Занятие в старшей группе по патриотическому воспитанию "Отрадненский курень"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Исаева Елена Михайловна

 

Познакомить с историей Отрадной. Закрепить представление о природных богатствах родного края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elena_mihaylovna.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБДОУ д/с ОВ № 2

                         

                                                                  Старшая группа.

Воспитатель:

Высшей категории  

Исаева Е.М

ст. Отрадная

2012г

Цель: познакомить с историей Отрадной. Закрепить представление о природных богатствах родного края. Активизировать словарь (дремучие леса, атаман, казаки, острог, рублёная изба, сторожевая башня, бревенчатая стена, курень, мазанки.)

Материал: Конструктор для строительства изб и сторожевых башен.                     иллюстрации с изображением Отрадненского курения, острога.

Дидактическая игра «Покажи и назови лечебную траву». Костюмы казаков.

Предварительная работа: Знакомство с процессом строитель-ства мозаики, куреня. Беседа о лесе. Рассматривание иллюстраций, чтение произведений, рисование по теме.

Ход занятия

Дети в костюмах казаков, передвигаясь по комнате, ищут место для строительства острога, переговариваются.

 - А вот и устье Тегиня. Ставим острог здесь?

 - Нет, место низкое, его может затопить.

 - Здесь земля не плодородная, пошли дальше.

 - А вот и Уруп. А позади него горы, скалы.

 - Это хорошее место. Ставим здесь острог!

(Подходят к столу со строительным материалом. Строят избы, сторожевые башни.

В это время звучит аудиозапись: старинной казачьей песни.)

Воспитатель: Однажды летом 1857г. появились здесь казаки со своим атаманом                                   . Они шли издалека по указу царицы Екатерины, чтобы создать сторожевые границы и защитить Русь от турков. Они шли издалека с Украины, с Ростова, в поисках хорошего места для острога. Осмотревшись, решили ставить курень, сторожевые укрепления по левому берегу реки Уруп. (По окончании работы атаман (ребёнок) вручает воспитателю донесение.)

Атаман. Сядем рядком, да поговорим ладком.

(Дети садятся полукругом.)

Воспитатель (читает донесение.) «Супротив Урупа острог ставлю и называю его Отрадным. Тут место самое лучшее, угожее для пашен, покосов, выгона, и охота хороша и всё близко.»

Воспитатель: Вы поставили острог. А что это такое?

 - Маленький город, селение.

 - Острог – это деревянная крепость, обнесённая со всех сторон высокой стеной из земли (насыпь) и глубоким рвом вокруг стен. (Вывешиваются иллюстрации с изображением Отрадненского острога.)

Избы в нём были деревянные, рубленые и мазанки. По углам острога возвышались сторожевые башни, на которые поднимались его защитники – казаки. Как вы думаете, зачем?

 - Чтобы смотреть, наблюдать за границей с карачаями, турками.

 - Верно, чтобы наблюдать за окрестностями, сторожить: не идёт ли неприятель на Русь матушку. А ещё у русских людей был обычай: там, где заложено селение, острог – строить церкви.

В Отрадном тоже построили церковь и назвали её Преображение Господнее.

Так родилась наша станица Отрадная, затем наш район, а район входит в край Краснодарский. Сегодня в станице много домов, есть красивейший парк, церковь, дороги. Через реку Уруп построены мосты, по которым ездят автобусы, машины. А теперь я предлагаю показать, как строили сторожевые башни из леса.

Разминка

Руби, рубим, рубим –

И срубили дерево!

Срубим ветки.

Снимем кору.

Получилось бревно.

Погладим его.

Ставим башню.

Ох, устали.

Воспитатель: Молодцы! Займите свои места и расскажите, как вы добирались до того места, где поставили острог.

 - На лошадях, пешком шли, ехали на волах в бричках.

Воспитатель  Почему вы выбрали именно это место?

Дети: Потому что река, лес, луга – всё рядом.

