Детско-родительский проенкт "Мой любимый цветок".
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Тюменцева Галина Николаевна

Цель:  систематизация представлений о разнообразии комнатных цветковых растений, способах ухода и выращивания, их пользе для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_cvetok.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 116 г. Томска

Детско - родительский проект

 «Мой  любимый  цветок».

                                                  Срок реализации:                                        

                                                           5 сентября-30 октября 2012 года.                        

                                      Автор: Тюменцева Галина Николаевна.                

                                            Воспитатель муниципального бюджетного

                  дошкольного образовательного учреждения          

                           детского сада общеразвивающего вида

                                        № 116 г. Томска.

                                                  634050 г. Томск, переулок Базарный, 11.

      Телефон: 51 – 39 – 27.

Томск-2012

       Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

       Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной к школе  группы, музыкальный руководитель.

       Проблема. В процессе работы в природном уголке  у детей возник вопрос: «Зачем нужны комнатные растения? Зачем нужно садить комнатные растения и ухаживать за ними?».

Так возникла идея исследования.

      Актуальность проекта. В 21 веке  очень  остро  проявляются  экологические  проблемы: человек  властно вмешивается  в  мир  природы,  не  думая  о  последствиях. Именно  поэтому  по  всей  планете  участились  экологические  катаклизмы. С раннего  детства  надо воспитывать  в  людях  экологическую  культуру, т. к. это  длительный  процесс.  Именно  с  детских  лет  надо  закладывать  в  детях  представление  о  том, что  человек - это   часть  природы  и  он  нуждается  в  экологически  чистой  среде. Поэтому  важно, чтобы дети  умели  видеть  красоту  природы  и  понимать  её  ценность, т. к. именно  от  состояния  окружающей  среды  зависит  наша  дальнейшая  жизнь  и  здоровье.

Предмет  проектной  деятельности.  Работая  над  данным  проектом, я  знакомлю детей  со  способами  общения  с  природой: формирую  умения  любоваться  окружающим  миром природы   и  обеспечиваю  понимание  первоначальных  связей  в  природе. Особенно  активизируется  работа  по  формированию  экологической  культуры  во  время  наблюдений. Наблюдая  за  комнатным растением,  дети  знакомятся  с  функцией   его  органов: корни  удерживают  растение  в  земле  и  всасывают  из  неё  питательные  вещества  и  воду, стебель  является  проводником  этих  питательных  веществ  дальше  к  цветам  и  листьям. Рассматривая  комнатные  растения,  каждый  ребёнок  учиться  различать  их  по  характерным  признакам  строения (форме и  окраске  листьев  и  цветов), правильно  называть  их. А  в  дальнейшем  на  основе  приобретённых  знаний  формируется  у  детей  такие  качества, как  любознательность, умение  наблюдать, реалистическое  понимание  явлений  природы  и  эстетически  относиться  ко  всему  живому.

       Цель. Систематизация  представлений  о  разнообразии    комнатных  цветковых  растений, способах ухода и выращивания,   их пользе для  здоровья  человека.

      Задачи.

1.Развивать поисково-исследовательскую деятельность.

2.Закреплять  знания  детей о  комнатных цветковых  растениях.

3. Развивать  умение  детей узнавать  растения  по  описанию  и внешнему  виду.

4. Формировать бережное отношение к цветам.

5. Воспитывать любовь к красоте окружающего мира.

6. Активизировать  потребность  детей к  познанию живой  природы, в частности любимых  комнатных  растений.

      Гипотеза: В  процессе  заботливого  отношения детей   к комнатным растениям  в  детском  саду  и  дома  - раскрыть их значение для  здоровья  человека (очищают  воздух, улучшают  самочувствие) и эстетический  аспект (украшают  наши  помещения  и окружающую  среду).

Суть  данного  проекта. Каждый  ребёнок  выбирает  в  качестве  объекта любимый  цветок  и  в  процессе  наблюдения, рассмотрения  его и  опираясь  на  знания, полученные на занятиях, во  время  проведений опытов в  детском  саду, изучения  строения растений  и  используя  помощь родителей  составляет  в  альбоме  подробное  описание  выбранного  объекта. А  также  сочиняет  рассказ  или  сказку  о  данном  цветке, где  раскрывают  «характер» и  его «привычки».

      Ожидаемые результаты.

 У детей систематизируются  представления  о  разнообразии    комнатных  растений, способах ухода и выращивания,   их пользе для  здоровья  человека.

Сформируется потребность к  познанию живой  природы, в частности любимых  комнатных  растений.

     Поэтапный  план  реализации  проекта:

1 этап. Подготовительный.

Постановка  целей  и  задач.

Определение  объектов исследования.

Создание  картотеки художественного  слова (стихи, загадки, пословицы, сказки о цветах).

Подбор  необходимого  иллюстративного  материала, энциклопедий, книг о цветах.

2 этап. Основной (познавательно - исследовательский).

Проведение  цикла  наблюдений за  цветами в  группе, дома   и на  прогулках.  

