конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

татьяна 1959

Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит словарный запас детей народными пословицами и поговорками, загадками. словами , употребляемыми казаками: курень, низы, балясы, узвар, кулеш и другими. Занятие способствует воспитанию бережного отношения к казачьим традициям, обычаям гостепреимства, любви к родному казачьему краю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuren.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 муниципального образования «Город Донецк»

Конспект занятия «В гости в казачий курень».

Воспитатель: Иванова Т. Н.

2022-2023

Цель:

Выявить знания детей о жилище донских казаков;

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Донской земле.

Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Словарная работа: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.

Организация и материал: Первая часть занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня, вторая – в групповой комнате, а третья в мастерской , где детей ждут кувшины и ложки из альбомного листа, краски.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Ход занятия.

Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая! Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит

Много он добра хранит.

(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой) .

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?

Дети: «Слава Богу»

Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово- курень?

Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.

Воспитатель: А какие окна у куреня?

Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.

Воспитатель: Что такое Балясы? Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.

(Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы).

Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Воспитатель: А за каким столом ели казаки?

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Летом спит, зимой горит –

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

Бабушка седа, бела, зимой всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь) .

Дети: В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Воспитатель: Какая была посуда у казаков?

Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Воспитатель: На Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.(рассматривают посуду) .

Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .

Воспитатель: А на чём казаки спали?

Дети: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.

Воспитатель: Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?

Дети: Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло) . На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

Воспитатель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Воспитатель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?

В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Скажите, что считалось главным украшением у казаков?

Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Воспитатель: А что было на дворе?

Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.

Воспитатель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.

Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют) . К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря узвар варили, пироги пекли! (2 раза)

С малиной пирог, и с капустой пирог,

А который без начинки – самый вкусный пирог( 2 раза)

А сейчас вдвоём мы для вас споём

Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём

Ты топни ногой, да притопни другой

Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)

Ах, наш хоровод дружбой славится,

Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза) .

(Переход за столы)

Воспитатель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.

Воспитатель: Что для вас значит ваш дом?

Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.

Воспитатель: А какие пословицы о доме вы знаете?

Дети: «Дома и солома съедома», «Дома как хочу, а в гостях как велят», «Дома и стены помогают»,

«Дома всё споро, а вчуже житьё хуже».

Воспитатель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? На Донской земле. Наша Родина – Краснодарский край, где живут казаки. А что вы знаете Донском крае?

(Дети читают стихи) .

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

живущих в соседнем дворе… .

А может она начинается

с весенней запевки скворца,

И с этой дороги просёлочной,

которой не видно конца…

Ты - казачий мой край необъятный,

Ты - донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

На Дону казаки-люди вольные,

На Дону казаки- люди славные.

Они любят свои степи привольные,

И Россия для них Мать-это главное!

И откуда повелись люди вольные?

И откуда повелись люди сильные?

За охрану рубежей от злых ворогов

Они держат ответ пред Россиею.

Среди многих донских станиц, ты казачьей зовёшься по праву.

Дух казачий в серьёзности лиц и в уменье трудиться на славу.

Об истоках твоих вековых, вспомнят тех, кто казачьего роду,

Сберегут честь и корни родных, знать не будет ему переводу.

К тем местам, где сошли казаки,

Соберутся потомки в день праздний.

Не узнать только прежней реки:

Разлилась она лентой атласной.

Возрождается вера людей,

И душа чаще в Храм твой стремиться.

Ведь не зря среди всех куреней

Их судьбой стала ты лишь, станица.

Есть много станиц на Донщине родной, в них добрые люди живут

Но отдано сердце только одной, что Гундоровской милой зовут!

Места родные не состарят годы,

и я любить их буду всё равно,

С неброской красотой родной природы,

ту, что понять, не каждому дано.

Чтоб полюбить – здесь жизнь прожить придется

И сердцем и душою ощутить

Всё то, что малой родиной зовется

И без чего на свете не прожить.

Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Дона! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?

Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Воспитатель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.

Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!

(дети украшают красками кувшины и ложки из бумаги, для этого переходят в мастерскую)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

КОНСПЕКТ ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«В гости к леснику»

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и п...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...