 - Как вы понимаете поговорку;

«У леса жить, голодным не  быть»?

Дети: Лес кормит, потому что в нём живут звери и птицы. Их мясо употребляют в пищу. В лесу много ягод, грибов, орехов. Люди их едят, на зиму запасают.

 - А ещё говорят «Лес лечит». Как вы понимаете это выражение?

Дети: Там растут лечебные травы, деревья, кустарники.

 - Какие лечебные травы вы знаете?

Дид. игра «Покажи и назови лечебную траву»

Воспитатель: Люди жили вдоль реки Уруп. Они пили воду с речки. Любили и уважали лес и речку и ласково их называли: «Лес батюшка», «Река – матушка».

На Руси люди всегда умели и работать и веселиться. У казаков высшего чина были куреня, а простой люд жили в мазанках.

 - Что это за жильё?

Дети: Дом сложенный из самана или сбит из дерева и обмазан с обеих сторон глиной.

Воспитатель: На Руси люди жили трудолюбивые, весёлые. Мы с вами славно сегодня поработали. Теперь предлагаю потанцевать.

Дети исполняют танец под аудиозапись рус. Народной мелодии.

Воспитатель: Давайте вспомним стихи, посвящённые Кубани и Отрадной.

Читаю стихи.

Воспитатель: Я уверена, что вы станете настоящими кубанцами и сделаете родную станицу богаче и краше и научите этому своих детей.

  1. Пальма

И.п. – встать прямо, руки над головой (большие пальцы переплести, указательные соединить.) Подняться на носки, растягивая позвоночник (задержаться 8-10 мин.) Опуститься на стопу.

  1. «Пёрышко»

И.п. – основная стойка. Мысленно положить пёрышко на ладонь. Поднять руку ладонью вверх до уровня рта, сделать выдох, сдуть перо. Расстояние от рта до руки можно увеличивать или уменьшать.(выполнять 1-2 мин.)

  1. «Ветерок»

И.п. – основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з.»

  1. «Брюшное дыхание»

И.п. – лёжа на спине. Ладони на животе. Глубокий медленный плавный вдох – спокойный выдох (6-8 раз).

  1. Дыхание «ХА»

И.п. – встать прямо, пятки и носки вместе. Руки опустить вдоль туловища. Плечи отвести назад, живот подтянуть, голову держать прямо. Сделать медленный глубокий вдох, поднимая руки над головой и вытягиваясь вверх. Задержать дыхание через несколько секунд. Затем выдыхая через рот с приглушённым звуком «ХА», наклониться вперёд всем корпусом и расслабить мышцы рук. (2-3 раза).

  1. «Дыхание йогов»

И.п. – то же. Медленно вдохнуть воздух, слегка вытягивая живот, расширяя грудную клетку и поднимая плечи. Выдох осуществляется в той же последовательности. Опустить живот, среднюю часть грудной клетки и плечи. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова (5-6 раз плавно и без усилий.)

На каждого ребёнка ванночка с водой

  1. «Дудочка»

Выдох, погружая губы в воду (5-6 раз)

  1. «Киты»

Опустить лицо в воду, медленно выдохнуть (5-6 раз.)

  1. «Насос»

Накачивание руками шины, и выдох в воду.

  1. «Тишина»

Дыхание выполняется с постепенным увеличением задержки дыхания.

  1. Ходьба с высоким подниманием коленей. Дыхание под счёт: 1,2 – вдох, 3,4,5 – выдох, 6,7,8 – пауза.
  2. «Медуза»

Сделать глубокий вдох, погрузить лицо в воду, выдох через рот в воду медленно.

  1. Выдохи в воду (10-15 раз) в чередовании носом – ртом.

                                              МБДОУ д/с ОВ №2

                                                                     Старшая группа

Воспитатель:

Высшая категория

Исаева Е.М.

ст. Отрадная

2012г.

        Цель: Формировать понятие «малая родина». Расширять знания детей о родной станице, её достопримечательностях. Развивать связную речь, навыки межличностного общения.

