Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воронова Наталья Васильевна

I  Введение

II Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

  1. Экологизация предметной среды
  2. Интеграция экологии с другими видами деятельности детей
  3. Принципы построения работы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
  4. Современные инновационные технологии:

- экологический проект;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- коммуникативные технологии;

- компьютерные технологии.

III Заключение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_ne_priznaet_shutok_1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №58»БЕЛОЧКА»

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Вороновой Натальи Васильевны

        

г. Мытищи

Содержание

I  Введение

II Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

  1. Экологизация предметной среды
  2. Интеграция экологии с другими видами деятельности детей
  3. Принципы построения работы по экологии с детьми старшего дошкольного возраста
  4. Современные инновационные технологии:

- экологический проект;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- коммуникативные технологии;

- компьютерные технологии.

III Заключение

«Природа не признает шуток; она всегда правдива; всегда серьезна; всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей»

 И. Гёте

Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно актуальная проблема современности, поэтому я выбрала тему работы с детьми — экологическое воспитание. Глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем явились основой экологического законодательства РФ. 19 декабря 1991 г. был принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды, где одной из задач предусматривается экологическое воспитание и образование всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого знания законов природы, понимания, что человек не властелин природы, а ее часть. Экологическая проблема — это не просто проблема загрязнения окружающей среды, она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо, если у человека достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.

Любовь к природе, которую я впитала в период своего детства, помогает мне осуществлять работу в этом направлении. С дошкольного возраста начинается формирование гражданского долга. Современная гражданская позиция не может быть сформирована без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости ее состояния  от действий каждого человека. Наши дети — хозяева будущего, нельзя об этом забывать. Как подчеркивает Г.А. Ягодин, экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. Становление такой позиции начинается с действий ребенка в его ближайшем окружении. Мы в детском саду формируем гражданскую позицию детей через незначительные по масштабу действия — это выращивание цветов, овощей, уборка мусора, исследование территории детского сада. Такие действия, если приучать ребенка с детства, войдут уже в привычку и норму поведения. Дети моей группы очень любят исследовать территорию детского сада, где находятся: уголок леса, огород, цветники, экологическая тропа. На территории детского сада растет много разных пород деревьев: черный тополь, ясень, два вида берез, плакучая ива, яблоневый сад и др. Разнообразие растений  леса и сада дает возможность детям узнать что-то новое и интересное. На огороде мы с детьми выращиваем лечебные травы: мяту, мелиссу, ромашку и др., дети следят за ростом и развитием растений, - свои наблюдения фиксируют в дневнике. Они уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, т.к. стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в старшем — понимать связи комплекса признаков. Дети нашей группы уже четко знают, что например, с наступлением зимы происходит ряд характерных только ей признаков: идет снег (снегопад), дует холодный ветер, водоемы покрылись льдом, метет вьюга, трещит мороз и т.д. В процессе обучения надо ориентироваться на зону ближайшего развития (что ребенок может сделать совместно со взрослыми при показе и что доступно ему в самостоятельной деятельности). Познание мира ребенком осуществляется путем перехода от общего к конкретному. В период дошкольного детства у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Экологическое воспитание требует от детей познания живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ней. Ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, ему надо только помочь открывать чудесный мир в живых красках, правильно организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы. Осознанно-правильное отношение к природе отмечается в знаниях, активных проявлениях ребенка, его интересах. Понимание специфики живого, желание практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия, понимание и сочувствие тем, кто испытывает дефицит каких либо условий, эмоциональный отклик, радость на любые проявления животных и растений, их красоту — вот, что необходимо дать нашим детям при их взаимодействии с природой. Решая эти задачи, мы организовали в группе образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую, двигательную и эстетическую зоны.

Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.

Развивающая — содержит настольно- печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.

Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.

Экспериментальный уголок содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать).

В группе оформлен живой уголок, который содержит растения и животные.

В уголке книги знакомим детей с художественной литературой о природе, России, Москве и родном городе.

В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в самостоятельной работе.

Двигательная зона включает в себя спортивный инвентарь.

