Путешествие в прошлое
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кукленкова Светлана Николаевна

краткий конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме

«Путешествие в прошлое земли Ижорской»

Участники: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Количество детей: подгруппа (8-10 человек)

Длительность: 25-30 минут

Педагогический замысел:

Образовательная область «Познание»

  1. уточнить представления детей об истории малой родины,
  2. уточнить представления детей о предметах русского старинного быта,
  3. формировать и поддерживать у детей интерес к истории родного края,
  4. закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, на карте.
  5. Образовательная область «Коммуникация»
  6. закреплять умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.
  7. вызывать интерес к разгадыванию загадок,
  8. продолжать учить разгадывать кроссворды,
  9. продолжать работу по обогащению словаря на тему «Истории русского народа».

Предварительная работа:

  1. чтение художественной литературы,
  2. рассматривание иллюстраций, фотографий из истории существования ижорских земель,
  3. знакомство с реками Нева и Ижора, с Ладожским озером, их взаимосвязанностью в виде мультимедийной презентации,
  4. работа над формированием умения разгадывать загадки на бытовые и социокультурные темы,
  5. беседы о быте русского народа (жилище, одежда, предметы быта, традиции).

В НОД использованы:

Деятельность организуется в двух помещениях: групповой, комната-изба.

Лист бумаги с точками (после соединения получается ладья);

Карта Ленинградской области;

Карточки с изображениями предметов, необходимых для рыбалки и охоты (количество может быть не одинаковым);

Удочка (для физминутки);

Старинная утварь, инвентарь в комнате-избе;

Карточки с названиями предметов старинной утвари, заготовка для кроссворда;

Самовар;

Булочки (2 завтрак).

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Сегодня у нас необычный день. Мы отправимся в путешествие в прошлое земли Ижорской. Вот только транспорт у нас будет необычный. Давайте попробуем угадать, что это может быть? (Варианты ответов детей).

- Давайте проверим, кто из вас прав. Для этого надо выполнить следующее задание: соединить точки на листе бумаги. (Дети выполняют задание).

- Сравним наши результаты, что у вас получилось? (Ладья)

- Ладья? А что это? Ладья – это шахматная  фигура, разве это транспорт? (Ладья – это старославянское судно, на котором наши предки передвигались по рекам).

- Ах, вот какая ладья. Что ж, а какие реки протекали и протекают сейчас через наш край, через нашу землю Ижорскую? (Нева, Ижора, др.)

- Все верно. Давайте обратимся к карте нашего края. (Дети совместно с воспитателем находят реки, леса, возвышенности и др. особенности края).

- Сейчас, ребята, умеющие читать, покажут и назовут реки и озера, которые встретились на карте. (Дети выполняют задание).

- Молодцы. Много рек и озер в нашем крае. С давних пор по их берегам селились люди. Вспомните, пожалуйста, какие народности населяли наш край? (Ижоры, веди, чудь, вепсы).

- Как вы думаете, почему именно по берегам водоемов люди строили свое жилье? (Варианты ответов детей).

- Давайте вспомним каких животных можно было встретить в наших лесах? (Варианты ответов). Какие растения, ягоды, грибы встречаются в лесах? (Варианты ответов).

- Чем же занимались люди в былые времена? (Охотились, ловили рыбу).

- Правильно. Перед вами картинки с разными изображениями. Предлагаю поиграть: нужно разложить эти картинки по принадлежности к таким видам деятельности как охота и рыбалка. (Приглашаются два человека. Они выполняют задание, а затем называют предметы, которые отобрали. Остальные помогают объяснить назначение предметов или показывают действие с ними).

- Вы очень хорошо справились с заданием.

Физминутка «Рыбалка»

У педагога в руках «удочка»-веревочка. Стоя на возвышении, он «ловит рыбу». А дети стараются «попасться на крючок», т.е. ухватиться за кончик веревки.

Воспитатель: Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой.

Дети:  Рыбки весело резвятся

           В чистой тепленькой воде, (подпрыгивания – ловля крючка)

 То сожмутся, разожмутся, (группировка – потягивание)

 То зароются в песке.

- Чем еще занимались люди, чтобы на их столе была пища? (Выращивали хлеб).

- Верно. Люди занимались земледелием: пахали, сеяли. Давайте вспомним загадки, пословицы и поговорки и зерновых культурах, хлебе. (Варианты ответов детей).

- Как Вы думаете, сейчас люди сеют то же самое или нет? (Дети дают ответы и поясняют их.)

Затем дети вместе с воспитателем проходят в комнату «Изба», рассаживаются на лавки. Воспитатель предлагает ребятам осмотреться и найти знакомые предметы, вспомнить их названия и назначение.

- Мы с Вами находимся в русской избе. Вспомните, из чего ее строили? (ответы).

- А что самое главное в избе? (ответы, предположения)

- Правильно. Самое главное в избе – печь. в ней готовят пищу, греют воду. На ней спят, зимой греются. Давайте заглянем в печь (достают чугунок).

- Что это такое? Для чего необходим этот предмет? (ответы).

- Какую еще посуду вы увидели здесь? (дети перечисляют).

- А какие помощники были в избе? Как они помогали человеку? (ответы – ухват, кочерга, и т.д.)

- Молодцы, ребята. Все ваши ответы я записала на карточки. Давайте с их помощью разгадаем кроссворд.

        Дети (при необходимости, с подсказкой педагога) расставляют слова в кроссворд.

- Посмотрите, по вертикали у нас получилось слово. Кто сможет его прочитать? (самовар). Кто может рассказать, что же это за предмет такой. (дети рассказывают).

- Правильно. Самовар можно считать полноправным хозяином в доме. Без него не обходился ни один вечер. Вся семья собиралась за большим столом, пили ароматный чай из красивого самовара. на праздник пекли пироги, приглашали гостей.

- Ой, а что это за запах? Ребята, а в печке ни чего у нас не подгорает? (заглядывают в печь и достают булочки).

- Вот это сюрприз. Спасибо, печка.

- Ребята. На этом наше путешествие окончено. Мы вспомнили много интересного о том, как жили люди на Руси. О чем еще мы разговаривали? (ответы детей).

- А сейчас я предлагаю Вам вернуться в группу и подкрепиться после путешествия этими булочками и чаем.

        Дети возвращаются в группу на 2-ой завтрак.

Дальнейшая работа:

составление совместных с родителями коллажей из истории древней Руси, земли Ижорской;

подборка и просмотр презентаций об истории малой Родины;

экскурсия в музей Ижорского завода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия

Обучающие задачиОбогатить  представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга  315 лет назадПознакомить с  историей строительства Петропавловской крепости...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....