        Материал: Фотографии здания администрации, Дома творчества детей, Дом культуры, музей, памятники. Герб станицы Отрадной, флаг станицы. Фотографии «Природа нашей станицы». «Животный мир», «Растительный мир». Дид. игра «Собери герб». Обруч с лентами. Аудиозаписи вальса, весёлой музыки, песня «Отрадненская земля».

        Предварительная работа: Рассматривание альбомов о Станице, рассказы и стихи об Отрадной. Заучивание стихов и песен о станице. Посещение музеев, прогулки по улицам города, экскурсии к архитектурным памятникам. Рисование на тему «моя любимая станица», изготовление поделок из природного материала.

Ход занятия

Воспитатель: Что мы называем Родиной?

Дети: Место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы и друзья.

Воспитатель: Верно. Послушайте стихотворение «Родина» В.Степанова.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

На свете очень много больших и малых городов, станиц, деревень, а сегодня мы будем путешествовать по нашей любимой станице. Как она называется? (Отрадная)

Кто знает, почему наша станица получила такое название? (Ответы детей.)

Правильно, потому что являлась отрадой казаков, которые заселяли нашу станицу много лет тому назад. В устье каких рек находится Отрадная?

Дети: В устье руки Уруп и Тегинь.

Воспитатель: Когда то, давным – давно царица Екатерина направила отряды казаков на наши земля для охраны земель от турок. Казаки ехали украинские и некрасовские, а на Кубанской земле они обживали территорию, формировали свои традиции и обычаи, соблюдали законы и обряды. Казакам по душе пришёлся кубанский климат. Кругом леса, много животных, в реках много рыбы. Каждый год 4 октября наша станица отмечает свой день рождение. Кто знает, сколько лет нашей станице? (151 год).

Расскажите, пожалуйста, что  вам нравится в нашей станице.

Дети: Наша станица очень красивая. В ней много достопримечательностей. Здесь есть парк, где мы катаемся на детских горках: отдыхаем с родителями. Вокруг станицы много речек: большая река Уруп, два Тегиня и две Балки. Вокруг окружена лесом и полями, лугами. В лесу растёт много грибов и ягод, водятся дикие животные.

 - Чем больше мы будем знать о своей станице, тем больше будем её любить. Давайте послушаем песню об Отрадненской земле. Назовите пожалуйста организации и предприятия нашей станицы.

Дети: Библиотеки, магазины, банка, больница, аптека, школы, детские сады, мебельные комбинаты.

Какие улицы есть в нашей станице? (Дружный уголок, Ленина, Красная Первомайская, Кубанская, Луговая, Лесная.)

Как называются центральные улицы? (Красная, Ленина, Первомайская.)

Наша станица небольшая и мы пойдём пешком, будем останавливаться у знакомых вам зданий. Итак, в путь!

(Дети подходят к стендам, где размещены фотографии административных зданий, музеев, библиотек, памятников…)

Воспитатель (указывает на фото здания администрации.) Что это за здание?

Дети: Это здание администрации, здесь работают руководители станицы и района во главе с Волненко А.)

Воспитатель: Перед каким зданием проходят Станичные гуляния, на Новый год, Масленица.

Дети: Дом культуры, почта, фонтан.

Каждый город, район, край имеет свою символику. У Отрадной тоже есть герб и флаг. Где можно их увидеть? (На здании администрации,  возле почты на глобусе.) Что изображено на гербе нашей станицы (на жёлтом фоне изображён фонтан, лазорик и снопья пшеницы.)

Молодцы, вы правильно описали герб Отрадной.

Игра «Собери герб»

Дети собирают герб Отрадной и Кубани с разрезных картинок.

 - А эти здания вы узнали? (Ответы детей.) Верно – это Центр культуры. Какие мероприятия здесь проводятся? (Концерты, цирковые представления, КВН, дискотеки, танцевальные и музыкальные кружки.) Давайте заглянем туда и представим себе, что мы участники танцевального кружка.