Беседы  о  разнообразии  цветов  на  Земле и  просмотр иллюстраций  и  книг  о  цветах.

Рассмотрение  системной  паутинки  и  изучение  мест  произрастания  цветов и  их  многообразия.

Изучение  строения  цветов  и  правил  ухода  за  ними.

ЧХЛ - чтение  сказок, стихов, пословиц о  цветах.

Проведение  цикла  занятий: «Комнатные  растения - спутники  жизни», «Какие  бывают  цветы», «О чём  рассказали  цветы?».

Проведение  игровой  деятельности  с  детьми: подвижных игр, дидактических: словесных, настольно - печатных.

Выполнение  совместной  детско - родительской  творческой  работы  в  альбомах «Мой  любимый  цветок».

3этап. Заключительный - закрепление полученных  знаний.

Подведение  итогов, выводов.

Презентация  альбомов «Мой  любимый  цветок».

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ.

Конспекты мероприятий  совместной образовательной деятельности.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что они выросли из семени  и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки,  стрекозы. Дети – необычные цветы – они  умеют двигаться. Предлагает встать в круг и  сплести из цветов венок.

 

Дидактические игры.

 «Найди по описанию», «Загадаю - отгадай», «К названному растению беги», «Собери цветок», «Найди растение», «Четвертый лишний»,  Магазин «Цветы».

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию: «Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Подвижные игры.

Цель. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение. «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».

Настольные игры:

 «Выложи цветы из  мозаики», «Парные  картинки», «Собери букет из кубиков», «Цветочное лото», «Домино».

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Продуктивные виды деятельности.

Лепка  «Чудесные цветы».

Цель. Побуждать детей доступными им приемами лепки превращать особенности сказочных образов цветов, добиваясь выразительности с помощью внесения других материалов. Развивать фантазию, воображение детей.

Рисование «Мой любимый цветок».

Цель. Продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными средствами выразительности. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Трудовая деятельность.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели. Обобщение представлений детей об уходе за комнатными растениями; закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений; обобщение  знаний о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развитие связной монологической речи  через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса;  развитие трудовых умений, соответствующих содержанию знаний;  знакомство с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитание любви  к растениям, желания ухаживать за ними, умения общаться с природой как живым организмом.

Полив комнатных растений.

Цель. Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Мытьё  комнатных  растений.

Цель. Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной тряпочки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Обогащать словарь путём введения новых слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать в  уголке  природы, ответственно относиться к  уходу  за  растениями.

Наблюдения.

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени).

Цель. Закреплять названия цветов, их цвет; сформировать эстетический вкус. Наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям; закрепить знания о цветах, краске их лепестков; развивать чувство прекрасного, речь.

Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.

Цель. Закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками. Умножать красоту окружающего мира; развивать  словарный  запас.

Чтение художественной  литературы.

Цель. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Стихи о цветах: Шорыгина Т. «Колокольчики и гном», Пришвин М. «Золотой луг», Сказка «Как поссорились растения», Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков», Онегов А. «Первый цветок»; «На лугу»; «На лесной поляне»; «Тропинка полевая».

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Продуктивные виды деятельности.

Настольные, дидактические,  подвижные игры.

Составление фантастических  рассказов о цветах.

Совместная  творческая  работа  детей  и  родителей  по  созданию  альбома «Мой  любимый  цветок»

Дидактические игры.

«Найди растение».

Дидактическая задача: умение находить растение по карточке-определителю (на карточках схематично изображены основные признаки растения); уметь найти его в уголке природы и определить название.

Игровое действие: Поиск предмета по описанию.

Правило: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

«Найди по описанию».

Дидактическая задача: Формировать умение находить растение по перечисленным признакам.

Игровое действие: Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило: Показывать растение можно только после  рассказа воспитателя .

«Загадаю - отгадай».

Дидактическая задача: Развивать умение описывать растение и находить его по описанию.

Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правило: Описывать растение, нужно не называя его.

«К названному растению беги».

Дидактическая задача: Учить быстро, находить названное растение.

Игровое действие: Соревнование кто быстрее найдет растение.

Правило: Бежать можно только после сигнала воспитателя.

«Собери цветок».

Дидактическая задача: Развивать логическое мышление; закреплять знание комнатных, садовых, полевых, лесных цветов

Игровое действие: Соревнование кто быстрее найдет растение.

Магазин «Цветы».

Дидактическая задача: Описать, найти и назвать растение по характерным признакам

Правило: Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

«Четвертый лишний».

Дидактическая задача: Выделить лишнее слово, объяснить свой выбор.

Игровое действие: Отгадать, какое слово лишнее.

Правило: Найдя лишнее слово, нужно объяснить, почему оно лишнее..

Пословицы и поговорки.

Первый цветок ломает ледок.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там медок.

Гуще меду нету, чем с лесного цвета.

Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

На цвет и пчелки летят.

И красивые цветики ядовитыми бывают.

Картотека художественного  слова.

