Главные вкладки

    Использование проектной деятельности в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ЗПР
    презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

     

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем,  исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые:  солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то детей в дошкольном возрасте называют «почемучками».  Самостоятельно ребенок  не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной  практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,  опытно -  исследовательская деятельность, решение кроссвордов,  головоломок и т.д.

    Современное дошкольное  образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность.  Что такое проект? И что такое проектная деятельность?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное

    образовательное учреждение

    коррекционного вида № 18 г. Липецка

    Использование метода проекта

    в формировании представлений

    о человеке в истории и

    культуре у детей с ЗПР.

    (проект «В Радужном  королевстве»)

    Учитель – дефектолог  :Попкова Г.Н.

    2012г.

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем,  исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые:  солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то детей в дошкольном возрасте называют «почемучками».  Самостоятельно ребенок  не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной  практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,  опытно -  исследовательская деятельность, решение кроссвордов,  головоломок и т.д.

    Современное дошкольное  образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность.  Что такое проект? И что такое проектная деятельность?

    Проект (в переводе с латинского)- «брошенный вперед» или разработанный план, замысел чего- либо. Проектная  деятельность-

    * Самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально- значимый результат.

    * Проектная  деятельность всегда  завершенная.

    Результаты  поиска обобщаются и объединяются в одно целое.

    * В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.

    Исследование метода проектной  деятельности в дошкольном образовании осуществляется по следующим этапам:

    1. Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т.д.
    2. Комплексные блочно- тематические занятия;
    3. Интеграция ( частичная или полная);
    4. Метод проектов:
    1. форма организации образовательного пространства;
    2. метод развития творческого познавательного мышления.

    Наша группа, педагоги и дети, тоже приняли участье в разработке проекта  и его и его реализации. Тема проекта  « В  Радужном  королевстве» направлена на развитие познавательно -  исследовательских способности детей с ЗПР.

    . Вид  проекта: познавательный фронтальный среднесрочный.

    . Участники: воспитатели, учитель- дефектолог, дети с ЗПР (III год обучения), родители,  музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

    . Задействованы образовательные области:

    познание коммуникация, художественное творчество, чтение художеств литературы, музыка, безопасность.

    . Актуальность: в связи с реализацией программных задач   сенсорного  воспитания и приобретаемыми детьми  знаниями по направлению « Познавательно – речевое   развитие детей»  возникает потребность более углубленного исследования вопроса «Почему мир разноцветный?  и можно ли увидеть радуге все цвета, все их переливы и оттенки?»

    В этом актуальность проекта «В Радужном королевстве».

    Какова же цель нашей проектной деятельности, это:

    . Создание условий для развития познавательно и исследовательск5их  и творческих способностей детей;

    . Формирование представлений об окружающем мире;

    . Формирование  аналитического  восприятия система эталонов  цвета у детей  с ЗПР с учетом их возрастных особенностей;

    . Реализация знаний в практической деятельности;

    . Развитие умений планировать свою деятельность для достижения определенного результата;

    . Активизация взаимодействия  с  родителями в вопросах воспитания и развития собственного ребенка.

    В процессе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие задачи образовательных областей:

    1. Познание

    .  Познакомить  детей  с последовательностью цветов в радуге.

    . Закрепить  знание о цветах спектра, их оттенках тонах.

    .  Уточнить, что окружающий мир  многоцветен и разнообразен.

    .  Формировать устойчивый интерес к элементарным  математическим представлениям.

    . На основе  знаний по ФЭМП  развивать у детей  с ЗПР приемы мыслительной деятельности, анализ синтез сравнение, классификацию, аналогию и обобщение, пространственное воображение.

    1. Коммуникация

    .  Учить правильной последовательной речи.

    .  Развивать познавательную  активность, коммуникативные навыки.

    . Развивать умение анализировать, делать умозаключения, обосновывать свою точку зрения.

    1. Чтения художественной литература.

    . Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству  получения новой  информации.

    . Расширять словарный запас.

    1. Художественное творчество.

    . Развивать эстетический вкус мелкую  моторику пальцев рук, фантазию, воображение,  творческое мышление.

    . Поддерживать инициативу в проявлении  творчества при выполнении художественного замысла.

    1. Образовательная область «Музыка».

    .  Развивать интерес к музыке как средству познания  эмоций, чувств, настроений.

