занятие по ФЦКМ "Путешествие кленового листочка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Шигапова Гузель Ильдаровна

 

1.Учить детей различать листья деревьев (кленовый, березовый и дубовый) называть деревья по листьям (клен, береза и дуб); расширять знания об осенних  изменениях в природе, о подготовке диких животных (белки) к зиме.

2. Развивать внимание, познавательную активность, творческие способности.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; аккуратность и  самостоятельность.

Продолжать формировать у детей элементарные представления        по экологическому воспитанию;  знакомство детей с новой техникой работы  окрашенными опилками.

Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1.Учить детей различать листья деревьев (кленовый, березовый и дубовый) называть деревья по листьям (клен, береза и дуб); расширять знания об осенних  изменениях в природе, о подготовке диких животных (белки) к зиме.

2. Развивать внимание, познавательную активность, творческие способности.

3. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; аккуратность и  самостоятельность.

Продолжать формировать у детей элементарные представления        по экологическому воспитанию;  знакомство детей с новой техникой работы  окрашенными опилками.

Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой.

Методы и приемы:  

Чтение,  показ, беседа.

Дидактическое обеспечение:

Листья клена, березы, дуба; корзинка;  использование мультимедийной  презентации «Природа осенью»; аудиозапись; плоскостные силуэты листьев клена, клей ПВА, кисточки для клея; подставки для кисточек, клеенки, бумажные салфетки, крашенные опилки. 

Активизация словаря:

Работа над словообразованием: дубовый, кленовый, березовый, листопад.

Предварительная работа с воспитанниками:  Экскурсии по территории детского сада, рассматривание деревьев и листьев;  сбор листьев; дидактическая игра «Найди такой же»; чтение  В. Осеевой «Синие листья», заучивание стихов.

Использованная литература:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Этапы раб-ты, время в мин

Содержание занятия

(Что входит в данный этап работы)

Ответы детей

Вводная часть

Чтение стихотворения М. Ходякова «Осень»  

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года …  зовется.


Правильно ребята, это осень. А какие изменения в природе происходят осенью?  


Молодцы  ребята, а как называется явление природы, когда с деревьев падают листья?




Осенью .

Часто идет дождь,  дует холодный ветер. Солнышко прячется за тучи и реже греет нас своими лучами. Птицы улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму.  Листья на деревьях стали желтые, красные, коричневые).

Листопад.

Основная часть

Листья солнцем наливались.

 Листья солнцем пропитались.

 Налились, отяжелели,

 Потекли и полетели

  Зашуршали по кустам,

 Поскакали по сучкам,

 Ветер золото кружит,

 Золотым дождем шумит!

  И вот, один такой осенний листок залетел сегодня ко мне в окошко (показываю листок), подождите, он что – то говорит: (включается запись) «Ах, как хорошо я жил  на родном дереве! А сколько полезного делал: тень  и прохладу давал, от дождя  спасал , птичьи гнезда от недобрых глаз прятал.  А теперь! Летаю туда – сюда  без дела! Мне скучно!»

Ребята, а как вы думаете, с какого дерева этот лист?  

Если лист с клена, то он какой?

Ребята,  кленовый лист  хочет нас пригласить  на прогулку  в осенний лес. Вы согласны? Приготовились!

Звучит танцевальная музыка.

Дети кружатся как листочки.

Как осенние листочки закружились!   А потом полетели, полетели и  в  лес осенний прилетели!

Вот мы и попали в лес. Как красиво осенью в лесу! Включается слайд  «Природа   осенью».Посмотрите, сколько разноцветных листьев  лежит на земле. Какого они цвета?

Давайте соберем букет из листьев.

Ребята, садитесь на пенечки. Посмотрите, какой красивый букет  из листьев у нас получился. А листья все одинаковые?  

Беру один лист.

Как вы думаете, с какого дерева упал этот лист?

Если лист березы, то он какой?  

Слайд «Береза».

Никита, расскажи нам стихотворение о березе.




Молодец!

Беру другой лист.

А этот лист с какого дерева?

Если лист дуба, то он какой?


Слайд   «Дуб».    

Кира, расскажи нам стихотворение о дубе.


Молодец!

Слайд «Клен».

Ребята, догадайтесь, как называется это дерево?  

Значит листья клена какие?

Воспитатель  показывает  кленовый лист.

Инзиля, расскажи нам стихотворение о клене.



Вот с такого дерева и наш листок улетел.

 А давайте еще раз вспомним, какие листочки мы сегодня собрали?

 Физкультминутка. Ребята, выходите на полянку.

Мы листочки осенние

 На ветках  сидим.

 Дунул ветер –полетели

 Мы летели,  летели

 И на землю тихо сели.

 Ветер снова набежал

 И листочки все поднял.

 Закружили, полетели

 И на землю тихо сели.

 Ой, ребята, смотрите -  

Кто-то ловко по елкам скачет

 И взлетает на дубы?

 Кто в дупле орешки прячет,

 Сушит на зиму грибы.  


Слайд «Белки».

