Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе, тема "Золотая осень"
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Кузьменко Татьяна Евгеньевна

В процессе деятельности использован метод педагогической драматургии - дети отправляются в воображаемое сказочное путешествие в королевство Золотой Осени. В  игровой форме дети закрепляют  признаки осени, развивают сенсорное восприятие - тактильные, вкусовые, обонятельные  ощущения, закрепляют понятия "цвет" и "форма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen.odt27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме

« Золотая Осень»

Автор: воспитатель МДОУ д-с к-в 3 7 Т.Е. Кузьменко

Программное содержание:

Обобщить представления об основных признаках осени; продолжать учить соотносить сенсорные эталоны с реальными предметами; упражнять в практической сериации предметов по цвету;

Развивать  звуковое, зрительное и тактильное восприятие;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии стихотворений кубанских поэтов

Материалы и оборудование:

Овощи: помидор, огурец, кабачок,перец; «тактильный ящик» (ящик с прорезями для рук); лейки с теплой и холодной водой, таз; варенье четврех сортов, розетки, ложки, этикетки на самоклеющейся бумаге

Активизация словаря: листопад, этикетки, стражники, урожай, перелетные птицы, вожак, сыро, неуютно, таз

Ход занятия:

Дети входят в зал, где их встречает воспитатель в костюме Золотой Осени.

ЗО: Здравствуйте, ребята. Угадайте, кто я?

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Дожди к вам присылаю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я … (ОСЕНЬ)

Правильно. Я пришла к вам из королевства Времен Года, где правят по очереди четыре королевы: королева Весна, королева Лето, королева Зима и я — королева Осень. Сейчас как раз мой черед, и я хочу пригласить вас на прогулку по Осеннему королевству.

Нам нужно пройти в Золотые ворота, но они пропускают только тех, кто знает осенние приметы и правильно отвечает на вопросы. Подходите к воротам по одному.

(Зототые Ворота — дети с осенними веточками в руках — задают вопросы. Если ответ правильный, дети поднимают веточки вверх и пропускают ребенка)

- Почему середина осени называют «Золотая осень»?

(в это время листья желтые, как золото)

- Куда улетают птицы осенью?

(В теплые края, на юг, туда, где есть корм)

- Как называют птиц, которые улетают осенью на юг?

(Перелетные птицы)

- Как можно заготовить впрок овощи?

(Засолить, заквасиь, заморозить, сделать салат и закататьв стеклянные банки)

- Как заготавляивают впрок фрукты?

(варят варенье, компот, сушат)

- Как называется явление, когда с деревьев осыпаются листья?

(Листопад)

- Какая погода чаще всего бывает осенью: теплая и солнечная, или холодная и дождливая?

(Холодная, дождливая)

(После того, как последний ребенок ответил на вопрос, стражники Золотых Ворот уходят.)

ЗО: Рада приветствовать вас, дети, у себя в гостях! Я проведу вас по своему королевству. И вы увидите много интересного. Сейчас мы идем на улицу, которая называется Урожайная.. Нас здесь никто не встречает, потому, что все жители на работе. Давайте поможем им убрать последние фрукты и овощи.

(Речь с движением «СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»)

Груши, яблоки сорвем

(Встают на цыпочки. Имитируют сбор плодов)

И орехи соберем

(Наклоны вниз)

Срежем спелый вигноград

(«ножницы» средним и указательным пальцами)

Отдыхай, наш добрый сад!

(Машут, прощаясь)

ЗО: Фрукты мы собрали. А теперь поможем убрать урожай овощей.

(Речь с движением «В ОГОРОД ПОЙДЕМ»)

В огород пойдем, урожай соберем

(Шагают)

Мы морковки натаскаем

(наклоны)

И картошки накопаем

(Имитация выкапывания картофеля)

Срежем мы кочан капусты

(Наклон, «режут» указательным пальцем)

Крупный, крепкий, очень вкусный

(Очерчивают руками круг, гладят себя по животу)

Соберем ведро горошка

(Присаживаются, «собирают» пальцами, сложенными в щепоть)

И вернемся по дорожке!

(шагают)

ЗО: Ай, да помощники! Молодцы! Хорошо потрудились! А теперь присядьте на скамейки, мы немного отдохнем.

(Дети садятся)

ЗО: А вы знаете, что выросло на моей грядке? Там выросли загадки для умных ребяток — как раз для вас. А отгадки я сложила в этот сундучок.

