Экологический светофор
проект по окружающему миру по теме

Афанасьева Ольга Викторовна

   Создание экологической тропы на территории ДОУ поможет гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения и чувства, которые будут формироваться в ходе заня­тий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отно­шений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспи­тательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это учебная территория, где дошкольники выступают в роли учеников, пропагандистов, тружени­ков, где формируются их гражданские качества, актив­ная жизненная позиция.

    Проект «Экологический светофор», разработанный педагогами МДОУ для становления активной экологической позиции дошкольника, реализуемый в рамках организационной структуры детского сада,  решает задачи гуманизации образования, опираясь на следующие целевые установки:

  • формирование духовных потребностей ребенка;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы  личности дошкольника;
  • развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  • превращение детского сада в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.

      Новизна проекта состоит в создании системы эколого-гражданского становления ребенка через приобщение его к экологической культуре, в создании новых условий  для творческого развития детей, в расширении нравственно-экологического воспитательного компонента детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение МБОУ гимназии № 9 «Детский сад «Клубничка»

г.о. Тольятти Центральный район

Проект

«Экологический светофор»

                   

             

 «Экологическая тропа для дошкольников»

Тема проекта: «Экологическая тропа».

                                              "Ребенок - это не сосуд, который необходимо  заполнить, а светильник, который надо зажечь"                            

                                                                                       Джон Дьюи

       Актуальность.  Глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно рост народонаселения планеты – это проблемы, которые касаются нас всех. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышения их экологической грамотности и культуры.

    В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в детской педагогике приобретают идеи гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Однако именно на этапе дошкольного детства существует пробел в организации становления активной эколого-гражданской позиции ребенка, в осознании его как субъекта общества, в его умении видеть проблемы и изыскивать возможности для их устранения.  

      Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.  В дошкольном возрасте закладываются предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей  работе в школьные годы.  Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Человек – друг живого, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с детства. При ознакомлении детей с окружающим миром решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных и растениях,  развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.

Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу. Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в .других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. В основе этого лежит феномен непонимания ребенком, а затем и взрослым состава нарушения в своём поведении в окружающей природе.

   Создание экологической тропы на территории ДОУ поможет гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения и чувства, которые будут формироваться в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это учебная территория, где дошкольники выступают в роли учеников, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

    Проект «Экологический светофор», разработанный педагогами МДОУ для становления активной экологической позиции дошкольника, реализуемый в рамках организационной структуры детского сада,  решает задачи гуманизации образования, опираясь на следующие целевые установки:

  1. формирование духовных потребностей ребенка;
  2. развитие эмоционально-чувственной сферы  личности дошкольника;
  3. развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  4. превращение детского сада в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.

      Новизна проекта состоит в создании системы эколого-гражданского становления ребенка через приобщение его к экологической культуре, в создании новых условий  для творческого развития детей, в расширении нравственно-экологического воспитательного компонента детского сада, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.

         Цель проекта: разработать комплекс мероприятий направленных на обеспечение полноты, эффективности и оптимальности при решении вопросов качественных изменений образовательного уровня воспитанников ДОУ, профессионального уровня педагогов, а также образовательной среды и микросоциума (родители воспитанников), обеспечивающих качество формирования активной  экологически-организованной  личности.                                    

       Цели:

  1. воспитание любви к природе;
  2. привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды;
  3.  формирование опыта взаимодействия ребёнка с природой и экологической культуры;
  4.  развитие навыка правильной оценки своих поступков и действий окружающих с точки зрения экологии.

      Данный проект относится в целом к области проблем одного из стратегических направлений деятельности ДОУ – «интеллектуально-личностного», однако по ряду позиций, представляемый проект соприкасается с решением вопросов и по таким стратегическим направлениям, как «речевое развитие», «физкультурно-оздоровительное» и «художественно-эстетическое». Такая     многогранность    проекта    обусловлена  достаточно   широким спектром задач, определяющих путь достижения поставленной цели.

