Методическая разработка по разделу: "Познавательно-речевое развитие ребенка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Александрова Татьяна Серафимовна

Познавательно-речевое развитие ребенка" на тему: "Больше уважения правилам движения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром  в подготовительной группе на тему: "Больше уважения правилам движения"

 

Цели и задачи:

образовательные

1. Закрепить названия и назначения частей улицы: мостовая или проезжая часть, тротуар, пешеходный переход.

2. Обобщить знания о правила поведения на улицах города.

3. Дать представление о назначении дорожных знаков.

4. Сформировать понятие о делении дорожных знаков на 4 группы:

  1. предупреждающие
  2. запрещающие
  3. предписывающие
  4. информационные

воспитательные

1. Сформировать у детей понятие о том, что правила дорожного движения (ПДД) необходимо знать и строго соблюдать всем участникам дорожного движения: водителям и пешеходам, как взрослым так и детям

2. Довести до сведения детей, к чему может привести нарушение ПДД.

3. Воспитывать грамотного дисциплинированного пешехода.

речевые

1. Обогащать словарный запас по данной теме: существительными - тротуар, мостовая, переход, жезл, регулировщик; прилагательными - пешеходный, надземный, подземный.

2. Упражнять детей в чтении стихов по схемам.

3. Совершенствовать речь-пояснение, речь-доказательство, умение делать выводы и заключения.

4. Развивать связную речь детей: составление коротких рассказов по картинкам с изображением поведения детей в разных  на улицах города.

Используемый материал:

Фланелеграф, магнитная доска , указка, карточки с дорожными знаками большого и маленького размера, схемы для заучивания стихов, картинки с изображением опасного поведения детей на улицах города, схема группировки дорожных знаки, дидактическая игра "Подбери пару".

Оборудование:

-Фуражка и жезл работника ППС.

-Авторское пособие "Волшебный Светофорик" со сменным выражением эмоций.

-Электрический фонарик с режимом работы постоянного и мигающего света.

-Ноутбук, проектор, слайды презентации.  

Ход занятия

Дети с воспитателем входят в группу, здороваются с гостями, встают в линию.

Беседа

1. В каком городе мы живем?   (Санкт-Петербурге)

2. По улицам города двигаются автомобили, автобусы, грузовики, трамваи. Как назвать это одним словом?   (Транспорт) 

3. Если транспорт перевозит грузы, то он какой?   (Грузовой)

4. А если - людей?   (Пассажирский)

5. Как называется часть улицы, где двигается транспорт?   (Проезжая часть, мостовая)

6. А где ходят люди?   (Тротуар)

7. Кто знает, как надо вести себя на тротуаре? (Идти по правой стороне, не толкаться, не устраивать игры)

8. Где можно переходить через улицу? (По пешеходному переходу)

9. Кто помнит какие бывают пешеходные переходы? (Наземный, подземный, надземный)

Игра "Подскажи словечко" (движения по тексту)

-Пешком по улице идет. Значит это?...(пешеход)   (Ходьба на месте)

-Сел в автобус голубой, чтоб скорей попасть домой.  (Сели на стульчики)

Пешеход идти устал, срочно... (пассажиром) стал.

-Вот подъехал к остановке, (Встали)  вышел и идет, (Ходьба на месте)   

-Значит снова ... (пешеход).

-Если взрослый пассажир приобрел автомобиль, и поехал ("Рулят") по проспекту, где мигает светофор.

 Знают люди с давних пор - за рулем сидит... -(шофер).

-Многие ваши родители тоже ... (водители).

(Дети садятся на стульчики)

Отгадайте загадку:

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним,

Ну, а мы следим за ним;

красный - стой, желтый - жди,

А зеленый свет - иди!   (Светофор)

Да. Верно. И сегодня он пришел к нам из сказочной страны (выставляю Светофорик)

Светофорик:   Здравствуйте дети и взрослые!

                             Я - волшебный Светофорик.

                             Я с ребятами дружу,

                             Когда идти через дорогу,

                             Им глазами покажу!