(Ставит на стол сундучок. По бокам сундука прорези для рук)

ЗО: Поиграем — угадаем!

Как на нашей грядке вырослы загадки -

Сочные и крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, осенью краснеют.

(Дети отгадывают: помидор)

ЗО: Правильно, угадали! Теперь нужно отгадку отыскать в сундучке. Ой, ключи от сундучка я потеряла. Ну, ничего, достать отгадку можно через эти дыры, которые мыши прогрызли.

(Ребенок на ощупь находит помидор и вынимает)

ЗО: Молодец! А как ты догадался, что это помидор?

(он круглый, гладкий)

ЗО: Слушайте следующую загадку:

Как-то летом, под листом,

В огороде вырос дом.

Взяли мы его с земли,

В детский садик принесли.

Гладкий у него бочок,

Он пузатый … (Кабачок)

(Ребенок на ощупь находит и вынимает овощ)

ЗО: как ты догадался, что это кабачок? (Он длинный, гладкий)

ЗО: Пупырчатый, зеленый,

Он вкусен и соленый,

он вкусен и сырой

Кто он такой?

(Огурец!)

ЗО: А вот последняя загадка:

Он бывает узкий, злой.

С острой длинной бородой.

Трогать нельзя его детушкам.

Ест его только папа и дедушка.

Любят его и болгарин, и немец,

А зовется он просто (Перец)

ЗО: Посмотрите, здесь лежат все наши отгадки. А как можно назвать одним словом перец, помидор, огурец и кабачок?

(Овощи)

ЗО: Ребята, а какой овощ здесь лишний по цвету?

(Помидор, он красный, остальные овощи зеленые)

ЗО: Уберу я помидор в корзинку, и остались у нас зеленые овощи. А какой из оставшихся овощей самый темный? (Перец)

А самый светлый? (Кабачок).

Овощи я приготовила вам в подарок. Сложим их в корзинку, пусть она постоит да вас подождет.

А мы отправляемся дальше, на улицу Перелетных птиц. Здесь очень тихо. Как вы думаете, дети, почему не слышно птичьих голосов?

Р: Не слыхать веселых песен соловья,

улетели птицы в теплые края...

ЗО: Путь в теплые края долог и опасен. Много трудностей предстоит преодолеть птицам в пути. Их подстерегают охотники, хищные звери. Руководит полетом птичий вожак. Он подает команды птицам на птичьем языке.

Мы сейчас поиграем в игру «Перелетные птицы».

(Берет в руки свистульку)

Тихий свист означает «все в порядке, продолжаем полет». Громкий свист — опасность, спешите в укрытие (на стульчики)

Что означает этот свист (свистит тихо) (продолжаем полет)

Что означает этот свист? (свистит громко) (в укрытие)

Игра повторяется 2-3 раза.

ЗО: Молодцы, птицы! Внимательные, послушые, все прилетели в теплые края.

Хорошо, что перелет закончился до дождей. А нам с вами дождика никак не миновать, так как путь наш лежит через площадь Дождей. (Звук дождя) Ух, как здесь сыро и неуютно! Спешите под зонтик, чтобы не намокнуть под дождем!

(Дети прячутся под зонт, котрый держит в руках Осень, проходят и садятся вокруг стола, на котором стоит таз , две лейки.)

ЗО: Ребята, а ведь летом тоже шли длжди. Как вы думаете, чем отличасется осенний дождь от летнего?

(Летний дождь теплый, осенний — холодный)

ЗО: У меня есть две леечки, в одной осенний дождь, в другой — летний. Кто хочет угадать, в какой из них какой дождь?

(Дети по желанию подходят к тазу, воспитатель поливает руки из леечек поочередно теплой и прохладной водой; дети угадывают, осенний или летний дождь)

ЗО: Какими словами можно назвать осенний дождь? (Холодный, колючий, неприятный)

А летний? (Приятный, теплый, добрый, ласковый)

  А теперь предлагаю пройти дальше. Это проспект Листопада. Здесь тоже идет дождь, но только дождь из осенних листьев. Давайте ти мы покружимся, как осенние листочки.

(Речь с движением «МЫ ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»)

Мы листочки, мы листочки, мы осенние листочки

(раскачивают поднятыми руками влево-вправо)

Мы на дереве висели, ветер дунул — полетели...