     Задачи:

  1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
  2. воспитание в дошкольниках гуманно-ценностного отношения к природе;
  3.  направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;
  4. формирование у детей экологических знаний, культуры и отношения к природе.

Успешному решению задач будут способствовать:

  1. разработка содержательной базы предметно-пространственного компонента образовательной среды;
  2. исследование зависимости качества  усвоения материала от кадрового состава и уровня оснащенности образовательной среды.

Этапы реализации проекта:

1 этап (сентябрь-декабрь 2012г.) – проектно-созидающий

основные направления работы:

- постановка общественно значимой цели перед коллективом  ДОУ;

-  обучение педагогического коллектива ДОУ.

прогнозируемые результаты:

- -создание проекта Экологической тропы на территории ДОУ (разработка содержательной стороны предметного окружения);

- увеличение % педагогов, владеющих инновационными технологиями (освоение педагогами методических навыков организации совместной и самостоятельной поисковой деятельности детей);

2 этап (январь – февраль 2013г.) – корректирующий

основные направления работы:

- разработка структуры модификации образовательной среды по формированию экологического самосознания детей (выявление перечня объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе);

- накопление опыта работы по данному направлению;

-  экспертиза продуктов исследования

прогнозируемые результаты:

- увеличение % воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность;

-обобщение опыта работы в исследовательском режиме (определение алгоритма организации воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с «Экологической тропой»);

-создание методического комплекса для организации работы по направлению;

- внешнее экспертное заключение.

3 этап (март – май 2013г.) – обобщающий

основные направления работы:

- обобщение теоретического и практического опыта.

прогнозируемые результаты:

- создание Экологической тропы на территории детского сада.

Перспективы

- увеличение % родителей вовлеченных в природоохранную деятельность.

План-график реализации проекта:

Этапы реализации

Направление

Действия

Сроки

Участники

Ответственные

Предполагаемые результаты

1 этап

(сентябрь-декабрь) подготовительный


- постановка общественно значимой цели перед коллективом  ДОУ;




-обучение педагогического коллектива ДОУ.

-организация конкурса на лучший проект «Экологической тропы» на территории ДОУ среди всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- определение задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого  в предстоящем деле;

- выявление перечня объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе;

- обучение педагогов по именным образовательным чекам, участие в семинарах-практикумах, включение данной тематики в педагогические советы, консультирование педагогов

декабрь 2012г










в течение года

дети – 46

родители–23

педагоги – 16









Зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.,



зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., члены творческой группы



зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.

-создание проекта Экологической тропы на территории ДОУ







- увеличение % педагогов, владеющих инновационными технологиями

2 этап

(январь – февраль) корректирующий

- разработка структуры модификации образовательной среды по формированию экологического самосознания детей;

- накопление опыта работы по данному направлению;


-экспертиза продуктов исследования

- утверждение лучшего проекта тропы;

 - изготовление макета и плана-схемы Экологической тропы;

- создание «Экологического музея» в помещении зимнего сада МДОУ;

- изготовление стендов, дорожных знаков, информационных досок;

-организация работы детей в рамках творческой мастерской.

- разработка методического материала по данному направлению (для педагогов и родителей), изготовление  методических пособий;


-участие в   международном проекте по образованию для устойчивого развития

январь 2013г








февраль-март 2013г



декабрь-апрель 2013г


дети – 7

родители–12

педагоги - 8

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., члены творческой группы






зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., члены творческой группы


зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В.