    .  Формировать  представления о выразительных возможностях музыки, богатстве  музыкальных настроений и эмоций.

    . Воспитывать культуру поведения  в коллективной музыкальной  деятельности.

    Для того, чтобы выполнить поставленные задачи и цели данного проекта, необходимо было начислить основные направления реализации проекта « В Радужном королевстве»:

    1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

    .  Чтение художественной литературы,  загадывание загадок.

    .  Беседа с детьми.

    .  Проведение опытов.

    .  Изготовление кукол из цветных ниток.

    .  Изготовление «Цветика – Семи цветика».

    .  Выполнение коллективных работ методом нетрадиционного рисования.

    . Проведение дидактических игр.

    . Организация сюжетно- ролевых игр.

    . Развитие физических качеств детей.

    1. Совместная деятельность родителей и детей.

    . Заучивание стихов («Разноцветные стихи»).

    . Организация выставки рисунков  на тему « мама, папа и я – рисуем чудеса».

    1. Непосредственно – образовательная деятельность.

    . Тематический день «В Радужном королевстве».

    1. Досуг на тему « Цветик – семи цветик».

    Разрабатывая данный проект, педагоги нашей группы предположили, каков же будет  результат  такой  совместной  работы:

    . Овладение детьми системой цветных эталонов.

    . Развитие у детей с ЗПР познавательной  активности, творческих  способностей, коммуникативных навыков.

    .  Развитие  способностей  у дошкольников устанавливать логические связи и производить  необходимые обобщения.

    . Самостоятельное обоснование  детьми результатов опытно - экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно раскрыли суть проблемы. действительно. мир разноцветный.

    Радуга состоит из семи цветов , а при смешивании  трех красок  получается разные цвета спектра.

    Вся  работа над процесс  реализации проекта "В радужном королевстве" была разделена на несколько практических этапов.

    I этап  - подготовительный.

    . На том этапе было необходимо донести до детей важность проекта данной темы.

    . Создать условия реализации проекта.

    . Выявить знания, умения и интересы детей. Это  происходит через модель трех вопросов:

    1)          Почему мир  разноцветный?

    Что вы об этом узнаете?

    2)        Что вы хотели бы еще  бы еще узнать о разноцветном мире?

    3)        Что надо сделать, чтобы это узнать?

    (Беседа педагоги с детьми),

    видеосъемка,

    видеофрагмент

    . Далее необходимо на данном этапе подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по теме проекта.

    . Подготовить материал для продуктивной деятельности.

    . Подобрать игровой  материал, атрибуты, реквизиты  (костюм  художника, цветные ленточки- браслеты, разноцветные дуги радуги, ленты 7 цветов, цветные флажки, солнышко, плачущая туча, солнышко в тучке, игрушки разного цвета).

    II этап - основной.

    Он затрагивает следующие образовательные области.

    1) Образовательная область "Социализация".

    . организация и проведение сюжетно- ролевых игр на темы:

    "День рождения куклы " Аленушки".

    . Организация и проведение дидактических игр:

    " Кто  больше назовет предметов одного цвета"

    " Какого цвета не стало"

    " Найди цветок для бабочки"

    " Привяжем ленточки к шарикам"

    " Времена года"

    (дидакт. игра по ИЗО,)

    видеосъемка,

    видеофрагмент.

    2) Перечень  дидактических игр, используемых учителем - дефектологом в образовательной области "Познание"

    " Доска Сегена"

    "Геометрическое лото"

    "Найдите фигуру в предмете"

    "Почтовый ящик"

    " Цветные кубики"

    "Радужный мир» дидакт игра,

    видеосъемка,

    видеофрагмент.

    С помощью этих игр формируются элементарные математические представления с углубленным изучение сенсорных эталонов разных свойств предметов у детей с ЗПР.

    3) Образовательная область "Физическая культура".

    . Происходит формирование двигательной

    активности в подвижных играх.

    "Краски"

    "Змейка"

    "Художник"

    "День и ночь"

    "Цветные автомобили"

    . Комплексы утренней гимнастики.

    4) Образовательная область "Чтение художественной литературы"

    . Рассказывание сказки В Катаева "Цветник- семи цветик".

    . Стихи о спектрах цвета.

    . Загадывание загадок " Разноцветные загадки"

    . Сказка "Фея-Радуга" Петуховой  А.А.