Танец детей.

Воспитатель: Как называются эти здания, и что в них интересного?

Дети: Это музеи, Художественный музей, где выставляются картины художников, фотографии, изделия из камней.

Воспитатель: А это музей имени Пузырёва – исторический. В нём всё рассказывает об истории нашего района.

 - Посмотрите, а это фотографии «Природа нашего района», «Животный мир», «Растительный мир». Расскажите о богатстве отрадненской земли. (Богатства: вода, известняк, гипс, камень.)

 - А это что изображено? (парк.)

 - Вы бывали здесь с родителями?

 - Катались на горках? Давайте все вместе покатаемся на карусели.

Подвижная игра «Карусель»

Воспитатель: Кому посвящён памятник и вечный огонь установленный в парке? (погибшим воинам)

Много наших земляков не вернулись с полей сражений. В их честь и сооружён памятник. Здесь горит Вечный огонь, сюда возлагают цветы в праздник Победы, там проходит вахта памяти.

Какие памятники ещё вы видите на фотографиях?

Дети: Ленина В.И., памятник Чернобыльцев, памятник жертвам В.О.Войны.

С каждым годом становится наша станица краше, мы гордимся ею. О ней поэты пишут стихи, композиторы сочиняют песни. Послушайте стихотворение И.Бойко об Отрадной.

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в д/сад. Вам понравилась экскурсия? Что больше всего запомнилось?

Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую родину, потому что это место остаётся в его сердце навсегда, как самое лучшее и любимое. Вы вырастите и, может быть, уедите в другой город, край, учиться, работать, но будите всегда вспоминать Отрадную.

Песня «Отрадненская земля»

                                 МБДОУ д/с ОВ №2

Воспитатель:

Высшая категория

Исаева Е.М.

                                         Ст. Отрадная

(август – сентябрь)

Ход развлечения.

  1. Встречная эстафета.

Дети строятся в колонну по одному.

Произносят Девиз:  «В здоровом теле, здоровый дух».

Речёвка: 1,2,3,4; 3,4,12.

                Кто шагает дружно в ряд

                Олимпийцев – наш отряд.

Делятся на две команды.

Между детьми устанавливается пять кеглей.

  1.  - дети

V - кегли

1-й ребёнок – капитан с флажком бежит вокруг кеглей и передаёт капитану команды 2 – флажок и так бег змейкой, пока 2 – е команды не поменяются местами.

  1. Игра – эстафета.

Мяч капитану. Каждая команда выстраивается в круг через одного: мальчик – девочка. В центре капитан с волейбольным мячом. По команде он по очереди передаёт мяч стоящим в круге членам команды. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его над головой.

        Условие: - упавший на пол мяч поднимает тот, кому он предназначался.

  1. Эстафета с набивным мячом.

Команды выстраиваются в две колонны на расстоянии 15 м друг от друга. Капитан первой команды катит руками мяч ко второй команде. Капитан 2-й команды ловит его и толкает назад. Перекатывают мяч до последнего.

  1. Эстафета «Погрузка арбузов»

Команды встают в круг. Перед капитанами и последними игроками на полу лежат 2 гимнастических круга. В одном круге лежат пять мячей.

        По команде капитан берёт мяч и передаёт его стоящему рядом, тот следующему. Последний участник, получив от соседа мяч, кладёт его на пол в свой гимнастический круг. Когда в круге будет пять мячей, капитан поднимает руку.

  1. Эстафета «Футбольная надежда»

Мальчики по очереди обводят футбольный мяч змейкой, по очереди забивают гол в ворота с расстояния 2 м и возвращаются к команде. Какая команда вперёд.

  1. Парная эстафета. В два этапа.