Белочка - проворный зверек. Весной и летом у белочки шубка рыжевато-  золотистая,  а  к  зиме  становится серебристо – серая, густая и теплая. Белочка очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. В конце лета белочка делает запасы на зиму: орехи, желуди, шишки и грибы. Недаром белочку называют хлопотуньей .Ребята, белочка хочет с вами поиграть.

Белка прыгала, скакала,

К зиме кладовки заполняла:

Здесь – орешки,

Здесь – грибочек

 Для  сыночка и для дочек.

Спасибо тебе белочка, что с нами поиграла. До свидания.

Белочка убежала делать запасы на зиму.  Посмотрите, ребята, под  деревом что – то лежит. Так это же корзинка! Интересно, что там? Давайте посмотрим.

 Воспитатель достает  из корзинки силуэты листьев из картона.

Ребята, что это?  

 А какие листья?  

Листья клена желтые, красные, коричневые, а наши листья белые. Что же делать?

 Давайте их разукрасим. Но для этого нужно вернуться в детский сад. А наш осенний букет, который вы собрали, поставим в вазу,  в группе  и нашему  кленовому листу  будет веселее.                    

 Звучит танцевальная музыка.          

  Как  осенние листочки  закружились. А потом полетели, полетели и в детский сад прилетели.

Ребята, садитесь за столы.

Воспитатель ставит букет в вазу.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем разукрашивать листья?

А я, предлагаю вам разукрасить листья волшебным материалом, который сделает листья яркими и красивыми. Это – цветные опилки. Они красивые, рассыпчатые, мягкие. Посмотрите, как мы их будем сыпать. Давайте проверим,  все ли у нас готово для работы  и  вспомним   правила работы.

 Окунаем кисточку в клей, аккуратно намазываем ею силуэт листа, кладем кисточку на подставку, лист посыпаем опилками.

Дети приступают к работе.












С клена.

Кленовый.


Да.







Красные, желтые, коричневые.


Дети собирают листья.

Нет, разные.



С березы.

Березовый.



Березка белая

Сарафан надела,

 Косы заплела.

Кудри завила,                    

До чего же хороша,

Словно девица-краса!



С дуба.

Дубовый.


 


На поляне дуб могучий

 Ветви тянет прямо к туче.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди  развесил.



Клен.

Кленовые.



Листья у клена осенью разные –

 Желтые, зеленые, золотые, красные. Листья на землю ветер бросает

Ярким ковром весь мир укрывает.

Кленовые, дубовые, березовые.














Белка.












До свидания.






Это листья.

Кленовые.


Раскрасить.











Красками, карандашами.


Заключительная часть


После окончания работы.

Пока наши листочки высыхают, давайте вспомним, где мы с вами побывали?

Из каких листьев мы собрали осенний букет?

 Кого мы встретили в лесу?

Как меняется беличий наряд к зиме?

Почему белочку называют хлопотуньей?

Что мы сейчас с вами делали?

 А чем  мы украшали листья?

Ваши листья уже подсохли, аккуратно стряхните лишние опилки.

Молодцы, ребята! Хорошо постарались.  Выходите с вашими листочками танцевать.

Звучит русская народная мелодия

 « Осенью»


В лесу.


Из березовых, кленовых, дубовых.

Белку.

Из рыжего в серый.

 

Белка хорошая хозяйка, запасливая.

Разукрашивали.

Цветными опилками.

Шигапова Гузель Ильдаровна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 50»  Советского района г. Казани


(наименование дошкольного образовательного учреждения)

Конспект занятия

по __Методике экологического воспитания  

методика дошкольного образования

«Путешествие кленового листочка»

(средняя  группа)

Возрастная группа

Используемая программа (образовательная система)

                                     «От рождения до школы»

(наименование  программы, образовательной системы)

Время занятия 20 мин.

                                                      Гимназия №20

(наименование учреждения, где проводятся квалификационные испытания)

Дата проведения  квалификационных испытаний11 октября 2012 г.

Подпись __________________________________________                                                 

                              

                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии и аппликации в средней группе «Путешествие кленового листочка».

        Формирование у детей элементарных представлений по   экологическому воспитанию; расширение знаний об осенних  изменениях в природе;   о подготовке диких животных (белки) к зиме.   Закрепление ...

Конспект итогового занятия по ФЦКМ "Путешествие по северной земле

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект итогового занятияпо формированию целостно...

Досуг для группы среднего возраста "путешествие кленового листочка".

В октябре мы с ребятами проводили мероприятие и говорили о красоте и удивительных красках осенней природы на примере кленового листочка. В качестве опорного материала я взяла сказку Л. Федорова...

Конспект занятия "Путешествие кленового листочка"

Конспект занятия для средней группы «Путешествие кленового листочка»Цель. Закрепить знания детей о времени года, стимулировать с помощью игры двигательную и познавательную активность детей...

Конспект открытого занятия по экологии для детей средней группы «Путешествие кленового листочка»

Программное содержание:Продолжать формировать у детей элементарные представления по экологическому воспитанию; расширять знания об осенних изменениях в природе.  Детей 4-5 лет знакомить с новой т...

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»

           Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...