивают и хранят в сухом теплом месте.

 Воспитатель: ребята, расскажите Доктору Айболиту, где нельзя собирать растения

Дети: нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города.

Воспитатель: почему, знаете?

Дети: нет

Воспитатель: тогда я вам расскажу. Как мы с вами дышим, так и растения дышат, поэтому впитывают в себя то, что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом, они становятся не лечебными, а опасными для здоровья  человека. Запомнили?

Дети: да

Доктор Айболит: какие вы молодцы!

Воспитатель: Доктор Айболит, помогли тебе ребята вспомнить лекарственные растения?

Доктор Айболит: Спасибо большое, помогли все вспомнить я могу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора отправляться в путь.

Дети прощаются, Доктор Айболит уходит

Воспитатель: сейчас мы с вами превратимся в красивый одуванчик

Прямо к солнцу, на восток.       «растут», тянутся к солнышку

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса,                стряхивают руки

Как упавшая слеза.                        Руки к глазам и в стороны

Листик ярок и зелен,                     качают руками

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям                руки вперед – назад

Он согнется тут и там.                   Наклоны в стороны

Даже буря не сломает,                   круговые вращения

Лишь немного помотает.              Раскачиваются из стороны в                                                         сторону

Всех приветствует головкой,        Ладошки под подбородком

Улыбается, звенит,                          «фонарики»

Свежесть дарит, наслажденье,      повороты

Береги его, малыш!

Воспитатель: нам пора отправляться в путешествие. Давайте скажем волшебные слова и окажемся на другой остановке нашей экологической тропинки.

Дети: лети – лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на следующей остановке нашей тропинки, которая называется «Муравейник». Давайте посмотрим на наш план, туда ли мы попали?

Дети работают с планом.

- Ребята, посмотрите, здесь кто-то плачет. Кто это?

Дети: муравей

Воспитатель: что же с ним случилось, почему он плачет? Давайте, ребята, узнаем об этом.

Муравей: беда, муравейник мой  разорили

Воспитатель: кто такое сотворил? Муравейник разорил?

Муравьишки, бедные, остались без жилья.

Многолетняя работа их пропала зря!

Кто же это здесь не знает,

Что без муравейника

Лес здоровым не бывает!

Воспитатель приглашает подойти детей поближе к муравейнику.

-Давайте посмотрим с вами на муравейник. Кто в нем живет?

Дети: муравьи

Воспитатель: посмотрите на них, какие они?

Дети: маленькие

Воспитатель: ребята, послушайте поговорку: «Трудолюбив, как муравей». О ком так говорят?

Дети: о людях, которые много работают.

Воспитатель: верно, муравьи и в самом деле труженики. Из чего они строят свои дома?

Дети: из маленьких веточек, кусочков коры, из крупной хвои, укрепляют все это почвой, смоченной слюной.

Воспитатель: Давайте посмотрим внимательней, может, мы с вами увидим муравья, который несет на себе какую-нибудь веточку или жучка.

Рассматривают.

-Что вы можете сказать о муравьях, какие они?

Дети: сильные, выносливые

Воспитатель: Какая семья у муравьев, посмотрите, сколько их здесь?

Дети: много, большая семья.

Воспитатель: да, ребята, семь у муравья действительно очень большая, несколько миллионов особей. Вы знаете, кто главный в муравьиной семье?

Дети: самка

Воспитатель: кто заботится о потомстве?

Дети: муравьи-самки

Воспитатель: каких муравьев называют пастухами?

Дети: муравьи, которые выводят из подземелья перезимовавших тлей, потом собирают капельки, которые выделяют тли, и несут их в муравейник для голодных муравьев.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, в каком домике-муравейнике муравьи чувствуют себя спокойнее – в лесном или городском?

Дети: лесном

Воспитатель: почему?

Дети: безопасней, меньше людей

Воспитатель: почему муравьев называют санитарами леса?

Дети: они защищают лес от всяких вредных насекомых, которые поедают листья и кору деревьев; стаскивают в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек

Воспитатель: давайте рядом с нашим муравейником повесим знак. Кто из вас догадался, что он обозначает?

Дети: нельзя убивать муравьев и разорять их муравейники

Воспитатель: муравьишка, теперь тебе нечего бояться. Наш ребята, юные друзья природы, всегда будут защищать и оберегать вас. Верно, ребята?

Дети: да

Воспитатель: ребята, на скольких стоянках мы с вами сегодня побывали?

Дети: на двух

Воспитатель: как называлась первая стоянка?

Дети: «Зеленая аптека»

Воспитатель: с какими лекарственными растениями на ней мы встретились?

Дети: мать – и – мачеха, подорожник, одуванчик, мята

Воспитатель:  Как называлась вторая станция?

Дети: «муравейник»

Воспитатель: что нового мы узнали здесь? Почему муравьев назвали «санитарами леса»?

Дети: они защищают лес от всяких вредных насекомых, которые поедают листья и кору деревьев; стаскивают в муравейник личинок, гусениц, жуков, мошек

Воспитатель: показывает цветик – семицветик.

-посмотрите у нас с вами еще остались лепестки, они помогут нам с вами в следующем путешествии по экологической тропинке. Сегодня мы с вами стали юными друзьями природы, природы родной, - знатоками и любителями. В память о нашем сегодняшнем путешествии я дарю вам вот эти эмблемы

Вручает детям эмблемы

-а наши маленькие малыши подготовили для вас музыкальный подарок.

Дети в костюмах исполняют «Танец цветов»

Список использованной литературы:

  1. Л.П. Магомедова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
  3. Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»
  4. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»
  5. Л. Савчук  «Наша планета Земля»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....