Традиционное комплексное занятие "Мокрое или сухое"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Тема:  Мокрое или сухое.                                                                                  

 Цели:

 

1. Учить на основе сравнения и практических тренировок различать и изображать различные осязательные ощущения человека (ощущения сухости и влажности)

 

2. Учить определять название различных влажностных свойств материала, устанавливать отношения между предметом или веществом и ощущением сухости или влажности предмета.

 

3. Работать над умением определять название мокрого или сухого, опираясь на тактильные ощущения, то есть развивать осязательное восприятие.

 

4. Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.

 

5. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, повторять движения за взрослым, развивать общую моторику.

 

6. Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, умение работать с красками, прививать нравственно-эстетические качества.

 

Материалы к занятию:

 

1. Демонстрационный: тазы с теплой водой для стирки кукольной одежды, мыло, веревки для просушки белья, прищепки, белые листы бумаги, гуашь, палитра, баночки с водой, губки или ватные тампоны, плакаты с изображением пейзажей.

 

2. Раздаточный: мокрые и сухие салфетки для каждого ребенка, несколько предметов кукольной одежды для стирки каждому ребенку, материалы для изготовления композиции « Деревья смотрят в озеро» для каждого ребенка.

 

Ход занятия:

 

I. Организационный момент

 

Игра на развитие речевого слуха “Лягушки”

 

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “Лягушки”. Детям нужно встать в круг, затем педагог вместе с детьми читает стихотворение:

 

Вот лягушки по дорожке                                                                                   

 Скачут, вытянувши ножки.

 Увидали комара,

 Закричали: “Ква-ква-ква!”

 

Дети изображают прыгающих лягушек. После этого педагог предлагает одному из детей встать в круг, закрыть глаза и узнать, кто подает голосок. В это время один из детей, стоящих по кругу, произносит: “Ква-ква-ква!” Ребенок, стоящий в круге, называет имя того, кто только что заквакал.

 

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку. А теперь скажите, какая лягушка: сухая или мокрая? Почему она мокрая? (Потому что она живет в воде или возле воды.) А какими станут руки после того, как вы отпустите лягушку? (Тоже мокрыми.) Что нужно сделать, чтобы руки стали сухими? (Посушить их на солнце, вытереть полотенцем.)

 

II. Знакомство с понятиями “мокрое” и “сухое”

 

Раздайте детям небольшие угощения (фрукты, ягоды, печенья, конфеты). После того как дети закончат есть, предложите им мокрые салфетки, чтобы они вытерли лицо:

 

— Вы немного испачкались, когда кушали конфеты. Вот мокрые салфетки. Вытрите личики.

 

Потом дайте сухие салфетки, чтобы они вытерли лица насухо. После еды всегда старайтесь давать детям по две салфетки — мокрые и сухие. Просите ребятишек взять мокрую и вытереть ею себе лицо, затем другой салфеткой вытереться насухо.

 

III. Упражнение “Стирка белья”

 

Для этого упражнения понадобится таз с водой, мыло и различная кукольная одежда, а также веревки для просушки белья и прищепки. Соберите кукольную одежду и постирайте ее вместе с детьми (стирка для них, естественно, будет чисто символической, в данном случае не ставится цель научить детей стирать). Конечно, для детей это будет самая настоящая стирка со всеми присущими ей атрибутами — от мыла до прищепок, которыми будем прикреплять к веревкам мокрое белье. Перед стиркой спрашиваем детей, какое белье сейчас: мокрое или сухое. Во время стирки, положив кукольную одежду в таз, снова опрашиваем, какое теперь стало  белье. А теперь развешиваем мокрое белье. Потом дети снимают просушенное белье. Поговорите с детьми о том, как можно просушить белье (повесить на веревку, положить в сушилку и т.д.).

 

— Какое теперь стало белье? (Сухое.) Как мы это сделали?

 

(Высушили его.)

 

IV. Физкультминутка

«Буратино»

 

Воспитатель читает стихотворение, показывая движения, а дети повторяют за ним эти движения.

 

Буратино подтянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

 

V. Игра “Купание куклы”

 

Игре предшествует вводная беседа для усвоения понятий “живой — неживой”.