***

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу-сластену в гости ждет,

Бери, мол, но, как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несет ее и вот –

Цветок увял, но зреет плод.

Н. Грибачев

***

Ваза с букетом

Розы, тюльпаны, пионы и лилии

Дарят нам радость своей красотой,

Везде продаются цветы в изобилии,

И люди несут их довольно домой.

Букету цветов будут рады родители,

С улыбкой в подарок получат друзья.

Как весело мама смеялась, вы видели,

Когда в майский день подарил цветы я.

С. Васильева

***

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном краю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Н. Старшинова

А. Фет

***

Ландыш

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелечку тонкому – дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга Красная бережет красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдет,

Белый и душистый цветик не сомнет.

В. Мирясова

***

Фиалка

У фиалки нежный аромат,

И над лесом, может быть, от этого

Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

С. Васильева

***

Одуванчик.

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой.

Не боялся ничего,

Даже ветра самого

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

З. Александрова

***

Белая ромашка.

В середине – желтый цвет.

Возьми меня с собою,

Украшу твой букет.

Е. Зитта

***

***

Василек

Горюет синий василек во ржи:

Со мной не хочет колосок дружить.

Гордится он высоким назначением –

Душистым хлебом станет и печеньем.

Не зазнавайся, колосок,

Во ржи простой я сорнячок,

А возле дома под любым окном

Культурным стать могу цветком.

Открою вам я свой секрет сейчас –

Могу лекарством быть для вас!

В. Мирясова

***

Лилия

Белая лилия – нежный цветок,

Красиво изогнут ее лепесток.

Как колокольчик, раскрылся бутон,

Вот-вот раздастся серебряный звон.

Приятен и стоек ее аромат,

На листьях росинки искрятся, блестят.

С. Васильева

***

Нарцисс

Я цветочек не парадный,

Но веселый и нарядный,

Желтый или белый,

Как подснежник смелый.

Я мороза не боюсь

И на клумбе появлюсь,

Будет вам весною

Веселей со мною.

В. Мирясова

***

Тюльпан

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Желтый или красный – он любой красивый.

На маленький овал похож его бутон,

В луковке зимою сохранился он.

На утренней заре раскроется чуть-чуть –

Хочется ему на солнышко взглянуть,

А на закате снова ляжет спать –

И не нужна ему для этого кровать.

В. Мирясова

***

Бальзамин

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю. Его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж больно он ярок, уж больно хорош,

Уж больно на мамину сказку похож!

(Е. Благинина)

Загадки

А теперь друзья-ребятки,

Отгадайте-ка загадки

Все стихи здесь про цветы

Я их знаю, ну а ты?

***

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет.

(Подснежник)

***

Он мачеха, и мать

Как цветочек, этот звать

(Мать-и-мачеха)

***

Прячет цветок

Сладкий медок.

И в названье мед таиться

Узнаете? (Медуница)

***

Белый цветок,

Кислый цветок

В суп пригодиться,

Зовут его…?

(Кислица)

***

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет!

(Одуванчик)

***

На каком цветке гадают

Лепесточки обрывают?

(На ромашке)

***

Вдоль дороге у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…

(Василек)

***

Зеленый плот

По реке плывет,

На плоту – красавица.

Солнцу улыбается.

(Кувшинка)

***

Жаркий ветер дунул круто,

Что за шарик он растряс?

Вся семья на парашютах

Пролетела мимо нас.

(Одуванчик)

***

Над шипами острыми

Гроздь бутона пестрая,

Дарят нежный аромат,

Украшая летний сад.

Мне бы их обнять немножко,

Но уколются ладошки.

(Роза)

***

Куст – оконный и балконный;

Лист пушистый и душистый,

А цветы в окошке

Словно шапка в огне.

(Герань)

***

Появились бубенчики –

Белые горошки.

Распустились колокольчики

На зеленой ножке.

(Ландыши)

***

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

(Подорожник)

***

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь.

(Подснежник)

***

Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весной встретила

На лесной дорожке.

(Подснежник)

***

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит,

У него согнулись ноги.

Неприметен он на вид.

(Подорожник)

***

Выглянул цветочек

В полутьме лесной.

Маленький разведчик,

Посланный весной.

(Подснежник)

***

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива)

Пословицы и поговорки.

Первый цветок ломает ледок.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там медок.

Гуще меду нету, чем с лесного цвета.

Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

На цвет и пчелки летят.

И красивые цветики ядовитыми бывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Мой любимый посёлок"

Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию....

Детско-родительский проект «Моя любимая кошка»

Цель исследования: почему кошка мурлычет....

Детско-родительский проект «Моя любимая книга»

Нечитающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Педагоги должны помочь семье в литературном развитии...

Совместный детско-родительский экологический субботник «Любимый чистый – детский сад».

Cовместный детско-родительский субботник «Любимый чистый – детский сад» в рамках акции «Добрые дела»....

Совместный детско-родительский экологический субботник «Любимый чистый – детский сад».

Совместный детско-родительский экологический субботник «Любимый чистый – детский сад»....