«В ГОСТЯХ У ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СВЕТОФОРА»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Запорощенко Светлана Валерьевна

занятие по экологии для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspkt_.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ”

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                          

                                           

                                                                                           

«В ГОСТЯХ У ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СВЕТОФОРА»

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЭКОЛОГИЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
НА ГОРОДСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СРЕДНИХ РУССКИХ   ГРУПП  ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Составил:

воспитатель МБДОУ №14:

Запорощенко С.В.

Вид: занятие по ознакомлению с окружающим и экологией

Тема: «В гостях у экологического светофора»

Место проведения: групповая комната

Программное содержание: Учить детей использовать соответствующие правила зрительных образов – экологических знаков. Познакомить с правилами экологически грамотного  взаимодействия с окружающей средой. Развивать мотивационную сферу экологической деятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: водоём, эко – дом, костровище, газон.

Оборудование: доска – мольберт; костюм «экологического светофора» на взрослого, костюм «гнома», магнитофон, фонограмма; полумаски на каждого ребёнка с изображением растительного и животного мира (березка, гриб, ромашка, сорока,  бабочка, лягушка и т.д.)

Демонстрационный материал: экологические знаки; в мешке: мяч,

зажигалка, рабочие рукавицы, ведро пластмассовое, магнитофон, гвозди, молоток, хлебные крошки; методическое пособие «Обучаем, играя» с комплектом картинок.

Раздаточный материал: по 3 круга зелёного, красного, жёлтого цвета – сигналы светофора.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: подбор материала, музыкального сопровождения,  написание конспекта, изготовление пособия «Обучаем, играя»,  подготовка персонажа – гнома.

Предварительная работа с детьми: беседы на экологические темы, дидактические игры: «Прими мудрое решение», «Ненужные вещи из ненужного мусора», «Экологическая цепочка»; рассматривание экологических знаков, занятие «Позаботимся о чистоте леса»,  беседа ко Дню защиты окружающей среды (5 июня), разучивание стихов, рассматривание сюжетных картинок об окружающей природной и городской среде.

Индивидуальная работа: 2 часть – помочь Мише, Жене объяснить значение сигналов экологического светофора;  4 часть – во время работы у мольберта с Никитой, Сашей С..

Структура занятия:

  1. Знакомство с экологическим светофором – постановка проблемы – 3 минуты.
  2. Игра «Какие вещи нужны в лесу?» - 7 минут.
  3. Знакомство с эко-знаками, чтение стихов – 5 минут.
  4. Д/игра «Посвети нам солнышко» - 5 минут
  5. Анализ, чтение стихотворения «Живой букварь» - 3 минуты.

Методические приёмы: игровой, постановка проблемы, чтение стихов, вопросы, поощрения, объяснение,  музыкальное сопровождение, работа у мольберта, итоговый анализ

Ход занятия:

- Вбегает гном (взрослый).

Гном: - Тс-с! Тихо! Слышите? Кто-то идёт по лесной тропинке! И не один человек, а целая группа людей, я уже слышу их голоса. Кажется это дети. Скорее! Скорее сообщить лесным жителям, объявить тревогу! Скорее! Скорее!

(убегает и сталкивается с экологическим светофором – воспитателем)

Светофор: -  Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось?

Гном: -  Сюда…Сюда по тропе…движется группа детей. Они шумят и мусорят. В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костёр и выгорела вся поляна, они растоптали муравейник!

Светофор: - Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться. Я – экологический светофор и мои друзья – экологические знаки поможем ребятам научиться выполнять экологические правила и путешествовать так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям, ни другим людям, ни самим себе. Так что, гном встречай добрых гостей.

(гном подбегает к детям и приглашает их в лес – группу; дети заходят, на голове полумаски - муравей, бабочка, ромашка, берёзка, грибы и т.д.; гном приглашает детей, читает стихотворение).

Гном: -  Рады мы всегда друзьям,

                Приглашаем в гости к нам

                Всех, кто хочет твёрдо знать

                Как природу охранять,

                Как в лесу себя вести,

                Чтоб вреда не принести

                Ни себе самому,

                Ни деревьям, ни цветку,

                Ни лягушкам, ни лисицам,

                Ни кузнечикам, ни птицам

                Ведь в любое время года

                Ждёт помощников природа!

Светофор: - Кто не знает до сих пор:

                      Я – зелёный светофор,

                      Службу я свою несу!

                      Всем зажгу зелёный свет

                      Кто даст правильный ответ.

