Без воды нет жизни на Земле
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_vody_net_zhizni_na_zemle.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад

      общеразвивающего вида №29 «Солнышко» г.Туапсе муниципального

                    образования Туапсинский район

Конспект интегрированного занятия по экспериментальной деятельности

 «Без воды нет жизни на Земле»

        Воспитатель: Бережная.Р.Х.

Цель: Продолжать формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира, познакомить их с тремя состояниями воды.

Задачи:

Учить детей находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы, при помощи практических действий, опытов.

Активизировать существительные «вода», «пар», «снег», «лед» в речи детей.

Закреплять умение детей передавать в рисунке характерные особенности могучего дерева.

Развивать умение анализировать свое эмоциональное состояние и находить его причину.

 Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительные черты характера (доброта, отзывчивость, взаимопомощь).

Методы и приемы: Вопросы и ответы, проблемные ситуации, игровые моменты, индивидуальная работа, моделирование, интеграция, эксперимент.

Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, блюдца, клеенки, салфетки, термос с кипятком, стекло, опорные схемы, ТСО.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми стоит в кругу.

Воспитатель: Ребята, вы знаете кто такие волшебники?

Дети: Волшебники - это такие люди, которые совершают разные превращения: вместо лета могут сделать зиму.

Воспитатель: Хотите побыть в роли волшебников и совершить превращение воды, узнать, во что она может превращаться?

Дети: Да.

Воспитатель: Закройте глаза, представьте себе, что у вас в руках волшебная палочка. Палочкой взмахните и три раза покружитесь. (Дети превращаются в волшебников). Есть у меня волшебный клубочек, который поможет нам найти дорогу к сказочной лаборатории для проведения превращений воды. (Дети под музыку проходят путь к «лаборатории»)

Опыт №.1.

Воспитатель: Ребята, что это такое? (показываю термос) В термосе находится кипяток (воспитатель уточняет правила безопасности жизни) над ним пар. Над паром ставлю стекло. Что произошло со стеклом?

Дети: Оно запотело от пара. (Даю детям потрогать запотевшее стекло)

Воспитатель: Дети как вы думаете пар – это вода или нет?

Дети: Пар – это вода.

Воспитатель: Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. В виде чего он выпадает?

Дети: В виде дождя.

Опыт №2

Воспитатель (обращает внимание детей на лед) Лед - это вода или нет?

Дети: Лед - это вода.

Воспитатель: Посмотрите на наши льдинки. Они уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте льдинки, возьмите их в руки. Какой он лед?

Дети: Холодный, прозрачный, мокрый, скользкий.

Воспитатель: А если бы у нас был снег. Снег – это вода или нет? А откуда берется снег?

Дети: Снег – это вода. Он появляется из облаков.

Воспитатель: Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снега. А как вы думаете какая туча холоднее: дождевая или снеговая? Почему?

Дети: Снеговая. Потому что снег холоднее воды.

Опыт №3.

Воспитатель: Ребята, а если вода грязная? Такую воду можно где-нибудь использовать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А если поблизости нет чистой воды? Что можно сделать в таком случае?

Дети: Грязную воду нужно очистить с помощью фильтров.

Воспитатель сообщает детям о том, что можно очищать воду разными способами: марлями, салфетками, ватой. Предлагает детям попробовать самостоятельно очистить воду. По окончании самостоятельной деятельности детей обобщает их высказывания по поводу проведенных опытов.

Воспитатель:  Ребята, вам понравились превращения воды?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, волшебный клубочек зовет нас к новым превращениям. А к каким, вы узнаете, прослушав музыкальное произведение «Времена года» (Дети слушают музыкальное произведение)

Воспитатель: Ребята, какие явления природы вам напомнила эта музыка.

Дети: метель, дождик.

