Открытое занятие по поисково-исследовательской деятельности в средней группе
опыты и эксперименты по обж (средняя группа)

ПРОХОРОВА ИРИНА РАИСОВНА

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по поисково-исследовательской деятельности в средней  группе

КОНСПЕКТ

ТЕМА:

                                                                                                                                    Подготовила:

Прохорова И.Р.

2016 год

Задачи:

- помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах и способности притягивать железо через разные вещества и материалы;

- активизировать словарь детей;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы,

- поддерживать стремление к познанию через игровую экспериментальную деятельность;

- закрепить знания о правилах техники безопасности во время работы в лаборатории;

- способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, желанию приходить на помощь другим.

Оборудование и материалы:

Технические средства – компьютер, проектор, экран, фрагмент мультфильма «Магнетизм». Магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, гайки, шурупы и др., предметы из пластмассы, дерева, бумаги, стекло, картон (на каждого ребенка). Магнитная игра «Рыбалка», макет цветочная поляна из картона.

Словарная работа: Магнитические и немагнитические предметы, магнитная сила, притяжение и намагничивание.

ХОД образовательной деятельности:

Эмоциональный настрой:

Здравствуйте, дети.Сегодня мы с вами узнаем много интересного. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

РЕФЛЕКСИЯ: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.

- Собрались мы вместе в круг

Ты мой друг и я – твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Я знаю, что вы любите мультфильмы, я тоже люблю их. Да и детский сад наш как магнит мультяшки в гости к себе манит. Я хочу предложить вам просмотреть коротенький фрагмент одного мультфильма. Мультфильм называется «Магнетизм»

Просмотр фрагмента мультфильма «Магнетизм».

Воспитатель: К нам в гости пришла Нюша (показывает игрушку) Бедная Нюша. Ребята, а вы знаете  что же нашли Еж и Крош. А вы ребята заметили что же они  нашли?

Дети: магнит

Воспитатель: 

Правильно это магнит.

 Много секретов в себе он хранит! Поэтому Нюша просит нас помочь эти секреты разгадать. Она принесла кусочки магнита и хочет узнать о них побольше. Для начала возьмём кусочки магнита в руки и рассмотрим, какие они на ощупь?

Дети: твердые, холодные, тяжелые

Воспитатель: Магниты бывают разной формы. Но у всех у них есть одно общее самое важное свойство. Что умеет делать магнит?

Дети: притягивать к себе предметы.

Воспитатель: Да, магнит притягивает к себе предметы. А со всеми ли он предметами дружит?

Предположение детей

Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим это.

Важное дело – эксперимент, в нём интересен нам каждый момент!

 Давайте займем свои места за столами в нашей сказочной лаборатории. Но для начала вспомним с Вами правила работы в лаборатории.

1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Нельзя ничего брать  в рот.
5.Делать все нужно дружно!

Опыт №1

Воспитатель: У вас на столах лежат предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с его помощью разделите эти предметы на две группы: в тарелку (где есть изображена Нюша)  положите предметы, которые притягиваются (Нюша любит железные предметы), а в этой тарелочки остались предметы, которые не притягиваются к магниту.

Практическая работа с магнитом

Воспитатель: Какие предметы оказались, в тарелочки где нарисована Нюша? И из какого они материала?

Дети: гвозди, скрепки, кнопки железные

Воспитатель: Вот эти все предметы  «магнетические», магнит с ними очень дружит.

Воспитатель: А в этой тарелке  у нас какие предметы остались? И из какого они материала? (показываю)

Дети: карандаш – деревянный, кубик – пластмассовый, самолётик – бумажный

Воспитатель: В этой тарелочке  все предметы «немагнетические», магнит с ними не дружит.

Воспитатель: А теперь результаты эксперимента мы занесем в таблицу при помощи фишек.

Воспитатель: Что мы можем сказать теперь Нюше про магнит?

Дети: Магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель: А сила, которая помогает их притягивать, называется магнитной силой. Давайте повторим как называется сила, которая притягивает предметы. (магнитная)

Словарная работа по закреплению выражения «магнитная сила».

Опыт №2

Воспитатель: Нюша интересуется, а можем ли мы ей помочь достать металлические булавки, которые Крош и Бараш уронили в стакан. Что скажите? Будем пытаться? Только учтите, руки мочить нельзя, вода холодная. А теперь берем маленький стакан с водой (где изображен Крош) , а на дне булавки, попробуйте достать их.

Практическая работа с металлическими булавками.

Воспитатель: Удалось достать булавки? А как вы это сделали?

Ответы детей

Воспитатель: Магнитная сила может проходить через воду?

Дети: Магнит сохраняет свою магнитную силу в воде.

Опыт №3

Воспитатель: А вот вам задача посложнее. Как достать эти же булавки, не замочив рук и магнита.

Гипотезы детей и работа над подтверждением. Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают булавки..

Воспитатель: А в этот раз как вы достали булавки?

Дети: через стекло

Воспитатель: Какое новое свойство магнита мы открыли?

Дети: Магнитная сила действуют через стекло.

Воспитатель: Молодцы! Мы все сделали правильно, достали булавки. Теперь Нюша очень рада и зовет нас поиграть.

Физминутка «Почемучки» с ростовой куклой Нюшой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как сделаны рыбки, что у них на носиках? А как сделана удочка?

Воспитатель: А теперь поиграем в игру « Где чей дом». Магнитная сила действуют и через картон.

Воспитатель: А сейчас проверим есть ли у нас с вами магнитная сила(волшебный шар).

А сейчас я приглашаю вас, ребята, снова посмотреть фрагмент мультфильма

Вопросы

- Что притягивает магнит?

Ответы детей: Магнит притягивает металлические предметы.

 2 фрагмент мультфильма:

Вопросы:

Магнит, если его перевернуть может и отталкивать металлические предметы друг от друга.

Воспитатель: Понравилось вам наше приключение вместе со смешариками?

Что нового вы сегодня узнали?  Да  мы познакомились со свойствами магнита  Волшебный шар. А мне хочется на память о нашей встрече подарить вам веселых мультигероев, которые познакомили вас с магнитом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по поисково-исследовательской деятельности "Мы исследователи"

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе....

Открытое занятие по поисково - исследовательской деятельности «Магнит – это интересно» (старшая группа)

Цель: развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности.Программное содержание:Формировать представления о различных сторонах изучаемого предмета (магнита), его взаимоотношениях с другими пр...

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе "Путешествие с Капелькой в Царство воды"

Форма проведения занятия: познавательно-игровое. Занятие для детей средней группы по поисково-исследовательской деятельности  с целью создания целостного представления о воде как природном явлени...

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в подготовительной группе « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково – исследовательской деятельности в   подготовительной группе « Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его р...

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности « Что такое звук?»

Конспект занятия по поисково- исследовательской деятельности «  Что такое звук?» Цель: Сформировать понятие о природе звука, скорости его распространения в разных средах: твердой...

Презентация.Тема: «Маленькие и большие открытия почемучек в поисково-исследовательской деятельности»

Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в...