Гном: - Уважаемый светофор! Прежде чем мы предложим ребятам Ваши задания, покажите, пожалуйста, как вы работаете?

Светофор: - Каждый мой сигнал означает почти то же самое, что и на проезжей части:

                       Крвсный свет – природе вред!

                       Жёлтый – осторожно!

                       Свет зелёный – как красиво!-

                       Скажет лес тебе «спасибо!» Запомнили? Теперь проверим.

Светофор: - Красный свет?

Дети: – Природе вред! Это означает, что красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Светофор: - Жёлтый свет?

Дети: - Осторожно! Это значит, что человек должен соблюдать правила, чтобы не причинять вреда природе и самому себе, быть внимательным.

Светофор: - Зелёный свет?

Дети: - «Так красиво! Скажет лес тебе: «Спасибо!». Зелёный зажигается, когда не причиняют вреда природе и делают для леса добрые дела.

Светофор: - Молодцы, ребята! Я приготовил такие же сигналы светофора и для вас, пойдёмте, посмотрим.

(Дети рассаживаются за столы, перед каждым круги жёлтого, красного, зелёного цвета)

Светофор: - Шёл я по лесу и нашёл много разных вещей. Помогите мне разобраться: с чем можно играть, а с чем нельзя идти в лес (достаёт из мешка поочерёдно предметы).  Зажигалка, зачем её принесли?

Дети: - Мы думаем, чтобы развести костёр, испечь картошку, погреться около костра…

Светофор: - Пропустим эту вещь?

Дети: - (поднимают красный кружок) от костра может загореться лес, на том месте, где горел костёр, очень долго не будут расти деревья и трава. Разжигать костёр можно только в специальных местах.

Светофор: - А вот рабочие рукавицы, для чего они?

Дети: - Может для того, чтобы наломать еловых веток для постройки шалаша или собрать мусор на поляне (поднимают жёлтый кружок).

Светофор: - Правильно, нужно знать правильное назначение рукавиц, ломать еловые ветки или собирать мусор?

Дети: - Рукавицы нужны для того, чтобы собирать мусор.

Светофор: - Пластмассовое ведро? А оно для чего?

Дети: - Чтобы полить кустики, которые посадили недавно, мусор собрать в ведро (поднимают зелёный кружок).

Светофор: - А это мяч.

Дети: - Мяч пригодится для игры в волейбол или в футбол (поднимают жёлтый сигнал).

Светофор: - Почему жёлтый?

Дети: - Можно играть с мячом на открытой поляне, чтобы не сломать ветки деревьев.

Светофор: - Вот это да! Магнитофон!

Дети: - Его принесли для того, чтобы музыку послушать (поднимают красный сигнал).

Светофор: - Почему красный?

Дети: - Потому что от громкой музыки могут напугаться звери и птицы, птенец вывалится из гнезда.

Светофор: - Белый раскрошенный хлеб?

Дети: - Это для птиц (поднимают зелёный сигнал)

Светофор: - Ну что же, молодцы, знаете что можно, а что нельзя брать с собой в лес.  Давайте немного отдохнём.

Физминутка  «Бабочка»:

- Спал цветок и вдруг проснулся     -                 плавное движение рук вверх,                          

                                                                               смотреть на пальцы,

- Больше спать не захотел                 -                 руки вниз,

- Шевельнулся, потянулся                 -                присед, встать,

- Взвился вверх и полетел                  -                руки вверх, махи руками,

- Солнце утром лишь проснётся        -                руки вверх,

- Бабочка кружит и вьётся                  -                кружение.

Светофор: - Молодцы, дети! Вижу,  любите вы природу, пытаетесь заботиться о ней.  Как   вести себя в лесу, в городе, на улице, что можно делать, а чего нельзя вам помогут усвоить экологические знаки (эко-знаки). Помогите разобраться, что они означают?

Ребёнок: - «Поступай в природе так,

                    Как подскажет эко-знак!

                    Может, ты уже заметил,

                    Чем похожи знаки эти?

                    Перечёркнут круг – запрет

                    Причинять природе вред!

                    Треугольник ярко- красный –

                    Будь внимателен! Опасно!

                    Скажет голубой квадрат:

                    «Лес твоим поступкам рад!»

                     Эко-знаков очень много

                     Никогда их не забудь,

                     Пусть они тебе помогут

                     Безопасный выбрать путь.

(Светофор показывает эко-знаки,  дети объясняют, что они обозначают)

Дети: - 1. «Костровище» - специальное место, где можно развести костёр, не нанося  вреда природе.