Быстрый рост городов и соответственно численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Приобщая детей к природе, мы проводим с ними наблюдения на территории детского сада и в группе. Дети любят наблюдать за восходом и закатом солнца. Мы вспоминаем народную примету: «Красный закат — к хорошей погоде». В группе в уголке природы дети имеют возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы. Направляя внимание детей на рост и развитие растений и животных, ухаживая за ними, мы формируем у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства. В книжном уголке дети всегда имеют возможность рассматривать книги о природе. Любимые книги наших детей: В. Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Кладовая солнца», В. Степанов «Азбука времен года». Детям всегда доступны настольно - печатные игры: «Биологическое лото», «Зоопарк», «Родная природа», «Собираем урожай». Ознакомление с природой осуществляется также на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках и во время труда. Дети любят делать зарисовки того, что видели, наблюдали: «Распустился ландыш, цветет мать-и-мачеха, а как цветет орешник — это чудо». Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.

В своей работе дополнительно я использую технологии С.Н. Николаевой в программе — «Юный эколог», что позволяет дать детям более глубокие знания. Основная цель этой программы — воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Для реализации программы необходима организация в детском саду специальной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой. В группе  проводится кружковая  работа «Юный эколог». В кружке дети чувствуют себя более непринужденно, чем на НДО. Большое внимание уделяется исследовательской деятельности. Наблюдения за объектами живой и неживой природы осуществляются более глубоко, у детей формируется научное видение мира. «Юный эколог» является программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам: «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

        Экологические знания и навыки наши дети получают не только в НДО по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, дио- и кинофильмов, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях мы поем песни о разных временах года. В рисунках отражаем неповторимую красоту природы, лепим животных, птиц, овощи, фрукты. Любимые игры наших детей: «Когда это бывает», «Летает, не летает», «Узнай по описанию», «Что в природе бывает круглым...», «Что в природе бывает зеленым...», «Назови одним словом». Как способ решения познавательной задачи, с детьми проводятся разнообразные опыты: сравнение глины и песка, выявление свойств воды, воздуха и т.д. Во время опыта дети ведут наблюдения, сравнивают объекты, делают зарисовки. Особенно дети любят наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т.к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому мы рекомендуем родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок. Каждый год мы проводим конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями.

Природа — могучий источник познания. Познавать природу с детства надо через живое общение с ней, а природоведческая литература, элементы фольклора, картины, фильмы и др. нам помогают в этом. Ян Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Эта идея приобретает особое значение в наши дни. Ничто не может заменить запах цветов, плодов, журчание ручья и пение птиц. Все это дает возможность почувствовать природу, служит богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, а сенсорная культура — это неотъемлемая часть умственного воспитания. При непосредственном общении с природой у детей совершенствуются анализаторы, накапливается чувственный опыт, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий, таких как «Атмосфера», «Сообщество», «Круговорот воды в природе» и т.д. В процессе осознания причинных связей и отношений у ребенка развиваются познавательные способности, логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность, любознательность. Ознакомление дошкольников с природой является средством образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Экологическое воспитание — это здоровый образ жизни детей. Все воспитатели на занятиях проводят физминутки для того, чтобы дети не переутомлялись, были работоспособны. Утренний прием в нашем детском саду проводится в любое время года на улице, где можно позаниматься зарядкой, утренней пробежкой. Зимой родители приносят лыжи, санки, лопатки, тем самым  помогая нам в работе. Труд в природе способствует укреплению здоровья детей, их физическому развитию. Например, зимой мы всегда сгребаем снег к деревьям и кустарникам. В процессе наблюдения за трудом взрослых, педагоги воспитывают у детей уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природное богатство. Мы с детьми тоже стараемся внести свой вклад в это большое дело: выращиваем цветы, овощи, зелень, ухаживаем за растениями и животными, вешаем зимой кормушки и кормим птиц, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями, убираем территорию детского сада от мусора. Дети должны знать, что человек преобразует природу, воздействует на нее умеючи. Например, садовник знает, какие ветки надо обрезать, чтобы дерево было пышное, красивое, чтобы оно лучше росло; удаляет «пасынки» на помидорах, чтобы они не отнимали питание у всего растения; срывает концы огуречных плетей, чтобы завязалось больше огурцов. Труд в природе, конечно, способствует физическому развитию детей, так как дети дышат свежим воздухом и выполняют определенные физические упражнения. Дети начинают понимать связь природы и здоровья людей; благодаря природе развивающий организм постепенно накапливает здоровье и силы, дети понимают, что загрязнение воздуха, воды, почвы отрицательно влияет на всех нас, даже может привести к гибели всего живого. Все закаливающие процедуры связаны с солнцем, воздухом, почвой, водой, т.е. с факторами природы. Наш девиз — «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», а друзей обижать нельзя, относиться к ним надо по – доброму, т.е. беречь. Уже в дошкольном возрасте дети начинают понимать, что человек — часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Мы учим родителей оценивать роль природы в развитии их детей, поэтому проводим консультации на темы: «Экологические игры», «Экология закаливания», «Как лучше провести выходные дни». Иногда родители загружают детей слишком большим количеством кружков, причем из самых лучших побуждений. При такой интенсивной подготовке детей к школе ребенку некогда жить своей нормальной естественной жизнью: самостоятельно играть, наблюдать за объектами природы, экспериментировать. Родителям мы объясняем оздоровительную роль природы, например, зимой можно в выходной день отправиться в лес покататься на лыжах всей семьей. Прогулки на воздухе, физкультурные занятия, труд в природе оказывают благоприятное воздействие на наше здоровье, если окружающая нас природа не будет загрязнена. Экологическое воспитание мы в детском саду проводим в тесной связи с семьей, ориентируясь на здоровый образ жизни.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней. Любовь к природе, родному краю формирует у ребенка патриотические чувства, любовь к родине. Воспитание гуманного отношения к природе теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Вызывая у детей сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, мы, педагоги, воспитываем у детей нравственно-положительные переживания в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, в НДО и пр. С детьми мы учим правила поведения в природе:

Не оставляй мусор в уголках природы!

Не разжигай в лесу костер!

Не разоряй птичьих гнезд!

Не забирай домой детенышей животных!

Не топчи зря лесные полянки и уголки природы, передвигайся по тропинкам!

Не ломай на деревьях и кустарниках ветки!

Не шуми, не кричи в лесу! И т.д.

Вся эта работа ведется дополнительно и в кружковой работе. На эту тему я для детей придумала стихотворение:

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать.

Все мы с вами тоже часть природы,

Так давайте дружно защищать:

Ручеек, полянку, муравейник,

Воздух, почву, птиц, зверей,

И тогда на всей нашей планете

Будет только счастье и любовь.

Красота и многообразие природы способствует эстетическому развитию ребенка. Дети учатся чувствовать прекрасное, воспринимать мир во всей его красе. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется. М.М. Пришвин пишет: «Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими как были». Природа вдохновила поэтов писать стихи, художников — картины, композиторов сочинять музыку. С детьми я учу стихотворения о природе, загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы. Наблюдая за природой, дети отмечают ее красоту и неповторимость. В детских рисунках отражаются их впечатления об увиденном. Рассматривание картин «Золотая осень», «Зимние забавы», «Грачи прилетели» и др. помогает детям увидеть красоту различных явлений природы. Прослушивание музыкальных произведений о природе также способствует эстетическому развитию. Таким образом, у детей развиваются художественно-творческие способности в различных видах художественной деятельности, формируется интерес к классическому и народному искусству. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя осуществлять всестороннее развитие творческой личности ребенка.

 Вся работа по экологическому воспитанию строится на следующих принципах:

 Принцип научности (предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий);

 Принцип доступности (предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску);

 Принцип гуманности (формирование у ребенка представлений о человеке, как части природы и о самоценности природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете);

 Принцип прогностичности (умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях);

 Принцип деятельности (экологические знания должны быть основой формирования мотивации участия в различных  видах деятельности по сохранению окружающей среды);

 Принцип интеграции (экологизация всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка);

 Принцип целостности (целостное восприятие окружающего мира ребенка и его единство с миром природы);

 Принцип конструктивизма (его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должны использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно- положительная информация);

 Принцип регионализма (знакомства с объектами ближайшего окружения);

 Принцип системности (последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения);

 Принцип преемственности (дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования).

 Современные инновационные технологии:

а) метод проектов

Один из проектов, используемых мною в практике работы - это экологический проект «Наш дом-природа». Во время экскурсии на водоем мы с детьми обратили внимание, что в воде находится много посторонних вещей, не нужных жителям реки Яузы: бутылки, обувь, бумага и т. п. Я спросила у детей, как мы можем помочь речке, чтобы она была чистой. Конечно, дети сразу догадались, что ее нужно очистить от посторонних предметов. Во время экскурсии в парк ситуация повторилась, здесь мы уже наблюдали загрязнение почвы. Ненужные предметы мы собрали в пакет и выбросили. После этого с детьми была проведена НОД, циклы бесед о загрязнении людьми окружающей нас природы. Постепенно я подвела детей к пониманию того, что природа бывает живая и неживая, от неживой природы зависит жизнедеятельность живой природы, а окружающий нас мир можно разделить на искусственные предметы, сделанные руками человека, и на природу. Т. о. проект « Наш дом- природа» появился после проблемы, которая была обнаружена детьми во время экскурсий на природу.