Ребята, а вы знаете, что обозначают мои сигналы? (Да)

Я сейчас проверю это. Буду зажигать сигналы, а вы скажете, что должен делать пешеход на каждый из них. (Дети называют действия пешехода) 

Молодцы! Всё верно. А теперь давайте поиграем. Вставайте и запоминайте:

Физминутка:

-Если загорится зеленый мой глаз (зажечь фонарик позади зеленого круга светофора ) то    

 шагаем на месте.

- Если загорится желтый (зажечь) - хлопаем в ладоши.

-Если загорится (зажечь) красный - хлопаем себя по ножкам.

 Запомнили? Начинаем игру:

- Вот идет пешеход раз, два, три (Ходьба на месте)

- Как он знает правила посмотри.(Зажигание сигналов светофора согласно тексту)

 Красный свет дороги нет, стой и жди (Стоят, хлопают по ногам)

Желтый свет горит в окошке, подожди еще немножко (Хлопают в ладоши)

А Зеленый впереди - иди (Ходьба на месте)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, все верно выполняли. А сейчас давайте подойдем к фланелеграфу (встают полукругом) и расскажем стихотворение.

Рассказ стиха по схеме:

Если красный свет горит,

Мальчик с девочкой стоит.

Желтый свет горит в окошке -

Подожди еще немножко,

А зеленый впереди - иди!

Воспитатель:

Как ведут себя дети в этом стихотворении? (Хорошо, правильно)

И Волшебному Светофорику тоже нравится, видите, он улыбается.

Давайте подойдем к магнитной доске и расскажем о поведении детей изображенных на картинках.

Рассказы детей картинке.

(Дети составляют рассказ по любой, выбранной ими картинке, с изображениями детей, нарушающих правила дорожного движения. В это время незаметно поменять рот у Светофорика на грустное выражение)

Воспитатель:  Давайте вспомним и расскажем еще одно стихотворение

Рассказ стихотворения по схеме:

Ни в коем случае нельзя

Играть на мостовой.

В больницу можешь ты попасть,

А не к себе домой.

Ой! А что случилось с нашим Светофориком? Почему он загрустил?

(Потому, что дети вели себя не правильно, нарушали правила поведения на улице, подвергали опасности себя и других людей)

Не грусти Светофорик, наши дети себя так не ведут. Верно, дети?  (Да)

Они сейчас о тебе стихи расскажут.

Стихи:

1. Помогает с давних пор                             2. Пешеходы и водители

    Пешеходам светофор.                                   Уважают светофор,

    Он сигнал им подает;                                    Ведь порядок на дороге,                    

    Ждать или идти вперед.                               Обеспечивает он.

(В это время поменять губы Светофорика опять на улыбку)

Воспитатель:

Вот наш Светофорик опять стал веселым. Да, светофор обеспечивают порядок в дорожном движении, а что будет если вдруг он сломается? (Может произойти авария, ДТП)

Чтобы этого избежать на помощь приходит регулировщик. Давайте вместе повторим это слово два раза и запомним его. (повторение слова)

В руке у регулировщика жезл. (показ) Давайте повторим и это слово два раза.

А сейчас мы поиграем. Вы будите водителями, а я регулировщиком.(Одеть фуражку)

Подвижная игра "Водители и регулировщик"   

В руки руль скорей возьми и мотор ты заведи.

Дети двигаются по группе друг за другом следуя указаниям регулировщика "Прямо", "Направо" "Задний ход", "Разворот",  и дорожным знакам "Круговое движение" "Пешеходный переход", "Стоянка" (садятся на стульчики)

Воспитатель:

А сейчас мы отдыхаем и загадку отгадаем. Посмотрите на экран;

1 слайд: "Правила дорожного движения" с иллюстрациями разных видов транспорта.

2слайд:  Загадка. (предлагается ребёнку прочитать загадку). После отгадывания загадки на экране появляются рисунки дорожных знаков.

Воспитатель: Наши дети прочитают стихи о дорожных знаках.

(Дети читают стихи, а на экране появляются изображения этих знаков).

1.этот знак для пешехода,                             3.Все водители на свете

Указатель перехода.                                        Знают две фигурки эти...

                                                                               Ведь они всегда напомнят:

2.Через шумную дорогу                                   "Осторожно, дети!"