(Опускают руки, бегут врассыпную по залу)

Мы кружились, мы кружились, и на землю опустились...

(Кружатся, приседают)

(Младший воспитатель тянет за веревочку, прикрепленную к картонному диску, висящему под потолком. С него сыпятся красные, зеленые, оранжевые и желтые листья )

ЗО: Посмотрите, сколько листьев сорвал ветер с осенних деревьев! Опустились листочки на землю и загрустили...

Р: Кружатся листочки, кружатся, летят.

Не хотят на землю падать, не хотят.

Очень грустно листикам мокнуть под дождем...

Вы не плчьте, листики, мы вас соберем!

ЗО: Давайте сделаем так: те дети, кого я назову, будут собирать листья только своего цвета. (Назначает детей, определяет цвета) Раз. Два, три, листья собери!

(Дети собирают листья)

ЗО: Молодцы, дети, все листья собрали. Интересно, а каких листьев больше всего осенью?

(Ответы детей)

А мы сейчас проверим — выложим листья в три линии, и получатся у нас три осенние дорожки. (Воспитатель обозначает цветовыми символами начало дорожек)

(Дети выкладывают листья в ряды)

ЗО: Какая дорожка самая длинная? (желтая) Значит, листьев какого цвета больше всего осенью? (желтых) А какая дорожка самая короткая? (зеленая) А почему? (зеленых листьев меньше всего)

ЗО: А теперь пойдем по нашим разноцветным дорожкам, и посмотрим, куда они нас приведут. (Дети с воспитателям подходят к сервированному столу с вареньем)

ЗО: А привели нас дорожки в перулок Варенья. Ах, как вкусно здесь пахнет!

(Выходит Бабушка, несет банку с вареньем)

Б: Сварила я варенье — вкусное такое!

Будет день рождения — баночку открою!

Сварила клубничное, сварила вишневое, сварила грушевое, да еще яблочное! Только вот беда — забыла в какой банке какоеваренье!

(замечает детей)

Б: Здравствуйте, Осень, здравствуйте, внучата! (дети здороваются) Вы, наверное, тоже любите варенье? (Ответы детей) А вот ты какое варенье любишь? (ребенок отвечает) А у тебя какое варенье любимое? (ответы детей)

Я бы угостила каждого из вас любимым вареньем, но вот беда — не знаю, в какой банке какое варенье. Нужно это узнать и наклеить на каждую из банок свою этикетку. Вы мне поможете? (ответы детей)

(Бабушка накладывает в розетку варенье из банки, предлагает ребенку определить, из чего сварено варенье и найти подходящую этикетку.)

Б: Спасибо, внучата, помогли вы мне! За это я вам подарю банку самого вкусного клубничного варенья!

(Дети благодарят)

Б: Королева Осень, славные сегодня у нас были гости!

ЗО: Закончилась наша прогулка. Понравилось ли вам в нашем королевстве? (ответы детей)

Не забудте варенье и корзинку с овощами. (Отдает детям подарки).

Как много мы с вами успели: урожай собирали, загадки отгадывали, под дождик попали, с птицами полетали и варенье попробовали! А теперь пора прощаться. Всего хорошего! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в средней группе "В осеннем лесу"

     В рамках конкурса "Лучший молодой специалист - 2011"  на базе нашего детского сада я разработала конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности, расс...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе на тему «Осенние цветы»

Тема "Осенние цветы"Задачи:Образовательная область «Познание»: систематизировать знания детей о признаках осени; закреплять знание осенних месяцев.Образовательная область «Коммуникация»: развивать лог...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Волшебница Осень"

Конспект непосредственной  образовательной деятельности во время прогулки в средней группе "Волшебница Осень"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы «Подарки осени»

— уточнить представления детей о фруктах и овощах (название, форма, цвет, вкус, запах), рассказать о некоторых способах употребления в пищу;-развивать речь, сенсорные способности;-формировать умение о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "Грустная осень"

При изображении поздней осени учить детей понимать, почему ее называют грустной, передавать это в рисунке, используя неяркие краски. Развивать у детей умение передавать образ деревца с тонким стволом,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы «Подарки осени»

— уточнить представления детей о фруктах и овощах (название, форма, цвет, вкус, запах), рассказать о некоторых способах употребления в пищу;-развивать речь, сенсорные способности;-формировать ум...