Занятие. Формирование целостной картины мира.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Доронина Светлана Владимировна

Тема: «Птицы – наши верные друзья».

Основные цели:        

  1. Обобщить и закрепить знания детей о птицах. Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения, познавательный интерес.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать, заботиться о птицах.

Материал и оборудование:

  • Картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих;
  • Картинки с изображением гнезд;
  • Лист ватмана, на котором изображено дерево;
  • Лист ватмана, на котором изображена кормушка.

Литературный ряд: художественное слово, закличка, загадки.

Музыкальный ряд: аудиозапись «голоса птиц».

Раздаточный материал: геометрические фигуры.

Предварительная работа: чтение В.Бианки: «Весну открывают птицы», А.Куприн: «Скворцы», стихи о весне и птицах, пословицы и приметы, рассматривание иллюстраций, наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sveta_dor._microsoft_office_word.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие. Формирование целостной картины мира.

Старшая группа

Тема: «Птицы – наши верные друзья».

Основные цели:

  1. Обобщить и закрепить знания детей о птицах. Уточнить и расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода).
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения, познавательный интерес.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать, заботиться о птицах.

Материал и оборудование:

  1. Картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих;
  2. Картинки с изображением гнезд;
  3. Лист ватмана, на котором изображено дерево;
  4. Лист ватмана, на котором изображена кормушка.

Литературный ряд: художественное слово, закличка, загадки.

Музыкальный ряд: аудиозапись «голоса птиц».

Раздаточный материал: геометрические фигуры.

Предварительная работа: чтение В.Бианки: «Весну открывают птицы», А.Куприн: «Скворцы», стихи о весне и птицах, пословицы и приметы, рассматривание иллюстраций, наблюдений.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания о весенних изменениях в природе.

     Воспитатель собирает детей около себя, приветствует их, спрашивает как у них дела, какое настроение.

     Выслушивает все ответы детей.

     Воспитатель отмечает, что у Лизы и Насти весеннее настроение. Интересуется:

- А почему у детей такое хорошее, весеннее настроение? (Дети перечисляют весенние признаки, выслушиваются ответы детей).

Воспитатель читает пословицу: Грач на дворе – весна на горе.

Дети объясняют смысл пословицы.

Воспитатель рассказывает: Весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

  1. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о птицах; тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, классификация; развивать внимание, коммуникативные умения.

     Дети подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением птиц (например: вороны, дятла, голубя, воробья, сороки, снегиря, синицы, грача, кукушки, скворца, ласточки, трясогузки, иволги, соловья).

     Воспитатель предлагает разделить всех птиц так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом.

     В одну группу дети собирают зимующих птиц и садят на кормушку, в другую – перелетных и садят на дерево, и называют их эти группы (перелетные, зимующие)

  1. Затруднения в игровой задаче.

Дидактические задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; тренировать мыслительные операции, анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, познавательный интерес.

- Смогли вы разделить всех птиц на группы?

- Почему не смогли?

- Что нужно сделать, если не знаешь, а хочешь узнать?

- Что интереснее – спросить и получить готовый ответ или попытаться разобраться самим?

Решаем искать ответ самостоятельно.

4. Проблемная ситуация.

Дидактическая задача: формировать представление о взаимосвязи явлений в природе.

     А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Дети высказывают свои предположения.

  1. Открытие нового знания.

Дидактическая задача: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, сравнение, обобщение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

     Дети рассматривают изображение птиц и рассказывают о них.

- Что общее у всех птиц?

- Почему эти птицы не улетели?

- Как можно назвать всех этих птиц одним словом?

- Как люди заботятся о птицах зимой?

     Дети рассматривают и называют оставшихся на столе изображения птиц.

- Каких птиц узнали?

- Откуда же прилетело столько птиц?

- Почему птицы прилетели к нам?

Выслушиваются ответы детей.

- Как называют птиц, которые улетают осенью в теплые края, а весной прилетают обратно?

6.  Игра «Хорошо – плохо»

Дидактические задачи: формировать умение находить противоречие; актуализировать и расширять словарный запас детей; воспитывать добрые чувства.

     Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

- А что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

- А что плохого в том, что птицы улетают от нас?

Дети рассуждают.

7.Динамическая пауза (физминутка)

Дидактическая задача: эмоциональный отдых; познакомить с устным народным творчеством через заклички; развивать коммуникативные умения.

     Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает:

- Ребята, а вам хотелось бы поскорее увидеть перелетных птиц на улице?

Рассказывает, что раньше на Руси дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же.