Цель проекта: создание условий для личностной самореализации и разностороннего развития ребенка через приобщение к ценностям природы.

Задачи проекта «Наш дом-природа»:

- сформировать систему знаний и умений ценностных ориентаций, нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды;

-развивать способы интегрированной продуктивной деятельности;

-обеспечить эмоциональный отклик детей через общение с природой;

- воспитывать у детей чувство взаимопомощи и любви к своему родному краю;

- привлечь родителей к сотрудничеству с детьми и педагогами ДОУ.

Основу форм и методов работы с детьми  в рамках экологического проекта составляют эксперименты, наблюдения, самонаблюдения. С детьми проводились опыты с водой, почвой, воздухом. Опытническая деятельность очень нравится детям, т. к. они по своей природе - пытливые исследователи, открыватели мира. Экологические знания и навыки дети получают в НОД, во время бесед, целевых прогулок, экскурсий, чтения природоведческой литературы, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, диофильмов, игр, игровых упражнений, игр-заданий и труда в природе. Особая роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т.к. ведущим видом деятельности для них является игра. Детям нравятся игры-инсценировки  »Прогулка в лес»; игра-имитация снежных явлений: падают снежинки,  метель, ветер, светит солнышко; игры-викторины; игры-путаницы; дидактические игры « Живая и неживая природа», «Угадай на вкус», « Угадай по запаху», «Опиши - мы отгадаем». Игра «Чем мы можем помочь природе?» - составление природоохранительных знаков и их обсуждение - помогает детям усвоить правила норм и поведения в природе. Экскурсия по экологической  тропе вызывает у детей эмоциональный отклик и желание защитить природу. Беседы с рассматриванием журналов «Здоровье и экология», « Юный натуралист» знакомят детей с общественными и детскими природоохранными организациями, вызывают у детей желание самим участвовать в таких организациях.

Результатами экологического проекта «Наш дом-природа» являются:

- знания детей о взаимосвязях живой и неживой природы; неживая природа-среда жизни растений, животных, человека; существование живых организмов зависит от факторов внешней среды;

- умение понимать ситуацию и в соответствии с ней выполнять отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение  жизни растений и животных;

- здоровье  людей - одно из высших ценностей человеческой жизни и зависит от

окружающей нас среды;

- любовь к своему родному краю и умение видеть красоту и неповторимость природы;

- тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

Вся работа проекта проходила в тесной взаимосвязи педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Каждый год мы проводим природоохранные акции «Озеленение территории ДОУ». Процесс благоустройства и озеленения территории ДОУ очень важный и ответственный. Эта акция обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проведения спортивных занятий. Красиво оформленная, богато окруженная посадочным материалом территория ДОУ воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Участие родителей в природоохранных акциях, субботниках помогает проводить воспитательно-образовательную работу с детьми на высоком уровне. Таким образом, экологические проекты - это средство, с помощью которого педагог вместе с детьми и их родителями решает задачи воспитания любви и бережного отношения к природе.

б) здоровьесберегающие технологии:

Востребованность здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ возрастает. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Целью здоровьесберегающих технологий является сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития; поддержание и обогащение здоровья субьектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.

Задачи здоровьесберегающей деятельности:

- сформировать у детей осознанное отношение к здоровью и жизни, накопление

знаний о здоровье и развитие умений оберегать его;

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры

дошкольников;

- оздоровление средствами закаливания;

- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма;

- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника;

- валеологическое просвещение родителей и содействие становлению культуры

здоровья.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Во время проведения НОД для снятия усталости с детьми проводятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. Например, динамическая пауза «Хомка, хомка,хомячок,полосатенький бочок, хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет, подметает хомка хатку и выходит на зарядку, раз, два, три, четыре, пять, хомка хочет сильным стать». Дети выполняют определенные движения в соответствии со словами. Ежедневно после сна проводится бодрящая гимнастика. На занятиях художественно - эстетического цикла я использую технологии эстетической направленности. Слушание звуков природы, как в НДО, так и в режимные моменты является релаксацией, так необходимой для детей. В течение всего дня с детьми проводятся подвижные и спортивные игры. Любимые подвижные игры «Белые медведи», «Мышеловка», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Море волнуется», «Ручейки у озера», «Зоопарк».