Команды становятся парами, спиной друг к другу, взявшись за руки. Приставным шагом идут к финишу. Закончив этап, дети, поднимают руки, дают старт следующей паре. А сами становятся друг за другом. Когда последняя пара придет, первая пара бежит на место семенящим шагом. Добегают, поднимают руки, дают команду следующей паре. Так пока прибежит последняя пара. Соревнуются команды.

Зимой.

Игры и эстафеты на улице

  1. Встречная эстафета.

Девиз.

Речёвка.

Скользящим шагом команда идёт на встречу второй команды и пожимают им руки.

  1. «Снайперы»

Две команды выстраиваются в две шеренги на расстоянии 10 м друг от друга. В стороне на равном удалении от команд лежат 50 резиновых мячей.

По команде «снайперы стреляют в противника». Игра длится 1 минуту. Победитель – кто больше мячей кинул в строну противника.

  1. «Весёлая  переправа»

Гонки на санках, перевозят мальчики девочек с одного берега на другой.

  1. «Перетягивание каната»

Обозначена средняя линия. Длина каната 7-8 м. середина каната обозначена красной ленточкой. Участники берутся за канат в произвольном порядке. Игра длится 1 мин.

        По итогам соревнований участников награждают «грамотами» за участие в дне здоровья.

весенний

  1. «Мой весёлый звонкий мяч»

Две команды, у капитанов по мячу. По команде, отбывая мячи о землю добегают до кегли, расстояние 10-15 метров, берут мяч в руки и бегут назад, передают мяч другому и становятся в конце команды.

Чья команда быстрее пройдёт.

  1. Эстафета  «Передай мяч»

Команды строятся в колонну по одному на расстоянии шага. Ноги на ширине плеч. Перед капитанами на полу мячи. По команде капитан берёт мяч и прокатывает его назад между ног, то же делают другие члены команды. Замыкающий команду, получив мяч, поднимает его над головой. По этому сигналу команда перестраивается в шеренгу и начинает передавать мяч из рук в руки. Получив мяч, капитан поднимает его над головой. Эстафета завершена.

  1. «Кто быстрей»

По сигналу капитан берёт мяч и несёт в круг, на расстоянии 15 м, прибегает назад, передаёт эстафету второму ребёнку. Второй ребёнок бежит, берёт мяч и передаёт его третьему. Так, пока завершающий игрок не принесёт мяч капитану.

  1. «Переправа»

Две команды строятся в колонну одному на линии старта. На расстоянии 15 м от них финиш. Через 3 м от старта лежат 5 обручей на расстоянии 0,75м. По сигналу первый участник, добежав до кругов, должен преодолеть их прыжками на двух ногах, выпрыгнув из последнего круга, бежит к финишу и поднимает руку. Это сигнал следующему о начале пути.

        Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

МДОУ д/с ОВ №2

Старшая группа

ст. Отрадная

2012г.

        Цель: Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать и описывать различные факты и явления. Продолжать знакомить с глобусом и географической картой. Учить различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету), условные обозначения (озеро, река, город и т.п.). Дать представления о главных географических направлениях (восток, запад, север, юг).

        Словарная работа: глобус, карта, север, юг, запад, восток, модель суша.

        Материал и оборудование: Глобус, физическая карта полушарий, карта России, карточки с буквами (по 2 одинаковые), обозначающими стороны света (С,В,Ю,З); письмо Незнайки; 5 карточек для раскрашивания (горы, моря и реки; пустыни; леса и равнины; ледники); на каждого ребёнка – бумажный круг (модель земного шара), ножницы, цветные карандаши.

        Предварительная работа: Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями на карте разных природных зон; занятие по математике (деление целого на части), дид. игры «Найди предмет», «Найди место на карте», «Отгадай, какой это условный знак»; составление простых планов – карт; групповой комнаты, раздевалки и т.п..

Ход занятия

Воспитатель (приглашает детей к плану карте групповой комнаты). Что сегодня в группе расположено не так, как на карте? (Дети отмечают несоответствия). Что нового появилось на нашей карте? Дети: (Красный кружок) 

Воспитатель: Что это обозначает? (новый предмет).