 

Выставляется кукла. Воспитатель спрашивает:

 

— Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая, она — кукла, игрушка.) Оля, ты кто? (Девочка.) Ваня, а ты кто? (Мальчик.) Все вы дети. Вы, я, мамы, папы, дяди тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

 

Выставляются картинки с изображением животных.

 

— Это - живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: “Кто это?” Что общего у всех живых существ? (Они двигаются, дышат, они могут слышать, видеть, чувствовать холод и тепло.) А теперь посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: “Что это?” Попробуйте, назовите все неживые предметы, которые есть в этой комнате. А теперь назовите всех живых существ.

 

Куклы тоже неживые, но, когда мы играем с ними, они становятся для нас дочками, сыночками, то есть как бы оживают, и с ними мы делаем то, что мамы делают со своими детьми. Сегодня мы будем купать кукол, как будто они наши дети, как будто они живые.

 

Дайте малышам тазики с водой, полотенца и куклы, которые они могли бы купать, а потом вытирать. Подчеркивайте слово “мокрый”, когда ребятишки играют с водой, и слово “сухой”, когда они вытирают кукол. Можно также дать ребятишкам тарелочки или блюдца, которые надо ополоснуть, а потом вытереть.

 

VI. Дыхательная гимнастика

 

“Ходьба”

 

Педагог читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

 

Мы проверили осанку, — дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

И свели лопатки, — дети отводят плечи назад.

Мы ходим на носках, — дети идут на цыпочках.

Мы идем на пятках, — идут на пятках.

Мы идем, как все ребята, — шагают маршеобразно.

И как мишка косолапый, — идут размашисто, вразвалку

 

Возможен другой вариант этой игры. Все проводится, как и в первом варианте, движения сопровождаются проговариванием слогов “ах”, “ох”, “ух” в такт шагов.

 

Воспитатель читает следующее стихотворение:

 

Как косолапый мишка,

 Пойдем мы все потише,

 Потом пойдем на пятках,

 А после на носках.

 Потом быстрее мы пойдем (“Ох, ох, ох”)

 И после к бегу перейдем.

 

Малыши бегут, затем останавливаются, произнося: “Ухх”,  чуть позже они произносят: “Ах!”

 

VII. Рисование в технике « по мокрому» ( с отражением)

 

Для рисования нужно приготовить для каждого ребенка гуашевые краски , лист бумаги, палитры, губки или ватные тампоны, баночки с водой.

 

Воспитатель предлагает согнуть лист пополам и на верхней части (сухой) листа, над сгибом нарисовать пейзаж. Нижнюю часть намочить водой  и сложить листок, так, чтобы нарисованное отразилось в нижней части (мокрой) листа. Разворачиваем лист и  видим два пейзажа: один на берегу, а другой отражается в воде.

 

 

VIII. Итог занятия

 

— Что вы запомнили? Что вам понравилось?

Дети вспоминают, о чем говорилось на занятии, рассказывают, чему они научились, что им особенно понравилось, какие ощущения они запомнили.

Когда ребенок идет мыть руки, спросите его, какие у него сейчас руки, а какие они станут потом. Старайтесь, чтобы малыш употреблял в речи слова “сухой” и “мокрый”.

 

Продолжить знакомство с понятием «Мокрое или сухое» возможно на прогулке , в таких играх - упражнениях ,как :

  • «Печем куличики»;
  • «Следы»;
  • «Узоры на песке»;
  • «Песочные прятки»;
  • «Песочный круг» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список используемой литературы

 

  1. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2007. – 150с.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  3. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указания – М.: Просвещение, 1969. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»

Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Комплексное планирование особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий.

Данное планирование поможет воспитателям спланировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы....

Традиционные и не традиционные формы работы учителя логопеда в ДОУ.

Разнообразие  форм работы учителя логопеда в ДОУ....

Консультация для педагогов «Формы взаимодействия ДОО и семьи: традиционные, не традиционные в соответствие с ФГОС ДО»

Иногда сами родители отмечают, что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Поэтому термин «педагогическое просвещение» несколько устарел. Сейчас речь идет об у...

Традиционные и не традиционные техники рисования

Рисование является одним из важнейших средствпознания мира, так как оно связано с самостоятельнойпрактической и творческой деятельностьюребенка.В процессе рисования у ребенка развиваютсянаблюдательнос...