Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами исследования "Как мы дышим?"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) на тему

Познакомить детей с дыхательной системой человека. Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Дать детям представления об органах дыхания и дыхательной системе в целом; подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания; расширить кругозор детей.

Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать культуру обмена мнениями, развивать навыки упорядоченного, структурированного мышления.

Формировать мотивацию к здоровому образу жизни и соблюдать основные принципы жизнеобеспечения.

Развивающая среда:

Слайдовая презентация,  коробочки для игры «Узнай по запаху» (с запахом кофе, чеснока, духов),   полиэтиленовый пакет без дна, игрушка Кислородик, указка, карточки с изображением трахеи, легких, стаканчики с водой,  коктейльные  трубочки,  наборы для аппликации.

Ход занятия.

(Дети стоят в кругу)

В-ль.                 Собрались все дети в круг

                Я – твой друг и ты – мой друг.

                Вместе за руки возьмемся

                И друг другу улыбнемся.

(дети берутся за руки и с улыбкой смотрят друг на друга)

Дети, сегодня у нас в гостях маленький Кислородик. Он хочет пригласить вас в увлекательное путешествие по дыхательной системе человека. Принимаем его предложение?

Как вы думаете, с чего начинается движение кислорода по нашему организму? (Ответы детей). Если возникают затруднения, загадать загадку:

                Он бывает самым разным:

                Добрым, вредным, гордым, важным,

                Длинным, маленьким, горбатым,

                Толстым, тонким,  конопатым.      (Нос)

А кстати, дети, вы знаете, как слово «нос» звучит по-английски? (a nose). А по-татарски? (борын). А по-французски? (le nez).

Удивительный вопрос – для чего нам нужен нос?    Одни неприятности с ним, то с горки упадешь и разобьешь его. То он чихает. Даже платок   для него придумали специальный – носовой. А дышать и ртом можно. Так ведь я  говорю? (ответы детей)

Итак, наше путешествие начинается.

Кислородик предлагает поиграть в игру «Узнай по запаху». Какие запахи ты сейчас чувствуешь? А ты?    Кислородик для вас приготовил баночки с запахами. Что ты чувствуешь?

Какой мы сделаем вывод? Для чего нам нужен нос? (чтобы определять запахи)    (Слайд)

Какие запахи вам знакомы? Какие запахи вам нравятся?

Запахи могут быть ядовитыми, опасными. Поэтому нельзя нюхать опасные предметы. Проверяя запахи нужно рукой направлять запахи к носу. Вот так.

Закройте нос и скажите слово  «нос»

Что происходит со звуками? (изменяются, становятся не четкими)

Итог: нос нужен, чтобы говорить, он

           первый сообщит об опасных запахах.  

Попадая в нос, воздух проходит по двум коридорам.

Здесь очень много волосинок!!! На них застревает пыль! Значит, нос может очищать воздух как пылесос! (Слайд)

Стенки носа сверху донизу вымазаны специальной липучкой! Сколько микробов по стенкам приклеилось! Висят, как летучие мыши в настоящей пещере! И всех их липучка уморила! Эти летучие мыши не дают носу дышать, щекочут его изнутри. Нос плачет, потому что не может с ними справиться. Но когда их наберется слишком много, они вылетают в носовой платок. И тогда нос чувствует облегчение. Это явление называется чиханием. Значит, нос – это еще и очиститель. (Слайд).

А почему в холодное время года нужно дышать носом, а не ртом? Потому что, благодаря множеству кровеносных сосудов, расположенных в носовой полости холодный воздух нагревается и поступает в легкие теплым, чтобы мы не заболели. Оказывается, нос еще работает обогревателем. (Слайд) Летом, наоборот, воздух сильно нагревается. И, чтобы не обжечь легкие,  в носу воздух охлаждается. В этом случае нос работает холодильником. (Слайд)

Кислородик предлагает вам сделать дыхательную гимнастику  (слайд)

Пока мы выполняли дыхательную гимнастику, нос уже открыл ворота.    Как вы думаете, куда дальше движется воздух?   Потрогайте на себе, чувствуете такой перекресток в горле? Это гортань. А вот дальше воздух идет вниз по воздушной трубе. Эта труба называется трахея. Потрогайте ее на себе. Погладьте. Какая она?  (ответы детей)

Давайте пойдем вслед за Кислородиком по этому длинному коридору (дети идут друг за другом в полуприседе).

Стенки трахеи плотные, упругие. Как вы думаете, что было бы, если бы стенки трахеи были тонкие? Давайте проверим!

Опыт (показывает взрослый): взять полиэтиленовый мешочек без дна, подышать в него. Что происходит? Что вы заметили?

Вывод: мы бы не смогли дышать, воздух бы не проходил.

(Дети подходят к мольберту, рассматривают картинку дыхательной системы)

Природа таким образом предусмотрела, чтобы воздух спокойно проходил по трахее и переходил дальше в короткие, толстые ветки – бронхи, на которых растут две большие кроны – легкие. Вот туда и поступает чистый, теплый воздух. Когда происходит вдох, легкие расширяются, а когда происходит выдох -    легкие сокращаются. Давайте вдохнем. Чувствуете, как легкие расширились, выдох… Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

А много ли воздуха помещается в легких? Давайте проверим! На столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Наберите в легкие воздух и выпустите его через трубочку в стакан с водой. Что это за пузыри? Да, это выдыхаемый воздух. Почему у Коли пузырей оказалось больше, чем у Полины?  (ответы детей)

Продолжаем наше путешествие. Кислородик предлагает разобраться, что для дыхательной системы может быть хорошо, а что – плохо.  Если то, что я скажу, хорошо для  дыхания и окружающих вас людей, вы будете хлопать в ладоши, а если плохо – топать ногами. Давайте попробуем.

Д/и «Хорошо – плохо»

  1. Ковыряние в носу;
  2. Гуляние на свежем воздухе;
  3. Засовывание мелких предметов в нос;
  4. Со всей силы сморкаться;
  5. Чихать, прикрыв нос и рот рукой или носовым платком;
  6. Проветривание комнаты;
  7. Находиться рядом с курящим человеком;
  8. Долго находиться под палящим солнцем;
  9. Нюхать ядовитые запахи;
  10. Вытирать нос рукавом;
  11. При насморке пользоваться своим носовым платком;
  12. В сильный мороз долго гулять на улице.

Молодцы! Правильно! Нос нужно беречь от резких запахов, за носом нужно ухаживать, соблюдать правила гигиены.

При переохлаждении дыхательная система не справляется со своими функциями. Появляется насморк, кашель, повышается температура.

Если все-таки у вас появится насморк, можно делать точечный массаж для быстрого выздоровления.  Повторяйте за мной  (Слайд).

Кто знает, как называют врача, который лечит простуженные нос, горло, уши? (оториноларинголог)  (Слайд)

Кислородик приготовил для вас загадки  (Слайды 12-15)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы сегодня были? Что нового узнали? Что было необычного?

 Когда так говорят?

*Нос повесил (про грустного человека)

*Совать в нос не в свое дело (про любопытных)

*Держи выше нос (про грустных)

*нос не дорос (про малышей)

*утереть нос (проучить кого-то)

Стихотворение   (Слайд 11)

А сейчас я предлагаю   изготовить друзей Кислородика, которые будут напоминать вам о нашем путешествии по дыхательной системе.

(Дети выполняют аппликацию)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект Непосредственно образовательной продуктивной деятельности. Аппликация с элементом рисования." Шарики воздушные,ветерку послушные" младшая группа

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»     КонспектНепосредственно образовательной продуктивной изо деятельности.Аппликация с элементом рисования"Шарики в...