        Определите по карте, где он находится? (Дети называют место, обозначенное красным кружком).

        Найдите этот предмет. (Находят глобус). Что это?

Дети: (Глобус). Глобус – модель земного шара.

        Так выглядит наша планета из космоса (ставит глобус на стол). Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Дети: (Вода – моря, океаны, реки и т.п.). 

Воспитатель: Какие ещё цвета вы видите? 

Дети: (Зелёный, жёлтый, коричневый, белый) 

Воспитатель: Что обозначают этими цветами?

Дети: (Коричневым – горы, жёлтым – пустыни и т.д.).

Воспитатель: Сейчас я быстро покручу глобус. Какого цвета на нём больше?

Дети: (Голубого) 

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит?

Дети: (На нашей планете больше всего воды) 

Воспитатель: В древности люди назвали свою планету Землёй, но когда научились строить большие корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Чтобы представить это, возьмите «модель земного шара» и вырежьте ножницами ¼ часть. (Дети выполняют задание). Покажите «сушу» и «воду». Сравните их по величине. Чего больше? (Воды). Человек может жить без воды? (Ответы детей). Кому ещё нужна вода?

Дети: (Растениям, животным – всему живому на земле.) 

Воспитатель: Можно пить воду из моря или океана, или поливать ею растения?

Дети: (Нельзя, потому что она солёная). 

Воспитатель: Какую воду можно пить?

Дети: (Пресную). 

Воспитатель: Откуда берут пресную воду?

Дети: (Из рек, озёр, родников и т.п.) 

Воспитатель: Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды – в океанах или реках или озёрах?

Дети: (В океане больше.) 

Воспитатель: Значит, пресной воды на земле не так много, поэтому её нужно беречь.

        Когда вы смотрите на глобус, вы видите всю землю? (Ответы детей.) А как можно увидеть всю планету сразу?. Послушайте загадку.

Горы, пустыни и страны,

Моря, ледники, океаны,

Даже дороги и города

Где узнает любой без труда? (на карте).

Вывешивает физическую карту мира.

Воспитатель: На что похожа карта?

Дети: На разрезанный пополам глобус.

Воспитатель: На карте и глобусе всё обозначено одинаково: реки, моря, горы, ледники. Зачем же людям  и карта, и глобус?

Послушайте.

«Однажды поспорили карта и глобус.

Глобус: Я лучше тебя, ведь я, точная модель Земли.

Карта: Зато на мне всё сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повёрнута к человеку.

Глобус: Это не страшно, меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны.

Карта: Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезешь!»

Воспитатель: Попробуйте их помирить. Кому нужна карта?

Дети: Морякам, лётчикам, геологам.

Воспитатель: А глобус?

Дети: Школьникам и всем кто изучает Землю.

Воспитатель: Без глобуса нельзя представить, что Земля круглая. Кто же из них нужнее?

Дети: И карта и глобус нужны людям.

Стук в дверь.

Воспитатель: Почтальон принёс письмо от Незнайки. (Читает). «Дорогие, ребята! Я собрался в путешествие. У меня есть карта, но я не знаю, что на ней, каким цветом обозначено. Помогите мне, пожалуйста».

Как нам помочь Незнайке? (Предложения детей)

Давайте пошлём ему карточки, на которых с одной стороны нарисованы горы, реки, пустыни, а другую сторону вы закрасите тем цветом, каким на карте и глобусе обозначаются эти географические понятия.

Например: изображены горы – другую сторону вы закрашиваете коричневым цветом и т.д. Каким цветом вы закрасите карточку, где изображена пустыня? (Ответы детей) Ледники? И т.д. Всего у нас 5 карточек (горы, моря и реки, пустыни, леса и равнины, ледники).