    (чтение и беседа по содержанию сказки, видеосъемка, видеофрагмент).

    5) Образовательная область "Музыка".

    . Слушание музыки разного характера:

    "болезнь куклы" П. Чайковского.

    .Пение "Голубые санки" М. Лорданского.

    6) Образовательная область

    "Художественное  творчество"

    .Рисование нетрадиционными методами:

    "Снежная семья" (тычкование)

    "Елочка" (монотопия)

    "Капельки-кляксы" (кляксография)(занятие проводит воспитатель,

    видеосъемка, видеофрагмент).

    .Конструирование на тему:

    "Куколки  из цветных ниток"

    7) В образовательной области "Коммуникация" педагогами была проведена беседа на тему "Волшебная страна красок".

    8) образовательная область "Безопасность" предусматривает:

    .Опытно-экспериментальную деятельность.

    .Смешивание разных цветов красок.

    . опыты:   "Что такое радуга?"

    Цветные льдинки".

    9) образовательная область "Познание"

    .Б.С.Д. "Развитие представление о человеке в истории и культуре".

    .Предметы быта "Игрушки".

    . Народные умельцы (Гжель)

    III этап- аналитический.

    . Изготовление модели "цветика- само цветика".

    . организация выставки рисунков на тему: "Мама, папа и я- рисуем чудеса".

    Завершающей частью проекта является его презентация:

    .Защита проекта

    Досуг "Цветик- семи цветик"

    ( совместно с муз. руководителем)

    Видеосъемка (видеофрагент) подтверждает, что дети решили проблемную ситуацию, ответили на вопрос:

    "Почему мир разноцветный?"

    Выставка детских работ на тему:

    "Мама. папа и я -рисуем чудеса".

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает  возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания.  Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

     



    Предварительный просмотр:

    Алгоритм разработки проекта.

    Этапы

    Задачи

    Деятельность проектной группы.

    Деятельность научно-методической службы.

    Начальный

    определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

    Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

    Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

    Планирование.

    Анализ проблемы определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. распределение ролей в команде.

    формирование задач, накопление информации, выбор и обоснование критерия успеха.

    Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы).

    Наблюдение.

    Принятие решения.

    Сбор и уточнение информации. обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

    работа с информацией. синтез и анализ идей.

    Наблюдение консультации.

    Оценка результатов.

    Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

    Участие в коллективном анализе проекта и самооценка.

    Наблюдение. направление процесса анализа (если необходимо).

    Защита проекта.

    Подготовка к защите, обоснование процесса проектирования объяснение полученных результатов, их оценка.

    Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

    Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.



    Предварительный просмотр:

    Этапы проекта

    Деятельность педагога.

    Деятельность детей

    I этап

    1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
    2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
    3. Формулирует задачу.
    1. Вхождение в проблему.
    2. Вживание в игровую ситуацию.
    3. Принятие задачи.
    4. Дополнение задач проекта.

    II этап

    4. Помогает в решение задач.

    1. Помогает спланировать деятельность.
    2. Организует деятельность.

    5.   Объединение детей  в        рабочие группы.

    6. Распределение амплуа.

    III этап

    1. Практическая помощь (по необходимости)
    2. Направление  и контролирование осуществляемого проекта.

    7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

    IV этап

    1. Подготовка к презентации.
    2. Презентация.

    8. Продукт деятельности готовки  к презентации.

    9.  Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.



    Предварительный просмотр:

    Литература:

    1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
    2. Пилюгина Э.Г. « Занятия по сенсорному воспитанию в детском  саду».
    3. Вингер  А.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
    4. Смолцева А.А. «Математика до школы».
    5. Альтхауз Д. «Цвет, Форма, Количество».
    6. Ремезова А.А. «Играем с цветам».
    7. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».
    8. Яковлева М.О. «Педагогическое проектирование».

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

    Интегрированное занятие по представлению о человеке в истории и культуре "Слава русской стороне, слава русской старине"

    Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин-Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызватьинтерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу Росси...

    Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья

    Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...

    Перспективное планирование развития представлений о человеке в истории и культуре.

    Перспективное планирование развития представлений о человеке в истории и культуре....

    Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

    Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят  с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

    Проект "Формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ОВЗ через образ Салавата Юлаева"

    Знакомство с образом  Салавата Юлаева как  образцом героизма , мужественности и культуры башкирского народа через проектную деятельность "Формировании представлений о человеке в истории...