Как ты можешь перейти,                                  

Если нет ни светофора,                                     4.Под колеса мчится вскачь,

Нет ни "зебры" на пути?                                    Озорной футбольный мяч.

В этой маленькой загадке                                 Подскажи-ка детворе:

Есть ответ совсем простой...                             "Вы играйте во дворе!"

Знак тебе всегда подскажет:

"Путь проложен под землей"

Воспитатель:  Дорожных знаков очень много. Некоторые из них вы уже знаете, другие

 узнаете, когда станете взрослыми. Все они делятся на группы по своему назначению.

 Воспитатель обращает внимание детей на экран, где появляются названия,

 условные обозначения, и изображения дорожных знаков  4-х групп:

-Запрещающие (условное обозначение - Х)  (в красном круге)

-Предупреждающие (условн. обозн. - !)  (в красном треугольнике)

-Предписывающие  (условн. обозн. - рисунок -  Ручка) (в синем круге)

-Информационные (условн. обозн. - рисунок - Книга)  (в синем квадрате или прямоугольнике)

 Дети совместно с воспитателем повторяют и запоминают название, назначение и особенности    изображения каждой группы знаков.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить следующие задания:

Задание №1

На схеме представлены 4 группы дорожных знаков (указанных в слайде). Рядом на столе лежат карточки с разными знаками. Надо брать по одной карточке и размещать в схеме на соответствующую строку, поясняя свои действия словами (например: "Я ставлю этот знак  к запрещающим, потому, что он изображен в красном круге")

Воспитатель первым размещает знак на схему, затем следит за правильностью выполнения задания. Вместе с детьми подводят итог, повторяют название групп.

Задание №2  "Найди пару"

Детям раздаются пазлы с изображением разных дорожных ситуаций( из  дидактической игры). Нужно найти соответствующий знак и коротко пояснить свой выбор. Если знаки подобраны верно, то пазлы совпадают.

Воспитатель хвалит детей за правильность выбора знака и логичное пояснение.

Воспитатель приглашает детей: "Подходи ко мне дружок и вставай скорей в кружок"

читает стихотворение:        

Пусть светофоры и знаки дорожные

Станут тебе друзьями надежными.

Всегда и везде, где только возможно,

Напомнят они: "Будь осторожен!" (повторить хором)

Светофорик:

Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, молодцы! Ну, а мне пора возвращаться в свою сказочную страну. А напоследок хочу поиграть с вами еще в одну игру.

        Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте "ДА" или "НЕТ"

        1. Быстрая в городе очень езда.

        Правила знаешь движения?... (ДА)

        2. Вот в светофоре горит красный свет.

        Можно идти через улицу?...  (НЕТ)

        3. Ну, а зеленый горит, вот тогда,

        Можно идти через улицу?...  (ДА)

        4. Сел в трамвай, но не взял билет.

        Так поступать полагается?...  (НЕТ)

        

        5. Старушке в преклонные очень года

        Ты место в трамвае уступишь?...  (ДА)

Светофорик:

Молодцы, ребята! Запомните в каких

Случаях действует "НЕТ", а в каких "ДА"

И делать как нужно старайтесь всегда.

Светофорик дарит детям новую машину, а в ней сюрприз (угощения). Прощается, мигает своими огоньками и уходит. Занятие заканчивается.  

 

                                

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по разделу "Познавательно-речевое развитие ребенка"

ЗадачиОбразовательные:- расширять и углублять представления детей родном городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом-систематизировать и закреплять знания детей  о городе-а...

Презентация к методической разработке занятия для педагогов "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности"

Презентация к методической разработке занятия для педагогов в форме технологической ситуации  "Разностороннее развитие ребенка в коммуникативно-речевой деятельности"...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» раздел познавательно-речевое развитие в 1 младшей группе на 2019-2020учебный год

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие»раздел познавательно-речевое развитие 1 младшей группе на ...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие – «Ребенок открывает мир природы») по теме: «Письмо с Научно-Исследовательской станции» (Старшая группа)

Цель: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей с объектом природы (водой) и визуализация знакомых правил поведения на природе....