Воспитатель: Прошу вас разделиться на 5 команд, взять по одной карточке и закрасить её в соответствии с тем, что на ней изображено. (Дети выполняют задание. Показывает карточки, дети проверяют). Молодцы! Вы очень помогли Незнайке! Мы пошлём ему эти подсказки, он научится читать карту и сможет отправиться в путешествие.

        Но нужно не только знать, где находятся моря или горы, но и как до них добраться, в каком направлении идти. Как люди ориентируются во время путешествия? (С помощью компаса, по солнцу). Люди знают, что солнце всегда восходит – поднимается утром – в одной и той же стороне неба. Эту сторону света назвали востоком. На карте её обозначают первой буквой слова восток – В. (показывает карточку с буквой В и прикрепляет её к карте в соответствующем месте. То же по ходу занятия педагог делает с другими карточками). Послушайте, как созвучны в русском языке эти слова: восход – восток.

        А когда солнце заходит, садится? (Вечером) Оно заходит в той же стороне неба? (Ответы детей) В противоположной. Эту сторону света, где солнце садится, как бы западает за горизонт, назвали западом – (з) З. Солнце за день проходит путь от востока до запада. Но идёт оно не по самой середине неба, а отклоняясь в одну сторону – летом меньше, зимой больше. Эту сторону света назвали – Юг. На карте обозначается первой буквой слова юг – Ю. Противоположная сторона называется – север и обозначается буквой С. Зная всё это, человек может понять, в какую сторону ему идти.

Утром в какой стороне находится солнце? (На востоке). Если солнце высоко в небе, то какое у нас время суток? (День) Когда солнце бывает на западе? (Вечер)

Прошу вас разделиться на три команды и выполнить новое задание. На столе лежат три одинаковые картинки. На них написаны буквы Ю, З, В, которые обозначают стороны света. Первая команда нарисует солнце там, где оно бывает утром; вторая нарисует там, где оно бывает днём; третья там, где солнце заходит. Затем один человек от каждой команды расскажет, где они нарисовали солнце и почему.

(Дети выбирают соответствующие карточки и выполняют задание. Представители команд по очереди ставят рисунки на мольберт и объясняют, почему солнце нарисовано именно в этом месте)

Воспитатель: В какой станице мы живём?

Дети: В Отрадной.

Воспитатель: Я утверждаю, что Отрадная находится на Севере России. Вы согласны? (Одни соглашаются, другие нет.) Как это можно проверить? С помощью карты России (Вывешивает карту. Показывает букву В). Какая это буква? (ответы детей). Какую сторону света обозначают этой буквой?

Дети: Восток.

Воспитатель: Где на карте Восток? Дети показывают. Воспитатель прикрепляет букву В к карте. Так же определяют другие географические направления). Найдите наш город, Краснодар, на карте. (Дети находят Отрадную, вблизи Краснодара отмеченную воспитателем). Где она находится?

Дети: На юге.

Воспитатель: Теперь мы точно знаем, что Отрадная находится на Юге страны.

        У нас есть глобус, карта полушарий, карта России. Мы теперь с вами можем путешествовать не выходя из детского сада.

Воспитатель:

Исаева Е.М.

Высшая категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию

Данный  конспект  предназначен  для  воспитанников   старшей  группы  и  направлен  на  закрепление  знаний  о  семье,  воспитание...

Занятие в старшей группе по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ «НАША РОДНАЯ АРМИЯ»

Цель. Формировать представление детей о российской армиии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенс...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

Цель: Уточнение и расширение знаний  детей о традициях русского народа и предметов утвари русской избы....

Занятие в старшей группе по патриотическому воспитанию. "Что такое героизм?"

Занятие дает возможность познакомить детей с историей нашей страны,с ее героями отдавшие жизнь за наше счастливое детство. С поэзией военных лет, с песнями которые помнять и в наши дни....

Конспект открытого занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию "Патриоты России"

Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи:- Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, ...

Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию «Мы патриоты»

Цель: Формирование патриотических чувств к своей стране и малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь....

конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».

Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит слов...