"Путешествие по Африке"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лентищева Елена Юрьевна

Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_afrike.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

            учреждение Центр развития ребёнка детский сад №65

            «Радость» Щёлковского района Московской области

 

 

                           

                      Конспект занятия

                 в подготовительной к школе группе

                  на тему: «Путешествие по Африке»

                                   Воспитатель: Лентищева Елена Юрьевна

                                           г. Щёлково

                                          Конспект занятия

                                        «Путешествие в Африку»

    Программное содержание:

Продолжать формировать экологические знания о живой и неживой природе, основы системного и логического мышления и логического анализа окружающей действительности. Составлению моделей различных предметов (фруктов). Продолжать учить детей соблюдать осторожность при встрече с опасными. животными. Развивать у детей воображение фантазию. Воспитывать умение обнаруживать скрытные зависимости, связи и на их основе делать выводы.

     Словарная работа:

Баобаб, воображаемое путешествие, варан, зоны, джунгли, саванна, пустыня, тропический лес, мимикрия, экологическая пирамида.

   Предварительная работа:

Знакомство с моделью планеты Земля — глобусом, знакомство с географическим атласом для детей «Мир и человек», знакомство с разнообразным растительным миром планеты, используя наглядные пособия: «Мир растений и грибов»,

«Мир животных жарких и холодных стран».

Чтение произведений:

«Растительный мир в картинках»

«Атлас животных»

«Детское справочное бюро»

«Детская энциклопедия»

«Почемучка»

«Кто такой? Что такое?»

Заучивание стихов из рубрики: «Животные холодных стран», «Птицы над снежным полем», «Африканские животные и птицы» С.А.Васильевой,

загадки под редакцией С. А. Васильевой и В. И. Мирясова

Просмотр журналов: «Открой себя», разгадывание кроссвордов, ребусов.

Дидактические игры: «Дикие животные», «Дикие животные жарких и холодных стран», «Мир животных», «Обобщающие понятия», «Сказочные животные», «Пиктограммы», «Чего не хватает», «Повар». Просмотр альбома :«Их нужно спасти».

Составление сказок по картинкам ПРОППА

   Оборудование и материал:

Магнитофон, кассета с фонограммой, контуры карт Африки, овалы неправильной формы, имитирующие камушки, карточки ПРОППА, кубики для моделирования с изображением «маленьких человечков», костюм африканки.

   Организация занятия.

Время проведения: 35 — 40 мин. Место проведения: группа.

Дети заходят в группу, держась за руки и тихо произнося слова: «Мы длинной вереницей идем за синей птицей». Воспитатель сообщает детям о путешествии.

На протяжении всего занятия звучит соответствующая содержанию фонограмма.

Ход занятия.

- Дети, мы с вами уже беседовали о растительном и животном мире Африки, - А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке.

- Подумайте и скажите, на чем бы вы хотели отправиться в воображаемое путешествие?

( Дети перечисляют виды транспорта.)

- Я предлагаю полететь на волшебных шарах. Путешествуя, мы проверим свои знания.

- Как вы думаете, что мы с собой возьмем?

( Дети обосновывают необходимость вещей ).

- Я же предлагаю взять с собой пирамиду — модель зон Африки. На ней мы будем отмечать животный и растительный мир этих зон.

— Перед полетом давайте обсудим, чем же замечательна Африка?

( ответы детей )

- Молодцы, вы много знаете об Африке, и мы смело можем отправиться в путешествие на воображаемых шариках.

(Звучит фонограмма, дети имитируют полет.)

- Чувствуете, как становится жарко? Кругом один песок... - К какой части Африки мы приближаемся?

( ответ детей - к Северной Африке.)

- Почему вы так думаете?

( Дети описывают ландшафт).

- Да, мы летим над пустыней Сахара. Сверху она, как золотой пушистый ковер. Слышите, как поет пустыня?

(Это песчинки пересыпаются от ветра).

- Ребята, кто это? «Вылупляется из яйца она. Холодная, как ключевая вода. Скользкая, как лягушка. Ног нет, но быстро она ползет. Свой яд для лекарства она отдает. В жаркой пустыне живет.

                                                                                      (Змея).

- Какие меры осторожности нужно соблюдать при встрече с опасным животным? Объясните, почему вы так считаете?

(Дети высказывают свое мнение).

Давайте спустимся и рассмотрим змею поближе. Как вы думаете, какая она?

(Дети описывают рисунок змеи, танцуют извиваясь, как змея).

- Ребята, а кто еще живет в пустыне?

( Дети перечисляют животных, рассказывают о них).

- Ребята, кто из вас сможет найти этих животных и разместит их на пирамиде?

(Дети прикрепляют силуэты животных. Воспитатель пытается провоцировать детей подкладывая им животных других зон).

- Как вы думаете, есть ли в пустыне растения?

Помогите мне, отыщите и так же разместите их на нашей пирамиде.

(Дети перечисляют растения и размещают их на пирамиде).

- Как вы считаете, смогли бы приспособиться животные пустыни к нашим условиям? Например — варан? Что для этого необходимо?

(Дети рассуждают).

- Молодцы, наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в глубь материка.

(Звучит фонограмма).

- Смотрите, кажется, появились деревья! Их много. Где мы находимся?

( Пролетаем над африканским лесом).

- Что вы видите внизу?

( деревья, кусты, лианы все переплелись)

- Смотрите, какие яркие цветы на деревьях! Кто сможет объяснить, зачем растениям нужны такие яркие цвета?

