Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сафарова Лилия Хакимяновна

 

Программное содержание

  • Закрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.
  • Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.
  • Работа по ориентировке в пространстве.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Обогатить словарный запас:  морской узел, морской конек, палуба, матрос, спасательный круг, кок-повар, капитан, морские следопыты.
  • Тренировать мыслительные  операции, анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, и творческие способности ребенка.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям моря.
  • Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.
  • Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

 


Пояснительная записка

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра- сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства обогащать впечатления об окружающем мире.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.

В процессе игры создаются различные ситуации. Ребенок не только слушает и наблюдает, а активно действует. Включаясь в ситуацию, дети тренируются в выполнении игровых действий, связывании их в единый сюжет.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; 2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре «Морские следопыты» у детей возникают ситуации, которые способствуют усвоению ими основных социальных отношений: ребенок находит выход из создавшихся ситуаций, делает определенные вывод.


Ход игры

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на корабле под названием «Брик». По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием. Также ставится задача о выполнении маршрута по карте. На карте есть острова с интересными заданиями.

Первый «Заколдованный остров»

Дети отгадывают загадки на морскую тему.

Для неё волна – качели,

И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.

(Медуза )

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

( Морская звезда )

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови его дружок:

Рыбок друг …

( Морской конёк)

 

 

Как громадный пароход,

В океане он плывет,

Без трубы и без винта,

На спине его – фонтан.

(Кит)

Море синее прекрасно.

Только плавать в нем опасно!

Как бы вас не «хватанула»

Кровожадная …

(Акула)

Я вовсе не сороконожка!

Где столько взять для ног сапог?

Мне хватит восемь! Так немножко…

Ответьте кто я?…

(Осьминог)

Этот зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты,

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

(Морж)

С моряками был он дружен,

Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же

В мире памятник стоит?

(Дельфин)

 

 

Второй остров «Морские обитатели»

Дети отгадывают силуэты морских животных и животных жарких стран.

Третий  остров «Остров развлечений»

Игра «Море волнуется раз».

Четвертый остров «Заколдованные животные»

Дети собирают пазл и описывают части животных, которые нарисованы, затем дать характеристику животного: обитание, питание, окраска.

Пятый остров «Морской узел»

Дети по образцу завязывают морской узел на канате.

Шестой остров «Остров сокровищ»

Дети отвечают на вопросы и получают фишки в виде золотых монет.

Вопросы:

  1. Чем отличается море от реки? (Море соленое, а река пресная)
  2. Какое самое большое морское животное? (Кит)
  3. Кто проглотил солнце? (Крокодил)
  4. Из какого животного плещет фонтан? (Кит)
  5. У какой рыбы есть меч? (Рыба-меч)
  6. Как называется морская трава? (Водоросли)
  7. Какие сказочные герои живут в море? (Русалка, рыба Немо)
  8. У какой рыбы есть пила? (Рыба-пила)
  9. Царь морей? (Нептун)
  10.  Какая звезда живет в море? (Морская звезда)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста

Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...

«Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»

Презентация по проекту "Развитие сюжетно - ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5 лет)"...

Технологические карты сюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД

Технологические картысюжетно-ролевых игр по обучению детей дошкольного возраста ПДД...

Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"

Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....