Экспериментальная деятельность в доу
статья по окружающему миру по теме

Опыт работы по экспериментально-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kruglom_stole_starsh._vosp.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования города Москвы

Государственное бюджетное

образовательное учреждение  города Москвы

детский сад № 163

Опыт  работы

Старшего воспитателя детского сада № 163

Саляхетдиновой Валентины Николаевны

Круглый стол в рамках деятельности стажировочной площадки

 «Дошкольное образование:интеллектуальный ресурс нации. Одаренные дети.

Поддержка детской инициативы»

на тему

«Опытно-исследовательская деятельность».

  Первый  опыт и  исследовательская  деятельность  ребенка зарождается в семье. Это познание свойств воды, песка, снега. Знакомство и исследование различных предметов. С этими материалами и их свойствами родители знакомят своих детей во время совместных прогулок и  игр. Поэтому, приходя в детский сад, у детей уже складываются некоторые понятия о предметах и  их свойствах.  В нашем детском саду мы продолжаем развивать у детей опытно -  исследовательскую деятельность с раннего возраста. Мы рассматриваем эту деятельность как особый вид интеллектуально – творческой деятельности и  как одну из форм познавательного развития.

    Первые шаги  по опытно - исследовательской деятельности осуществляются в группе раннего развития ЦИПР совместно с  нашими педагогами. В этой группе дети  организованно начинают приучаться к исследованиям и опытной – экспериментальной деятельности. Во время игровых сеансов дети и родители знакомятся со свойствами воды (тонет – не тонет), песка (сыпучий, на сухом песке можно рисовать, прятать предметы), соленого теста (мягкое – твердое, и что в тесто можно втыкать различные предметы, такие как бисер, ракушки, макароны, фасоль и т.д.) Для развития мелкой моторики и общей координации движений у детей, используются не только традиционные игры и игрушки, но и игры с различными материалами (гречка, манка, фасоль, мука, мыльная пена). Все эти материалы помогают детям узнать не только об их традиционном применении, но и познакомиться с тем, что гречка может колоться, в манке можно искать клады (прятать различные предметы, такие как животные, крупные бусины и т.п.)

           В каждой возрастной группе происходит систематизация и углубление уже имеющихся у детей знаний о свойствах предметов и явлений по 4 направлениям:

  1. Знакомство с живой и неживой природой
  2. Физические явления
  3. Я - человек
  4. Рукотворный мир

        В первом направлении дети знакомятся с живой и неживой природой.  Они  познают, что природа может быть живая и неживая.

        При исследовании  воды, дети узнают, что вода не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, что на жидкая и  может поменять цвет в зависимости от использованных красок, в закрашенной воде можно прятать предметы. Воду можно очищать, и  использовать в пищу.

       Исследуя камни и песок,  дети познают, что  камни бывают разные по размеру, цвету, структуре и различной породы.  Как  их добывают и используют люди в своих целях, о том что песок имеет различные характеристики, когда он сырой и когда сухой, из песка можно строить всевозможные постройки.

          При изучении живой природы дети совместно с воспитателями создают мини огороды в группах и на своих участках. Они знакомятся с различными семенами, сами сажают их и ухаживают за ними. В процессе роста растений дети   наблюдают и создают дневники наблюдений. В этих экспериментах дети делают выводы, что живая природа не может существовать без неживой природы.

         В каждой группе создаются мини коллекции, посвященные той или иной теме: коллекции ракушек, камней, бабочек, насекомых и т.д.

В разделе физические явления дети знакомятся с различными законами и явлениями в физике и химии. Как можно надувать шарик? Почему электризуются волосы при расчесывании? Как могут соревноваться листы бумаги? Проводя эти опыты - эксперименты дети познают в игре многие физические и химические явления, которые помогают детям удовлетворить их  любопытство.

    В разделе «Я - человек» дети формируют представления о своем  теле, организме, и как его сохранить здоровым. Используя в игре экспериментальную и исследовательскую деятельность,  дети делают выводы, как нужно заботиться о себе и о своем здоровье, как его нужно правильно сохранить. Они изучают, как происходит процесс пищеварения, как мы можем помочь желудку не заболеть, какие продукты полезные для организма, а какие нет. Исследуют органы чувств (осязания, обоняния, вкуса), как они помогают человеку и что может быть вредно для них.

      В разделе «Рукотворный мир» дети изучают свойства ткани и бумаги, металла, пластмассы и дерева, находят сходства и отличия между ними, определяют, чем они полезны человеку, как он их использует и их взаимозаменяемость. Для этого проводятся такие игры: «Что теплее и прочнее?», «Что быстрее намокает?», «Из каких материалов лучше сделать одежду?», «Как бумажный лотос раскрывается в воде» «Почему утонули металлические колечки?», «Сказка «Ложки сестрички»».

      При построении игровых обучающих сеансов по опытно- исследовательской деятельности педагоги  используют определенный алгоритм действий, предполагающий ответы на следующие вопросы:

  1. Как это делают?
  2. Почему я это делаю так, а не иначе?
  3. Зачем я это делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате?

Все это помогло нам разработать структуру исследовательской деятельности

Текст по слайдам 19-23

В результате педагогической работы по данной теме дети приобретают умение определять цель, способы ее достижения, оценивать полученный результат. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи  дали положительные результаты в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста.

В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – дошкольниками мы руководствуемся мудрым советом известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...