конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит словарный запас детей народными пословицами и поговорками, загадками. словами , употребляемыми казаками: курень, низы, балясы, узвар, кулеш и другими. Занятие способствует воспитанию бережного отношения к казачьим традициям, обычаям гостепреимства, любви к родному казачьему краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuren.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 муниципального образования «Город Донецк»
Конспект занятия «В гости в казачий курень».
Воспитатель: Иванова Т. Н.
2022-2023
Цель:
Выявить знания детей о жилище донских казаков;
Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)
Развивать эстетические чувства, любознательность;
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Донской земле.
Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.
Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).
Словарная работа: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.
Организация и материал: Первая часть занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня, вторая – в групповой комнате, а третья в мастерской , где детей ждут кувшины и ложки из альбомного листа, краски.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Ход занятия.
Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая, да красивая какая! Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит
Много он добра хранит.
(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой) .
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?
Дети: «Слава Богу»
Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?
Дети: Курень.
Воспитатель: А что означает это слово- курень?
Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?
Дети: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.
Воспитатель: А какие окна у куреня?
Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.
Воспитатель: Что такое Балясы? Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.
(Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы).
Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.
Воспитатель: А за каким столом ели казаки?
Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.
Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?
Летом спит, зимой горит –
Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)
Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь) .
Дети: В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Воспитатель: Какая была посуда у казаков?
Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.
Воспитатель: На Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.(рассматривают посуду) .
Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .
Воспитатель: А на чём казаки спали?
Дети: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.
Воспитатель: Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?
Дети: Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло) . На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.
Воспитатель: Где казаки хранили одежду?
Дети: В сундуках.
Воспитатель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.
Воспитатель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?
В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.
Скажите, что считалось главным украшением у казаков?
Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.
Воспитатель: А что было на дворе?
Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.
Воспитатель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.
Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют) . К нам гости пришли, дорогие пришли
Мы не зря узвар варили, пироги пекли! (2 раза)
С малиной пирог, и с капустой пирог,
А который без начинки – самый вкусный пирог( 2 раза)
А сейчас вдвоём мы для вас споём
Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём
Ты топни ногой, да притопни другой
Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)
Ах, наш хоровод дружбой славится,
Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза) .
(Переход за столы)
Воспитатель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.
Воспитатель: Что для вас значит ваш дом?
Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.
Воспитатель: А какие пословицы о доме вы знаете?
Дети: «Дома и солома съедома», «Дома как хочу, а в гостях как велят», «Дома и стены помогают»,
«Дома всё споро, а вчуже житьё хуже».
Воспитатель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? На Донской земле. Наша Родина – Краснодарский край, где живут казаки. А что вы знаете Донском крае?
(Дети читают стихи) .
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
живущих в соседнем дворе… .
А может она начинается
с весенней запевки скворца,
И с этой дороги просёлочной,
которой не видно конца…
Ты - казачий мой край необъятный,
Ты - донская сторонка моя.
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
На Дону казаки-люди вольные,
На Дону казаки- люди славные.
Они любят свои степи привольные,
И Россия для них Мать-это главное!
И откуда повелись люди вольные?
И откуда повелись люди сильные?
За охрану рубежей от злых ворогов
Они держат ответ пред Россиею.
Среди многих донских станиц, ты казачьей зовёшься по праву.
Дух казачий в серьёзности лиц и в уменье трудиться на славу.
Об истоках твоих вековых, вспомнят тех, кто казачьего роду,
Сберегут честь и корни родных, знать не будет ему переводу.
К тем местам, где сошли казаки,
Соберутся потомки в день праздний.
Не узнать только прежней реки:
Разлилась она лентой атласной.
Возрождается вера людей,
И душа чаще в Храм твой стремиться.
Ведь не зря среди всех куреней
Их судьбой стала ты лишь, станица.
Есть много станиц на Донщине родной, в них добрые люди живут
Но отдано сердце только одной, что Гундоровской милой зовут!
Места родные не состарят годы,
и я любить их буду всё равно,
С неброской красотой родной природы,
ту, что понять, не каждому дано.
Чтоб полюбить – здесь жизнь прожить придется
И сердцем и душою ощутить
Всё то, что малой родиной зовется
И без чего на свете не прожить.
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Дона! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?
Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.
Воспитатель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.
Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!
(дети украшают красками кувшины и ложки из бумаги, для этого переходят в мастерскую)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"
дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»
Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»
Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....
КОНСПЕКТ ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«В гости к леснику»
Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и п...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...
конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром "В гости к бабушке в деревню"
Конспект занятия на тему: "Весна. Домашние животные и птицы"...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. ...