Занятие по поисково-исследовательской деятельности "Мы исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poiskovo-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

           Занятие по поисково – исследовательской

                              деятельности:

                       «Мы исследователи»

                           Старшая группа

                                                                 Воспитатель:

                                                                                Попова Наталья Борисовна

                                                                             I квалификационная категория

      Цель: Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Формировать знания детей об органах человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на организм человека. Расширять и активизировать словарь. Воспитывать любовь к природе, трудолюбие.

     Предварительная работа: Беседа о воздухе. Знакомство с некоторыми свойствами в опытнической деятельности. Наблюдение на прогулке за дымом из котельных, домов, из выхлопных труб автомобилей.

     Материал: Визитки, камешки, стакан с водой, полиэтиленовые пакеты, резиновая груша, кусочек мела, шары, весы ,трубочки для коктейля, вырезные из бумаги силуэты человека, фломастеры на каждого ребенка, банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, тазик с водой, черенки деревьев, рассада цветов, халаты.

                                          ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог: - Он прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

                  Невесомою косынкой он окутывает нас.

                  Он в лесу густом душистый, как целительный настой,

                  Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной..

                  Мы его не замечаем, мы о нем не говорим.

                  Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим!

О чем говорится в стихотворении?

Ответы детей:

Педагог: - Ребята, я предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие ученые – исследователи?

Ответы детей:

Педагог: - Нам предстоит с вами задача, узнать. Что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Для этого мы с вами станем научными работниками, наденем белые халаты и отправимся в лабораторию.

Вы готовы! Уважаемые коллеги приступим к нашим исследованиям.           

Педагог :- Возьмите каждый по камешку в руки, сожмите его. Какой он на ощупь?

Ответы детей:

Педагог: - Камень это твердое тело. Какие твердые тела вы еще знаете?

Ответы детей:

Педагог: - А можно взять воздух в руки и сжать его?

Ответы детей:

 Педагог:- Какой можно сделать вывод?  

Ответы детей:                                                                                                             Педагог: - Молодцы, а теперь мы проведем опыт с водой. Возьмем стакан с водой, посмотрите, понюхайте какая она?

Ответы детей:

Педагог: - Что делает вода?

Ответы детей:

 Педагог: - Ребята, что же такое вода?

Ответы детей:

Педагог: - Назовите, какие еще жидкости вы знаете?

Ответы детей:

Педагог: - Значит вода – жидкое тело. Воздух может течь, журчать?

Ответы детей:

Педагог: - Уважаемые коллеги, мы свами определили, что воздух нельзя сжать в руке, значит это не твердое тело, воздух не течет – значит не жидкость. Какой мы можем сделать вывод? Давайте подведем итог – что такое воздух?

Ответы детей:

Педагог: - Правильно коллеги – это наше первое открытие!

Продолжим наши исследования. Мы доказали, что воздух это газ, вы его видите? Давайте докажем что воздух который нас окружает, он невидим. Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем его скручивать с открытого края. Каким становится пакет?

Ответы детей:

Педагог: - Как вы думаете почему?

Ответы детей:

Педагог: - Помашем ладонью возле своего лица. Что вы почувствовали?

Ответы детей:

Педагог: - Что это значит, как вы думаете?

Ответы детей:

Педагог: - Давайте подведем итог, воздух нас окружает, но он не видим.

А сейчас предлагаю отдохнуть.

        Отдых наш – физкультминутка занимай свои места,

        Раз присели, два привстали, руки к верху все подняли

        Сели – встали, ванькой - встанькой словно стали

        А потом пустились вскачь, будто мы упругий мячь.

- А сейчас мы проведем ряд экспериментов, из которых узнаем, что воздух есть везде.

 Возьмем резиновую грушу, сожмем в руке. Что вы услышали?

Ответы детей:

Педагог: - А теперь закроем пальцем отверстие груши и попытаемся ее сжать. Правильно она не сжимается. Что же этому мешает, как вы думаете?

Ответы детей:

Педагог: - Теперь бросьте каждый в свой стаканчик с водой мел, посмотрите, что происходит?

Ответы детей:

Педагог: - Как вы думаете, что это?

Ответы детей:

Педагог: - Подведем итог, где есть воздух?

Ответы детей:

Педагог: - Как вы думаете, имеет ли воздух вес?

Дети:

Педагог: - Давайте это определим, возьмем два воздушных шарика, я кладу их на весы, что мы наблюдаем?

Дети:

Педагог: - А сейчас на одну чашу положим надутый шарик. Что произошло?

Дети:

Педагог: - Как вы думаете почему?

Дети:

 Педагог: - Какой сделаем вывод, воздух имеет вес?

Дети:

 Педагог: - Возьмем кусочек резины и резиновую игрушку попробуйте что тяжелее резина или игрушка?

Дети:

Педагог: - Коллеги, опустите сначала резину в воду, а потом игрушку. Что мы наблюдаем?

Дети:

Педагог: - Почему это произошло? Ведь игрушка тяжелее маленького кусочка резины?

Дети:

Педагог: - Подведем итог – воздух имеет вес. Уважаемые коллеги, проведя с вами опыты, мы с вами узнали, где и как можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. А теперь, скажите пожалуйста, чем мы с вами дышим?

Дети:

Педагог: - Давайте в этом убедимся. Возьмите стаканы с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и тихонько в нее подуйте. Что вы наблюдаете?

Дети:

Педагог: - Скажите, какие органы дыхания вы знаете?

Дети:

Педагог: - Прошу вас подойти к доске, выбрать силуэт человечка и фломастером нарисовать, как воздух попадает в наш организм.

Дети рисуют:

Педагог: - Дети, а мы можем не дышать?

Дети:

Педагог: - Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом легче дышать чистым или загрязненным?

Дети:

Педагог: - Что же приводит к загрязнению воздуха?

Дети:

Педагог: - Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

Дети:

Педагог: - Мы с вами поставили в воду черенки разных деревьев, когда станет тепло и наши черенки пустят корни, мы высадим их на участке, чтобы воздух в нашем районе стал еще чище.

Ну что ж, уважаемые коллеги, мы хорошо с вами потрудились. У нас хорошее настроение, передайте его друг другу: дотроньтесь друг до друга кулачками, ладошками.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по поисково - исследовательской деятельности "Юные исследователи"

Данная программа направлена на развитие поисково исследовательской деятельности детей 3-7 лет. Прогамма разработана с учётом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразвательной программы дошкол...

Открытое занятие по поисково - исследовательской деятельности «Магнит – это интересно» (старшая группа)

Цель: развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности.Программное содержание:Формировать представления о различных сторонах изучаемого предмета (магнита), его взаимоотношениях с другими пр...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в   подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...