( Привлекать внимание к себе насекомых и птиц...)

- А это кто перебирается с ветки на ветку?

         ( ответы детей).

- Давайте спустимся по ниже, чтобы получше рассмотреть животных тропического леса.

     (Дети описывают климат, растительный и животный мир тропического леса, отмечают на пирамиде животных)

 - Я предлагаю поиграть в игру «Цепочка целей».

    Обезьяны

( Живут стаей, т. к. по одиночке трудно выжить.  Много опасности. Вместе ищут пищу, воспитывают детенышей ).

    Деревья

( В джунглях много деревьев. Мало свободного места.

Во время сильного ветра старые деревья защищают молодые деревья).

   - Ребята, кто подскажет, в какой части Африки мы еще не побывали?

      (ответ детей - Саванне).

      ( звучит фонограмма).

- И так, наше путешествие продолжается.

- Что за деревья с огромным стволом раскинули свои ветви?

( Баобабы, они растут только в Африканской степи Саванне).

- Ох, посмотрите! Эго кто стоит у дерева и жует листья?

                  « Живет он в Африке, друзья!

                     Красивый и большой.

                     С пятнистым мехом,

                     Длинной шеей

                     Козлиной головой.

                     Он стоя ест и стоя спит

                     И очень быстро он бежит.»                      

                                                               (Жираф)

- Почему вы так считаете? Докажите.

Как вы думаете, удобно ли ему жить с такой шеей?      

 (Дети перечисляют положительные и отрицательные

стороны, особенности шеи).

- Смотрите, мы пролетаем над одной из рек Саванны. Я думаю, что эта река вам известна из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

                                                                                 ( Лимпопо).

- Слышите, что за топот стоит?

( Антилопы бегут на водопой).

- Кто знает, есть ли у них враги? Кто их подстерегает в воде?

(Дети рассказывают о крокодилах и их особенностях ).

- Давайте поиграем в игру «Экологическое равновесие»: «Антилопа и крокодил»

- Природа создала антилопу.

( У неё длинные ноги чтобы быстро бегать от опасности, рога что бы защищаться. Она питается травой, листьями, пьет воду. Крокодил живет у реки.  Он все время проводит в воде. У него мощный хвост, огромная пасть, острые зубы).

- Без чего может погибнуть антилопа?

(Без корма, воды, от болезней, если не будет хищников).

- Представьте себе крокодила с длинными ногами. Нужны они ему?

- Давайте спустимся на землю и отметим на пирамиде животных и растения Саванны.

( Дети прикрепляют силуэты и рассказывают все что знают.)

- Смотрите, к нам в гости идет африканская девочка.

- Здравствуйте, меня зовут Саманта. Я увидела, как вы прилетели на воздушных шарах. Я решила с вами познакомиться. Откуда вы прилетели?

( ответы детей.)

- Ребята, вы любите играть в игры?

- Я тоже люблю. Хотите, я научу вас играть в африканскую игру? Игра называется «Камушки» их у нас очень много на берегу реки.

                                                Правила игры:

Нужно нарисовать на земле силуэт и заполнить его камушками так, чтобы они не заходили за контур.

- Предлагаю изобразить африканский континент. Каждый камушек это африканское государство.

( дети выполняют задание.)

- На что похожа Африка?

( ответы детей. )

- Знаете, я еще люблю придумывать сказки.

Я рисую на карточках героев и глядя на них сочиняю сказки. Давайте сочиним их вместе.

( по карточкам ПРОППА дети сочиняют сказку.)

- Молодцы! За то, что вы так хорошо умеете сочинять сказки, я хочу вас угостить дарами Африки.

( выносит корзину с фруктами).

- Давайте поиграем в игру «Веселые человечки». Составьте модель апельсина.

( дети составляют из кубиков).

- А теперь пришла пора прощаться. Нам пора домой. До свидания, Саманта!

-Несите, шары, нас в детский сад.

( звучит фонограмма).

- Вот мы и дома. Интересно было путешествовать? Задание мы выполнили.  Давайте попробуем угощения Саманты. Закройте глаза, и угадайте, какой вам плод достался?

( дети дегустируют плоды).

 - Предлагаю на следующем занятии нарисовать рисунки и устроить выставку рисунков, что бы все ребята в детском саду смогли увидеть ваше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми и родителями: "Путешествие в Африку."

                            Интегрированное занятие с детьми и родителями:                                              Путешествие в Африку.  Цель. Помочь детям ощутить ра­дость от совместной ...

Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Путешествие в Африку"

«Путешествие в Африку»Обобщать и уточнять знания детей о животных жарких стран; учить узнавать животных по внешним признакам; упражнять в согласовании существительных с прилагательными; упражнят...

"Путешествие в Африку" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью  вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают закрепить усвоенные ранее знания, расширить представления  дошкольников ...

"Путешествие в Африку"

Познавательно-математическое занятие с использованием новационных технологий способствует развитию внимания, памяти, воображения и логического мышления у дошкольников....

игра-путешествие "Путешествие в Африку"

Детям предлагается совершить увлекательное путешествие в Африку....

"Путешествие в Африку с Доктором Айболитом" сценарий развлечения к тематической недели "Здравствуй Африка!"

спортивное развлечение для дошкольников по мотивам произведения К. Чуковского "Доктор Айболит"...

Осеннее развлечение для подготовительной группы «Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»

Осеннее развлечение для подготовительной группы«Путешествие в Африку или путешествие осеннего листочка»  Ведущий произносит вступительное слово....