Технологии обучения ЗОЖ:

Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед  с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления с помощью природных факторов, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Мы проводим занятия из серии «Здоровье», где дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения в природе и разумных действий в непредвиденных ситуациях. В течение всего дня дети выполняют точечный массаж, самомассаж. Коммуникативные игры « Звери на болоте», «Выложи снежинку», «Рыбки» и другие  обеспечивают социально- эмоциональное благополучие дошкольников.

Коррекционные технологии:

В работе по экологическому воспитанию я использую арттерапию,т.к. изобразительное творчество благоприятно воздействует на психоэмоциональное  состояние детей. Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, изобразительной деятельности. Сказкотерапия помогает детям воспринимать подачу материала и решать проблемные ситуации.

Результаты  здоровьесберегающих технологий:

- желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни, поддерживать и

сохранять свое здоровье;

- знания о правилах поведения в природе использовать в повседневной жизни

 и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях;

- формирование привычки повседневной физической активности;

- совершать оздоровление средствами закаливания с использованием природных факторов;

-  тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

Родители воспитанников оказывают большую помощь  нам в решении задач по сохранению здоровья ребенка  на всех этапах его обучения и развития.

в) игровые технологии

В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок  перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило материал для пассивного восприятия. В работе с детьми я использую игровые технологии, т. к. игра является ведущим видом детской деятельности и средством познания действительности. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Цель игровых технологий состоит в интересном и занимательном обучении детей. Задачи игровых технологий:

- дидактические: расширение кругозора детей; познавательная деятельность;

применение ЗУН в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

творческих способностей, эмпатии, рефлексии;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение

общению, саморегуляции;

- воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.

В работе с детьми по экологическому воспитанию педагогическая игра выступает основным методом обучения. В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и  соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма в НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. В НОД «Покормите птиц зимой!» я создала игровую ситуацию- макет дерева с птицами, пригласила детей поиграть с ними. Игровые упражнения, задания, ситуации активизируют воспитанников, повышают познавательный интерес, вызывают эмоциональный подъем, способствуют развитию творческих способностей детей. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно- ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры. Многие строительно - конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Во время постройки корабля дети принимают на себя роль строительных рабочих, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыве они обедают в столовой. Любимые игры наших детей «Морское путешествие», «Прогулка всей семьей в парк», «Зоопарк», «Весенние происшествия», «Наша ферма». Детям очень нравится создавать постройки из природного материала. Для обогащения содержания игры можно внести образную игрушку, использовать кукольный театр, разыгрывать с детьми воображаемые сюжеты и сюжеты из жизни. В работе с детьми я использую экологические игры - это игры-перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения. Игры-перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. Организовывать данный вид игр можно только после натуралистических наблюдений. В работе с детьми помогает методика сказкотерапии, ведь это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в ней. Дети сами придумывают сказки, находят разные варианты ответов на вопросы, отражают свои впечатления в рисунках. Чтение сказок о природе способствует формированию интереса к окружающему миру. После чтения сказки «Как Небо собиралось в гости к Земле» дети узнавали бархатное платье, в которое в сказке одевалось небо ночью, или розовое - под лучами восходящего солнца. Эти сказки развивают у детей творческий потенциал.                                

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил можно управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Играя с природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чудесный мешочек», «Чьи следы?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. В игре «Что растет в лесу» картинки подбираются по общему признаку. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, дети прибегают к имитации движений( например, животного, птицы и т. д.). Дети любят играть в словесные игры »Живая и неживая природа», «Кому что нужно», « Отгадай-ка», «Летает - не летает». Весь день детей сопровождается как подвижными, так и народными играми, что способствует укреплению их здоровья, как физического, так и психического. Одной из форм организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников являются »КВН», «Блиц-игра», занятия с использованием социально-игровых методов обучения, когда дети учат друг друга, «Клуб знатоков», «Что, где, когда?». Труд в природе способствует проведению трудовых игр с детьми.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности процесса обучения;

- активизация познавательной деятельности детей;

- раскрытие личностного потенциала воспитанников, сформированность  умений и навыков дружного коммуникативного взаимодействия;

- реализация личностно-профессионального роста педагогов;

- участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, повышение педагогической культуры родителей.

        Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует возникновению творчества.

г) коммуникативные технологии:

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу у взрослых. Лучший друг для современного ребенка-это компьютер или телевизор, а любимое занятие- просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться с реальным миром, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее  интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому работа, направленная на развитие коммуникативных способностей, актуальна на этапе предшкольного образования. Личностно - ориентированная модель воспитания ставит в центр образовательной системы личность ребенка. Целью коммуникативных технологий является формирование коммуникативных навыков старших дошкольников, обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка.