Уж вы пташечки – щебетушки.

Прилетайте к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Дети ходят по кругу, активно двигаются и повторяют закличку.

8. Открытие нового.

Дидактическая задача: дать сведения о звуковых сигналах птиц; развивать внимание, воображение, интерес.

      Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудесной окраской своего оперения, но и своими песнями. И сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение?

- Если бы птицы могли петь так, как люди словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях?

- Песни у птиц разные. Почему иногда голос одной и той же птицы меняется?

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Воспитатель читает стихотворение:

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы

Поют о солнце, о весне

И о родимой стороне

И нет их песенок чудесней!

9. Игра «Что сначала, что потом».

Дидактическая задача: уточнить сведения о видах гнезд и их размещение; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать заботливое отношение к птицам.

     Воспитатель выставляет картинки гнезд птиц и спрашивает:

- Какая первая забота у птиц весной?

- Из чего строят гнезда птицы?

- Где строят птицы свои гнезда?

- Когда гнезда готовы, какая следующая забота у перелетных птиц?

- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?

- Кто заботится, кормит маму и птенцов?

- Кто вскармливает и растит потомство?

- А мы с вами можем помочь птицам весной?

Выслушиваются высказывания детей.

Воспитатель читает стихотворение.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц друзья!

Мы с вами рисовали птиц, лепили, вырезали из бумаги. А как вы думаете, как еще можно изобразить птицу. (ответы детей, подсказка : геом.фигуры лежат на столе).

10. Игра: «Выложи птицу».

Дидактическая задача: уточнить знания о геометрических формах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания за результат; развивать творческие способности, инициативность, фантазию.

      Воспитатель предлагает попробовать выложить птиц из геометрических фигур. Дети работают у столов. Дети рассказывают о придуманных птицах, оценивают свою работу. Воспитатель хвалит детей.

11. Пальчиковая игра: «Птички»

Дидактическая задача: активизировать моторику рук; развивать внимание, творческие способности, речь.

     Воспитатель дает указания к проведению пальчиковой игры:

«Птички»

- Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т.д.)

К нам сорока – белобока

Прилетела издалека,

Не сказала, где была,

Но зато она ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот картинку открывает

 загадывает загадки, и выставляет картинки с изображением птиц. Дети выполняют и отгадывают загадки.

Черный, проворный,

Кричит: «Кракк»,

Червякам враг. (грач)

Молод конь, за морем бывает,

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди – белое полотенце. (ласточка)

Рано – рано на рассвете

Средь листвы затрепещит,

То споет на зависть флейте,

То, как кошка запищит. (иволга)

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

 И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Птичка – невеличка,

А поет – лес дрожит. (соловей)

Верещунья – белобока,

А зовут ее ….сорока

12. Игра: «Четвертый лишний»

Дидактические задачи: закрепить знания о классификации предметов; развивать внимание, логическое мышление, связную речь, сравнивать, обобщать.

     Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением птиц. Дети определяют – Кто здесь лишний? Объясняют – почему?

      Спасибо, вам, наши верные и преданные друзья, - птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

(если  остается время, то игра проводится на слуховое внимание)

13. Итог занятия.

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Что было интересного?

- Что нового узнали?

- Чем занимались?

- О каких птицах мы с вами беседовали?

Молодцы!

Ребята, мы много говорили о заботе птиц. А как же мы сейчас (сегодня) можем о них позаботиться? (ответы детей). Подвести к тому, что мы сейчас пойдем на прогулку, возьмем с собой крошки хлеба и покормим птиц, лоскутки ткани и вату для постройки гнезд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия. Формирование целостной картины мира.Расширение кругозора.

Конспект занятия по экологическому воспитанию  Дикие животные"Волк"...

Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"

  Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....

Конспект бинарного занятия «Формирование целостной картины мира», «Аппликация» Тема: «Одеяло для зайца»

КОНСПЕКТ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА», «АППЛИКАЦИЯ»тЕМА: «Одеяло для зайца» образовательная область«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»,...

Конспект занятия. Формирование целостной картины мира. "Зимние виды спорта. История возникновения Зимней Олимпиады"

Цель занятия Формирование представлений о зимних видах спорта (лыжи, коньки). Воспитание чувства гордости за достижения российских спортсменов на Олимпийских играх и других спортивных соревнованиях....

Комплексное занятие: формирование целостной картины мира - художественный труд с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Цель: формирование представлений детей о космонавтах и о космических полётах. Задачи: - формировать элементарные представления о космосе и космическом пространстве через интерактивную игру; - позн...