Ребёнок: - Если вы давно в пути

                   И костёр вам очень нужен,

                   Надо этот знак найти,

                   Чтобы приготовить ужин.

Дети: - 2. «Разжигать костёр запрещено» -

                   Здесь нельзя разжигать костёр, может получиться пожар.

Дети: - 3. «Запрещено топтать грибы и цветы» - цветы, грибы погибнут.

Дети: - 4. «Нельзя рубить деревья» -  после срубленного дерева останется только пенёк.

Дети: - 5. «Нельзя ловить бабочек» - они погибнут.

Дети: - 6.  «Птичья столовая» - место, где можно кормить птиц.

        Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц».

   

Ребёнок: - «Этот знак прочитает любой

                    Он очень важен морозной зимой.

                    Мимо, пожалуйста, не проходи:

                    В этой «столовой» птиц покорми!»

Дети: - 7.  «Загрязнённый водоём» - купаться нельзя и нельзя ловить рыбу, можно заболеть.

Дети: - 8. «Зелёная аптека» - можно собирать лекарственные травы.

Дети: - 9. «Сбор грибов запрещён» - в этом месте грязно, грибы собирать нельзя, ими  можно отравиться.

Ребёнок: - «Гриб чертою ярко-красной

                Перечёркнут не напрасно.

                Знак-запрет, и всем нам ясно,

                Собирать грибы опасно!»

Светофор: - Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в эко – знаках. Вы умеете вести себя в лесу. А можете ли вы вести себя в городе и дома? Давайте поиграем в игру «Посвети нам солнышко». Вот солнышко, а вокруг него кармашки, в которых тоже находятся эко – знаки. Я буду называть знак, а вы его находить и объяснять его назначение. Внимательно наблюдайте за солнышком, если оно улыбается - значит ответ правильный.

Светофор: -   «Свалка мусора запрещена»-

Дети: - (показывают знак и объясняют) - будет вокруг грязно.

Светофор: -  «Высадка растений»

Дети: - (показывают знак и объясняют)         это знак  призывает всех:  «Посади дерево».

Светофор: -  «Эко-дом»

Дети: - Это знак обозначает, что в этом доме чистые подъезды.

Светофор: -  «Нельзя топтать газон»

Дети: - Этот знак  призывает: «Обойди!»

Светофор: - « Не пей сырую воду»

Дети: -  В сырой воде много микробов, можно заболеть.

Светофор: - «Береги воду».

Дети: -  Не оставляй открытым кран.

Ребёнок:- «Родник иссяк, ручей ослаб,

                А мы из крана - кап, кап, кап.

                Мелеют реки и моря,

                Не тратьте воду зря, зря, зря,

                А то пройдёт немного лет,

                И нет водицы - нет, нет, нет…

Светофор: -  «Полей цветы».

Дети: - Не забывай о своих цветах, проверяй   в порядке ли они.

Светофор: -  «Мой овощи и фрукты».

Дети: - Немытые они могут оказаться причиной беды.

Светофор: - «Выключи свет».

Дети: - Когда все уходят, не следует оставлять включенным свет в комнатах.

Светофор: - Какие вы все молодцы! Помогли мне разобраться в эко-законах. Теперь я уверен, что вы правильно будете вести себя в природе, в городе и дома.

Светофор: - «Живой букварь»

                  Нас в любое время года

                  Учит мудрая природа.

                  Учит по календарю-

                  По живому букварю:

                  Птицы учат пению,

                  Паучок - терпению.

                  Учит нас пчелиный рой

                  Дисциплине трудовой,

                  Обучает жить в труде

                  И по справедливости.

                  Отражение в воде

                  Учит нас правдивости.

                  Учит снег нас чистоте,

                  Учит солнце доброте.

                  У природы круглый год

                  Обучаться нужно.

                  Нас деревья всех пород,

                  Весь большой лесной народ,

                  Учит крепкой дружбе.

Светофор: - С какими знаками вы сегодня познакомились? Какие они? Для чего нужны?

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический светофор

Создание экологической тропы на территории ДОУ поможет гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения и чувства, которые будут формироваться в ходе заня­тий на тропе, направлены н...

Экологический светофор

Дидактическая игра "Экологический светофор", которая воспитывает отрицательное отношение к факторам загрязняющим воздух, воду, землю и природу в целом....

В гостях у экологического светофора

мероприятие по экологии...

«Экологический светофор»

НОД по экологическому воспитанию для  детей средней группы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Экологический квест «Безопасное поведение на природе» (или экологический светофор)

Экологический квест «Безопасное поведение на природе» (или экологический светофор)...