Задачи коммуникативных технологий:

- формирование  всесторонне-развитой личности ребенка; развитие интереса к людям, окружающему миру, стремления понять их взаимоотношения, потребности в общении;

- развитие у детей навыков адекватного поведения, воображения и творческих

способностей, знаний о нормах и правилах поведения;

- воспитание у детей положительного отношения к окружающему миру, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний;

- привлечь родителей к сотрудничеству с детьми и педагогами ДОУ.

В работе с детьми по экологическому воспитанию я уделяю большое внимание развитию коммуникативной сферы ребенка. Основным методом работы по формированию коммуникативных способностей детей является игра. Игра для ребенка средство самовыражения, она дает ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы, здесь он может растормозиться и полностью проявить себя ,т.е. ребенку дается возможность проиграть свои чувства напряжения, расстройства, неуверенности, агрессивности, страха, замешательства и запутанности. Проигрывая эти чувства, он выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. Игротерапия помогает ребенку достигнуть эмоциональной устойчивости. Ритмика, лечебная физкультура, игровая терапия, психогимнастика - это средства педагогики, коррегирующие недостаточность познавательной деятельности и поведение ребенка. Детский театр коррегирует поведение детей, страдающих замкнутостью, застенчивостью, речевой заторможенностью. Труд в природе сближает детей, воспитывает у них чувство товарищества, коллективизма, что очень важно для межличностного общения детей друг с другом. В работе с детьми я использую трудовые игры, игры-соревнования, игры-шутки для развития психических качеств личности ребенка. Игровые тренинги, сказкотерапия помогают развивать у детей способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. Подвижные и народные игры мы в детском саду используем для развития  совершенствования двигательной сферы, коррекции двигательных и личностных нарушений у детей. Релаксация помогает нашим детям восстанавливать физические силы и  душевное равновесие. Детям очень нравятся коммуникативные игры «Паровозик», «Звери на болоте», а также коммуникативные упражнения «Животные», «Птичий двор». Дыхательные и ритмические упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика формируют у детей как двигательные, так и коммуникативные навыки. Все игры можно использовать как в НОД, так и в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

- формирование знаний, умений и навыков адекватного общения, умение применять свои знания в повседневной жизни;

- развитие творческой личности ребенка, эмоционально- волевой сферы и умения регулировать свое поведение;

- коррекция личностных нарушений в поведении детей;

- воспитание доброжелательного отношения к людям и окружающему миру,

желания и готовности сделать им приятное и полезное;

- тесное сотрудничество родителей с детьми и педагогами ДОУ.

д) компьютерные технологии:

Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Зачастую для проведения НОД по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Целью такой работы  является использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, что способствует повышению качества и доступности информационного материала и повышению эффективности образования. Задачами, которые стоят перед педагогом в образовательном процессе являются:

- обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования инновационных

технологий;

- обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов;

- сделать родителей активными участниками экологической работы в ДОУ.

Для использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками необходимо создать информационную базу данных: самостоятельный поиск, обмен опытом, использование энциклопедий и развивающих дидактических игр. Имеющуюся информацию надо обработать, усовершенствовать и проанализировать и только после этого использовать полученную информацию в работе. Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме.

Ожидаемые конечные результаты:

- динамика изменений качества знаний и представлений воспитанников об окружающей природе;

- информатизация воспитательно-образовательного процесса;

- повышение качества образования за счет эффективного использования сов-

ременных информационных технологий.

 Наиболее эффективной формой экологического воспитания в нашем детском саду считаются природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции — это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни детей. Их проведение связано с известными датами, например, 22 апреля «День земли». Каждый год с детьми и родителями мы ходим в экологический музей. Такие экскурсии не оставляют равнодушными никого. Культурный уровень и экологическая грамотность родителей несет определенную роль в экологическом воспитании детей. Для родителей были проведены родительские собрания и консультации на темы:

1. «Полезные игры»;

2. «Природные факторы и наше здоровье»;

3. «Современные дети и природа»;

С педагогическим коллективом проведены педсоветы и консультации на темы:

1. «Ознакомление с природой родного края»

2. «Труд в природе»

3. «Здоровый образ жизни»

На основании вышеуказанного можно сказать, что целью экологического образования являются не только знания, полученные детьми и их родителями, но и сохранение здоровья человека в здоровой экологически безопасной среде, ведь здоровье - одно из высших ценностей человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...