-модифицированный учебный план;


- увеличение % воспитанников, вовлеченных в самостоятельную деятельность


- обобщение опыта работы в исследовательском режиме

-внешнее экспертное заключение

3 этап

(март-май)

открытие тропы

-обобщение теоретического и практического опыта;  

-организация постоянно действующей Экологической тропы на территории ДОУ


-организация «Школы экскурсоводов» из числа педагогов и старших воспитанников

апрель-май 2013г

дети – 46

родители–23

педагоги - 16

зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., педагоги, члены творческих групп

-создание Экологической тропы на территории детского сада

перспективы

-привлечение внимания родителей

- создание родительского клуба экологической направленности

-разработка экологической тропы для взрослого населения

сентябрь

2013г

родители–16

педагоги - 6

Зам. дир. по ВМР Афанасьева О.В., педагоги, члены творческих групп

- увеличение % родителей вовлеченных в природоохранную деятельность

Перспективы развития и реализации проекта

  1. Актуальность для ДОУ:
  1. создание методического комплекса по организации становления активной эколого-гражданской позиции у ребенка дошкольного возраста;
  2. увеличение доли  (%)  педагогов, владеющих инновационными технологиями:

  - технология организации сюжетно-ролевой игры до 46%;

  - технологии метод проектов до 88%;

  - технология интенсивного развития интеллектуальных способностей  детей дошкольного возраста до 58% 

  1. увеличение количества педагогов, активно участвующих в исследовательской деятельности.
  1. Актуальность для педагогического сообщества:
  1. возможность использования методического комплекса «Экологический светофор» в ДОУ города.
  2. В 2012-2013 учебном году педагоги дошкольных групп реализуют следующие проекты экологической направленности:
  3.  «Домик в деревне»;  «На нашей улице»;  «Фруктовый сад «Веселый огород»;
  4. «Жалобная книга природы»;   «Экологический театр»; «Зеленая аптека»;   «Подсолнушек». 
  5. Проект "Экологический светофор" направлен на создание условий для формирования элементарных биологических представлений и обеспечение условий для развития экологического сознания дошкольников.

Методическое сопровождение

      - создание плана-схемы экологической тропы на территории   детского сада с конкретными видовыми точками;

      - разработка конспектов занятий и наблюдений по маршруту  экологической тропы;

       - сбор гербария местных растений;     

     - подборка художественного слова и загадок по теме;

       - дидактические игры по экологии: "Экологический светофор",  "Растения и животные", «Узнай по силуэту», «Помоги птицам найти  свои  гнезда», «В гости к осени» и т.п.

                  Можно выделить несколько основных принципов организации работы на Экологической тропе:
1. Принцип наглядности. Информация подается в удобном для обзора виде, эстетически привлекательна и эмоционально обращена к посетителям. Особенно это важно в работе с младшими возрастными группами, так как создает мотивацию и способствует запоминанию. Этот принцип применим не только в случае, когда до посетителя нужно донести определенные сведения, так же можно обыграть пейзаж или объект, за которым ведется наблюдение.
2. Принцип сжатой подачи информации (выделение самого существенного).

3. Принцип воздействия на различные органы чувств. Вовлечение воспитанника в процесс познания происходит через органы слуха, зрения, осязания.

  1. Принцип учета возрастного состава посетителей. Оборудование центра должно быть рассчитано на работу с различными группами посетителей - от младших дошкольников до их родителей.

5. Принцип активности познания. Посетитель не только пассивно воспринимает информацию, но и вовлекается во все происходящее в центре. Достигнуть этого можно такими средствами, как: постановкой проблемных вопросов в сопроводительных текстах, постановкой несложных опытов. Для посетителей мл. возраста такими средствами могут стать экологические шарады, лото, викторины, игры, имитирующие вторжение в экосистему и показывающие его последствия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический светофор

Дидактическая игра "Экологический светофор", которая воспитывает отрицательное отношение к факторам загрязняющим воздух, воду, землю и природу в целом....

В гостях у экологического светофора

мероприятие по экологии...

«В ГОСТЯХ У ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СВЕТОФОРА»

занятие по экологии для детей подготовительной группы...

«Экологический светофор»

НОД по экологическому воспитанию для  детей средней группы...

Тема. "Экологический светофор"

В данном материале содеджиться информация, позволяющая: Расширять представления детей о характерных признаках зимы.Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к н...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...