Воспитатель: Сейчас мы будем превращаться с вами то в легкий грибной дождик, то в снежную колючую, холодную метель. А какими вы будете: легкими, веселыми дождинками или грустными, колючими снежинками подскажет музыка. (Дети «превращаются» в дождинки, снежинки, выполняя движения в соответствии с музыкой)

Воспитатель: Ребята, без воды нет жизни на земле. На востоке очень ценят воду, потому что ее всегда не хватает, там очень сухо и жарко. Людей там тоже сравнивают с водой. Про одних говорят, что они похожи на безводную пустыню. Почему как вы думаете? (ответы детей).

Как можно назвать таких людей, которые ни кого не жалеют, ни о ком не заботятся, думают только о себе?

Дети: Равнодушными, жестокими, бессердечными, себялюбы, сухие.

Воспитатель: Про иных говорят, что они похожи на небольшой дождик в такой пустыне: немного промочит землю, она откликнется на его ласку – взойдут семена и погибнут ростки, потому что дождик прекратился и умчался прочь вместе со случайной тучкой. Кто может сказать, кто себя также ведет. (Высказывания детей)

Воспитатель: Скажите какой дождик лучше: теплый или холодный. (ответы детей). Так и люди, когда хвалят нас – это теплый дождик, а когда ругают или делают замечания – это для нас холодный дождь. Вспомните случаи, когда вы попадали под такой холодный дождь. Что вы тогда почувствовали? (ответы детей с помощью схем).

 Воспитатель: Когда нас хвалят, то дождик кажется теплым. Давайте превратимся в такой теплый дождик. Для этого мы встанем в круг, похвалим своего соседа и поделимся с ним своим теплым дождиком, передавая его в ладонях.

- Какое у вас настроение? Как вы думаете: легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему? Вам нравится быть волшебниками? Почему?

 (ответы детей). Воспитатель обобщает ответы детей, подводит их к тому что умеет делать вода, во что умеет превращаться.

Дети: Вода может быть жидкая, твердая, парообразная, ее можно очистить с помощью фильтров, салфеток, марли, ваты.

Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в деревца.

Представьте себе, что мы маленькие кустики, но прошел теплый дождь и мы выросли в большие деревца. Найдите себе место в группе, закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Вы деревья стоите и растете на удобном месте, Здесь вам удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой холодно, даже зверю трудно спрятаться под таким одиноким деревом. Другое дело, когда рядом есть добрые верные друзья. Откройте глаза и подойдите к друг другу. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно и аккуратно соприкоснитесь пальчиками-листочками.

А теперь превратитесь в сильное и могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева! Его ветви тянутся вверх, пересекаются между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам.

Тренинг «Могучее дерево»

Воспитатель: Сколько много деревьев появилось у нас. Все они крепкие, большие могучие, сплоченные как одно единое целое, которое не боится: ни жары, ни дождя, ни снега, ни града. Воспитатель предлагает детям нарисовать свое могучее дерево.

Рисование «Могучее дерево»

Воспитатель: Мы с вами дружные, смелые, отзывчивые, как эти деревья, и поэтому не будем ничего бояться.

Воспитатель обращает внимание детей на волшебный клубочек, который покатился из сказочной лаборатории в обратный путь.

Воспитатель: Ребята, нам пора превращаться в детей. Закройте глаза, волшебной палочкой взмахните и три раза покружитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вода-источник жизни на Земле"

Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми я часто сталкиваюсь с постоянными вопросами детей о воде:Почему вода мокрая?Почему мокрые вещи, если их положить на со...

Презентация "Вода-основа жизни на земле"

Презентация для детей старшей и подготовительной группы по воспитанию экологической культуры  "Вода-основа жизни на земле". В презентации рассказывается о необходимости сохранения вод, о важности...

Исследовательский проект с детьми "Вода - источник жизни на земле"

Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изучению свойств воды.Задачи проекта:Формирование  знаний детей о значении воды в природе и для человекаПривитие навыков э...

Презентация "Вода - источник жизни на земле"

Презентация знакомит детей подготовительной группы с водой и ее свойствами....

Без воды нет жизни на земле.

Без воды нет жизни на земле. Программное содержание. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь про¬ходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о во...

Проект в старшей группе  «Волшебница вода» Вода — основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!

АктуальностьВода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети часто на воп...